Хроника не очень пикирующего бомбардировщика I

Jan 24, 2016 22:49

Содержание: Часть I | Часть II | Часть III


В 00.15, 5 июня 1942 г. находившиеся в районе Мидуэя японские соединения по­лу­чи­ли секретную директиву Глав­но­ко­ман­дующего Объединённым флотом Японии адмирала Исороку Ямамото за номером 303. Практически всем боеспособным ко­ра­б­лям пред­пи­сы­ва­лось изменить курс и двигаться в точку рандеву с основными силами. В 02.55 директива была подкреплена опе­ра­тив­ным приказом Главкома №161, на­чи­нав­шим­ся со слов «Операция по захвату AF [Мидуэя] отменяется». По большому счёту, пере­лом­ное сражение Тихоокеанской войны, в ходе которого япо­н­цы уже потеряли четыре эскадренных авианосца, на этом можно было считать за­кон­чив­шим­ся. Но обе стороны об этом пока не знали. 

Ближе всего к Мидуэю в тот момент находилось «Соединение непосредственной поддержки», 7-я дивизия крейсеров, сос­то­яв­шая из четырех тяжёлых крейсеров типа «Могами»: флагман «Кумано», а также «Судзуя», «Микума» и «Могами». Они на­прав­ля­лись к атоллу с задачей огнём своих 203-мм орудий до рассвета (пока вражеская авиация не способна им помешать) сде­лать то, что не удалось японской палубной авиации утром предыдущего дня - уничтожить базировавшиеся на Мидуэй са­мо­лё­ты и подавить береговую оборону атолла. Приказ об отмене операции, ошибочно отправленный командиру 8-й дивизии крейсеров, до них своевременно не дошёл.



В 02.15 командир американской подлодки SS-198 «Тэмбор» капитан 3-го ранга Джон У. Мёрфи обнаружил это соединение в 89 милях от Мидуэя, всё ещё следующее курсом ост - то есть по направлению к атоллу. В темноте подводники потеряли кон­такт, но в 02.38 подлодка опять обнаружила соединение, но на этот раз идущее уже курсом норд, прямо на неё - к этому мо­мен­ту японские крейсеры видимо получили, наконец, предназначавшийся им приказ. «Тэмбор» опять не смогла занять по­зи­цию для атаки, однако и без этого ухитрилась много чего натворить.

На шедшем первым в кильватерной колонне флагмане «Кумано» заметили вражескую подлодку и немедленно отдали ко­ман­ду на манёвр уклонения, поворот «все вдруг» влево. Однако из-за ошибки в передаче сигнала, производившийся в темноте манёвр закончился весьма плачевно: если два головных крейсера - «Кумано» и «Судзуя» - были близки к столкновению, но всё же смогли его избежать, то остальным повезло меньше. Замыкающий «Могами» внезапно обнаружил себя идущим прямо в мидель «Микума». В последний момент удар удалось превратить в скользящий, но и этого хватило, чтобы смять и почти ото­р­вать нос «Могами» чуть не по первую башню главного калибра. «Микума» отделался помятыми плитами броневого пояса и 20-метровой «царапиной» ниже ватерлинии, вызвавшей течь одного из топливных танков левого борта.



1. Реконструкция манёвра, приведшего к столкновению «Микума» и «Могами», на базе схемы из работы «Сэнси Сосё. Миддовэ Кайсэн».
2. Лишившийся носовой оконечности крейсер «Могами» заправляется с танкера «Нитией-Мару». Вид с мостика крейсера, 7 июня 1942 г.

Повреждённый «Могами» явно не способен был выдерживать даже экономическую скорость, поэтому командующий со­е­ди­не­ни­ем, вице-адмирал Такео Курита, принял решение оставить ему в качестве эскорта также повреждённый «Микума», а самому с двумя оставшимися крейсерами продолжить выполнение приказа - двигаться в назначенную точку рандеву. На «Мо­га­ми» между тем пытались насколько можно исправить положение. Смятая носовая оконечность, свороченная почти на 90° влево, была отделена, переборки носовых отсеков герметизированы. В результате крейсер оказался способен развивать ско­ро­сть 12 узлов при управляемости уровня перегруженной баржи.

Тем временем, ничего не знавший о вызванном им хаосе командир SS-198 «Тэмбор» не оставлял надежды найти за­ме­чен­ные им корабли. В 02.51 он обнаружил их вновь, но вскоре опять потерял. Лишь в 03.00 капитан 3-го ранга Мёрфи отправил на Мидуэй своё первое сообщение «много неопознанных кораблей», где указал район обнаружения, но не смог указать скорость и курс, так как цели их постоянно меняли. Кроме того командир подлодки всё ещё не был уверен, что это вражеские корабли. «Тэм­бор» то обнаруживал цели, то опять их терял, пока в 04.37 не смог уверенно опознать, что имеет дело с двумя крейсерами типа «Могами», ведущими активные переговоры с помощью сигнальных прожекторов.



Крейсерская подводная лодка SS-198 «Тэмбор», 8 апреля 1940 г.

В 05.04 командир «Тэмбор» смог даже заметить, что у одного из крейсеров отсутствует «около 40 футов носовой части», а аку­с­тик доложил о подводном взрыве. В 06.02 он обнаружил их последний раз на большом удалении, а затем потерял контакт окончательно. После чего, наконец, отправил подробный доклад: два повреждённых крейсера типа «Могами», курс вест, скорость 17 узлов, обнаружены в 115 милях от Мидуэя по пеленгу 272°.

С аэродрома Мидуэя ещё в 05.30 взлетели PBY-5А «Каталина» из состава 44-й патрульной эскадрильи. В отличие от предыдущих дней вылет состоял не из 22, а всего из 10 летающих лодок. Соответственно, их задача также была значительно сокращена - прочесать сектор в 130° на дальность 250 миль. Вскоре после получения подробного сообщения с подлодки «Тэмбор», патрульные летающие лодки подтвердили эту информацию. В журнале боевых действий авиабазы ВМС на Мидуэе это выглядело следующим образом:

06.30 - 2V55 докладывает: 2 линкора, пеленг 264, дистанция 125, курс 268,
        скорость 15.
06.32 - 2V55 докладывает: корабли повреждены, течь из топливных танков.
07.00 - 4V58 докладывает: 2 вражеских крейсера, пеленг 286, дистанция 174,
        курс 210, скорость 20.

Последнее сообщение явно относилось к ушедшим вперёд «Кумано» и «Судзуя», в то время как первые два в целом сов­па­да­ли с данными по «Могами» и «Микума», переданными подлодкой. Авианосное соединение контр-адмирала Рэймонда Э. Спрю­эн­са в тот момент было занято поиском повреждённых в предыдущий день авианосцев противника, поэтому командир авиабазы ВМС на Мидуэе капитан 1-го ранга Сирил Симард принял решение атаковать обнаруженные «линкоры» силами соб­ст­вен­ной ударной авиации. Верней тем, что от этих сил осталось.

На начало сражения при Мидуэе базировавшаяся на атолле 241-я разведовательно-бомбардировочная эскадрилья мор­с­кой пехоты (VMSB-241) имела достаточно внушительную на первый взгляд численность. В её составе было 19 (18 боеспособных) пикирующих бомбардировщика «Дуглас» SBD-2 «Донтлес» и 21 (17 боеспособных) «Воут» SBU2-3 «Виндикейтер». Однако даже сра­в­ни­тельно сов­ре­мен­ные «Донтлесы» второй модели, переброшенные на Мидуэй незадолго до сражения, были сильно «бэ­уш­ны­ми», списанными с авианосцев после по­ступ­ле­ния новых машин типов SBD-3 и 3A.



С пикировщиками SBU2-3 дело обстояло ещё хуже. Мало того, что эти машины принадлежали к предыдущему по­ко­ле­нию, уже ушедшему с палуб авианосцев «первой линии», они, вдобавок, были серьёзно изношены. За их поведение в воздухе пи­ло­ты давно «перекрестили» эти бомбардировщики из внушительного «Vindicator» (защитник) в более похожие на правду «Wind indicator» (флюгер) или вообще «Vibrator». А когда вскоре после прилёта этих самолётов на Мидуэй в конце 1941 года на них впервые попытались пикировать, выяснилось, что тканевая обшивка плоскостей уже не выдерживает на­гру­зок и начинает расползаться. Обшивку залатали, но полноценно пикировать на них больше не рисковали - только по­ло­гое пикирование на малой скорости. Не говоря уж о том, что на этих самолётах изначально осутствовали не­об­хо­ди­мые пикировщику воздушные тормоза - их роль, теоретически, должны были играть обычные закрылки и выпущенное шасси.



Пилоты основного состава VMSB-241 (до прибытия пополнения), май 1942 г., Мидуэй.
Семеро из них погибнут в ходе сражения при Мидуэе, включая капитана Ричарда Ю. Флеминга (стоит четвёртым справа).

Под стать самолётам были и пилоты - в эскадрилье имелось лишь три кадровых офицера. 26 мая вместе с «Донтлесами» прибыл 21 пилот пополнения, 17 из них были только что выпущены из лётной школы Корпуса морской пехоты в Пенсаколе. Из тех «наиболее опытных» пилотов, кого на­зна­чи­ли на «Донтлесы», только трое имели опыт пилотирования этого самолёта, а недостаток бензина на Мидуэе вынудил ог­ра­ни­чить ознакомление остальных с новой для них машиной одним-единственным тре­ни­ро­воч­ным полётом. Продолжительностью в целый час.

Во время взлёта на первый боевой вылет утром 4 июня у двух SBD-2 вышли из строя не выдержавшие полных оборотов дви­га­те­ли, а один из SBU2-3 был вынужден вскоре вернуться - в полёте у него развалился капот. По результатам двух боевых вылетов 4-го июня эскадрилья безвозвратно потеряла 13 машин, ещё 7 были списаны как не подлежащие ремонту, а все ос­та­в­ши­е­ся самолёты тоже имели повреждения. Потери личного состава составили 10 пилотов (включая последовательно двух ко­ман­ди­ров эскадрильи) и 11 стрелков-радистов убитыми и пропавшими без вести, а также 7 пилотов и 7 стрелков ранеными.



Пара SBU2-3 «Виндикейтер» из состава VMSB-241 взлетает с аэродрома Мидуэя, 4 июня 1942 г.

Таким образом, на момент получения приказа об атаке обнаруженных японских «линкоров» в составе 241-й раз­ве­до­ва­тель­но-бомбардировочной эскадрильи морской пехоты оставалось 12 боеспособных самолётов (поровну каждого типа). В кокпитах находились экипажи, осилившие в предыдущий день два дальних боевых вылета, «слепой» полёт, ночную посадку, и имевшие целых 4 часа на предмет отоспаться. Шестёрку «Донтлесов» возглавлял уже третий за сутки командир эскадрильи, един­ст­вен­ный оставшийся кадровый офицер, капитан корпуса морской пехоты Маршалл А. Тайлер. А шестёрку «Виндикейтеров» - наш герой, почти 25-летний «бакалавр искусств» Университета Миннесоты, а ныне капитан резерва КМП Ричард Юджин Флеминг.

На этом затянувшееся вступление заканчивается, и начинается, собственно, наша история, которую мне хотелось бы из­ло­жить уже не методом пересказа, а цитатами из документов.

A7-3-42
MAT/dwo
C Е К Р Е Т Н ОКОРПУС МОРСКОЙ ПЕХОТЫ СОЕДИНЁННЫХ ШТАТОВ,
241-Я РАЗВЕДОВАТЕЛЬНО-БОМБАРДИРОВОЧНАЯ ЭСКАДРИЛЬЯ КМП
ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ АВИГРУППА КМП, ВТОРОЕ АВИАКРЫЛО КМП,
МОРСКАЯ ПЕХОТА ФЛОТА, ПОЧТА ФЛОТА, САН-ФРАНЦИСКО, КАЛИФ.

12 июня 1942 г.

От:       Командира эскадрильи.

Кому:     Командиру 22-й авиагруппы КМП.
Тема:     Рапорт о действиях 241-й РБЭ КМП в течение 4 и 5 июня 1942 г.

[...]
    37.     Планом предусматривалось, что подразделение капитана Тайлера проведёт атаку с пикирования с высоты 3000 м, в то время как подразде­ле­ние капитана Флеминга - с пологого пикирования с высоты 1500 м.

38.     Взлёт был завершён в 07.00, сбор в группы произведён над аэ­ро­дро­мом, после чего эскадрилья немедленно направилась наперехват цели.

39.     Самолёты SBD-2 набрали высоту 3500 м, другое подразделение - 1200 м. После около сорока пяти (45) минут полёта по указанному курсу был обнаружен след повреждённого линкора в виде широкой полосы мазута на воде, ведущий в западном направлении.

40.     Противник был обнаружен в 08.05 после чего было немедленно на­ча­то снижение до высоты пикирования. Корабль противника вёл яро­стный зе­нит­ный огонь и выполнял радикальные манёвры уклонения. В ходе снижения до 3000 м эскадрилья произвела манёвр с разворотом.

41.     Атака с пикирования началась в 08.08 и производилась с раз­ных направлений, с применением манёвров уклонения. Попаданий заме­чено не было.

42.     Непосредственно после этой атаки капитан Флеминг начал атаку с полого пикирования с высоты 1200 м через плотный зенитный огонь. Он про­дол­жил атаку даже после того, как получил попадания, невзирая на то, что его самолёт уже горел. Он сбросил бомбу, добился близкого промаха в районе кормы, после чего его горящий самолёт упал. Ещё одно прямое по­падание было замечено в носовой трети корабля. Во время отхода у кораб­ля наблюдался сильный крен на правый борт, он описывал циркуляции вправо.

[...]

М. А. Тайлер

Этого фрагмент даёт достаточно полное общее представление о данном эпизоде. А дополнительные детали о последней ата­ке капитана Флеминга можно найти в документах, на основании которых эта атака была описана в данном рапорте, а име­н­но, в отчётах пилотов 241-й разведовательно-бомбардировочной эскадрильи морской пехоты, участвовавших в том вылете. Ниже приведены те их фрагменты, что описывают атаку шестёрки «Виндикейтеров» на вражеский «линкор» - на самом деле, конечно же, это был тяжёлый крейсер «Микума», оставлявший мазутный след из пробитого топливного танка.

КОРПУС МОРСКОЙ ПЕХОТЫ СОЕДИНЁННЫХ ШТАТОВ,
241-Я РАЗВЕДОВАТЕЛЬНО-БОМБАРДИРОВОЧНАЯ ЭСКАДРИЛЬЯ КМП
ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ АВИГРУППА КМП, ВТОРОЕ АВИАКРЫЛО КМП,
МОРСКАЯ ПЕХОТА ФЛОТА, ПОЧТА ФЛОТА, САН-ФРАНЦИСКО, КАЛИФ.
7 июня 1942 г.  
C Е К Р Е Т Н О

ОТЧЁТ КАПИТАНА БРЮСА ПРОССЕРА, ЛЁТНЫЙ РЕЗЕРВ КМП США
[...] Мы выполнили бомбардировку с пологого пикирования, звено капитана Флеминга атаковало со стороны кормы, слева от меня, я атаковал со сто­ро­ны солнца, в борт цели. Самолёт капитана Флеминга вспыхнул примерно в се­ре­ди­не траектории пикирования. Из пяти (5) бомб, которые я наблюдал, одна была очень близким промахом в районе кормы и три примерно в 180 метрах от борта цели. Ещё одна очень близко. [...]

ОТЧЁТ КАПИТАНА ЛЕОНА М. УИЛЬЯМСОНА, ЛЁТНЫЙ РЕЗЕРВ КМП США
[...] Наша атака началась с высоты 1200 метров со стороны солнца. Орудия ПВО вели по нам огонь с интервалами примерно 2 секунды. Во время пи­ки­ро­ва­ния двигатель самолёта капитана Флеминга дымил, на выходе из пикирования его самолёт вспыхнул. Я увёл свой самолёт за небольшое облако и держал его между собой и линкором во время пологого пи­ки­ро­ва­ния. После выхода из об­ла­ка линкор оказался прямо передо мной, и я произвёл сброс по осевой ли­нии корабля. Во время пикирования я заметил, что линкор был серьёзно по­вреж­дён в 4-й четверти правого борта. Результатов атаки я не видел.[...]

ОТЧЁТ ЛЕЙТЕНАНТА ДЖОРДЖА Е. КОУТЕЛАСА, ЛЁТНЫЙ РЕЗЕРВ КМП США
[...] Атака началась в 08.50. Капитан Флеминг, возглавлявший атаку, по­лу­чил попадания от огня ПВО и загорелся. Он продолжал пологое пи­ки­ро­ва­ние, несмотря на то, что горел и произвёл сброс на высоте 150 метров. Ре­зуль­та­том был близкий промах в районе кормы корабля. Я был замыкающим из шести пикировавших. Во время пикирования я видел два близких промаха, примерно в 10 метрах от носовой части правого борта. Между бомбами было около 6 мет­ров. Я делал заход по диагонали, поперёк носовой части, с правого борта, и произвёл сброс на высоте около 300 метров. После сброса я развернулся на курс 080 градусов в направлении возвращения. Во время выполнения виража я видел прямое попадание на расстоянии трети длины корабля от носа. У ко­ра­б­ля появился сильный крен, и он начал крутую циркуляцию вправо. Я наблюдал за ним, пока он не скрылся из виду, и он всё ещё дымил в районе носа.[...]

ОТЧЁТ ЛЕЙТЕНАНТА АЛЛАНА Г. РИНГБЛОМА, ЛЁТНЫЙ РЕЗЕРВ КМП США
[...] Огонь ПВО был очень сильным, разрывы ложились прямо по нашему курсу. Первое звено развернулось вправо и начало пологое пикирование в на­пра­в­ле­нии с правого на левый борт цели, затем прямо сзади, после того как линкор повернул влево. Я последовал за Проссером вправо и начал пикирование в на­прав­лении с правого на левый борт. После сброса я по­смо­т­рел назад и увидел дым в носовой части корабля. Мне кажется, что четыре бомбы легли по пра­во­му бор­ту вблизи носа. Мой стрелок доложил, что двое из нашей группы вы­пры­г­ну­ли (видел парашюты) после зенитных попаданий в их самолёт.[...]

ОТЧЁТ СЕРЖАНТА КЛАЙДА Г. СТЭМПСА, КМП США
[...] Сразу по прибытии в район целей наш вылет из 6 самолётов пе­ре­стро­ил­ся в боевой порядок «ABC», и командир группы немедленно сделал полубочку и вошёл в пологое пикирование со стороны солнца под углом около 50°, второй номер последовал за ним, я был третьим номером. Я не уверен, куда попала бомба командира, бомба второго номера попала около 5-6 метров правей но­со­вой части правого борта, третьего - примерно в то же место.[...]

Вот, в сущности, и всё, что было более или менее достоверно известно американской стороне о последней атаке и об­сто­я­тель­ст­вах гибели ка­пи­та­на Ричарда Ю. Флеминга. Хотел бы обратить ваше внимание на несколько важных моментов:

  1. Все пять отчётов написаны пилотами из шестёрки «Виндикейтеров». Пилоты «Донтлесов» ничего из этого не видели, и видеть не могли, поскольку атаковали раньше и в тот момент давно уходили от района целей на малой высоте.
  2. В результате манёвра крейсера, звено Флеминга атаковало с кормы, практически вдоль оси корабля, второе звено - почти им навстречу, в правую скулу.
  3. Из пяти пилотов дивизиона Флеминга трое видели возгорание его самолёта - один из его звена, и двое из второго.
  4. Его попадание - близкий промах в районе кормы - видели двое, оба из второго звена, один из них видел момент сброса.
  5. Стрелок-радист одного из самолётов второго звена видел два парашюта (единственный из 10 человек лётного состава).
  6. Момент и место падения самолёта Флеминга не видел никто.
  7. Двое пилотов наблюдали дым в носовой части корабля, один из них также утверждает, что видел прямое попадание.

Подобная «избирательность зрения» не должна никого удивлять. Все пилоты находились в кокпитах бомбардировщиков с очень плохим обзором в секторе «впереди снизу». Кроме того, в тот момент все они были заняты крайне сложным делом, бом­бо­ме­та­ни­ем с пикирования по скоростной, маневрирующей и ведущей зенитный огонь цели. Поэтому бóльшую часть вре­ме­ни они смотрели либо в телескопический прицел с очень малым углом зрения, либо на альтиметр на приборной па­не­ли, а во­все не глазели по сторонам. А капитан Флеминг пикировал первым.



1. Кокпит палубного разведчика-бомбардировщика «Воут» SBU2 «Виндикейтер». Сверху виден окуляр телескопического прицела. Третий прибор в верхнем ряду приборной панели - альтиметр. 2. Пилот, прильнувший к окуляру телескопического прицела пикировщика.

Между тем сражение при Мидуэе близилось уже к фактическому завершению. Утром следующего дня, 6 июня 1942 г., разведчик с авианосца «Энтерпрайз» и патрульная «Каталина» с Мидуэя в очередной раз обнаружили «японские линкоры» (история этого обнаружения и идентификации целей заслуживает отдельного романа в стихах). После чего авианосное со­е­ди­не­ние контр-адмирала Спрюэнса, за неимением других целей, занялось этими двумя многострадальными крейсерами, а также присланной им в помощь парой эсминцев типа «Асасио». С Мидуэя к той же цели были направлены 26 «Боинг» B-17.

«Летающие крепости», как обычно, никуда ни разу не попали. Три волны палубных пикировщиков с ави­а­нос­цев «Хорнет», «Энтерпрайз», а также «осиротевших» самолётов с «Йорктауна» добились гораздо лучших результатов. Получивший как ми­ни­мум 5 прямых попадания тяжёлый крейсер «Микума» пошёл ко дну, а его «безносый» систершип «Могами» получил 6 по­па­да­ний, но остался на плаву. Эсминцы «Асасио» и «Арасио» также получили по бомбе. Потери личного состава составили не менее 50 человек на эсминцах, 81 на «Могами» и 650 на «Микума», включая ко­ман­ди­ра корабля. Два члена экипажа последнего были спасены подлодкой SS-202 «Траут» и попали в плен.



Фотография, ставшая главным символом Победы при Мидуэе: палубные пикировщики «Донтлес» на фоне горящего крейсера «Микума».

Оглушительная «невозможная победа» при Мидуэе обошлась Вооружённым силам США (армии, флоту и морской пе­хо­те) в 307 человек убитыми и пропавшими без вести. Из них 186 человек принадлежали к лётному составу, из которых 94 были пилотами (к слову, американских пилотов в этом сражении погибло в полтора раза больше, чем японских). Все погибшие американские пилоты были награждены посмертно, но лишь один из них - высшей военной наградой США, Медалью Почёта. Это был капитан Ричард Ю. Флеминг, который, таким образом, стал первым пилотом морской пехоты, удо­сто­ен­ным этой награды. Более того, он стал единственным участником этого переломного сражения, получившим высшую награду страны. Его стрелок-радист, рядовой морской пехоты Джеймс А. Томс, также получил высокую награду - Крест за лётные заслуги.

Следующаяя часть »»

Источники:
  1. VMSB-241, Statement of Captain Bruce Prosser, USMCR(V). 7 June 1942
  2. VMSB-241, Statement of Captain Leon M. Williamson, USMCR(V). 7 June 1942
  3. VMSB-241, Statement of Second Lieutenant George E. Koutelas, USMCR(V). 7 June 1942
  4. VMSB-241, Statement of Second Lieutenant Allan H. Ringblom, USMCR(V). 7 June 1942
  5. VMSB-241, Statement of Technical Sergeant Clyde H. Stamps, USMC. 7 June 1942
  6. CO MAG-22 to CinCPac, Subject: Battle of Midway Islands, report of. June 7, 1942.
  7. CO VB-6 to CO U.S.S. ENTERPRISE, Subject: Report of Actions, June 4-6, 1942. June 7, 1942
  8. СО VMSB-241 to CO MAG-22, Subject: Report of Activities of VMSB-241 during June 4-5, 1942. June 12, 1942
  9. CO U.S.S. HORNET to CinCPac, Subject: Report of Action - 4-6 June 1942. June 13, 1942
  10. CO VS-6 to CO U.S.S. ENTERPRISE, Subject: Report of Actions, June 4-6, 1942. June 20, 1942
  11. CinCPac to Cominch, Subject: Battle of Midway. June 28, 1942
  12. USS Tambor (SS198) - War Diary, Third War Patrol. Undated
  13. U.S. Naval Air Station, Midway Island - War Diary. 1 June, 1942 - 30 June, 1942
  14. Mobile Force's Detailed Battle Report #6, ONI Review, 1947
  15. Richard W. Bates “The Battle of Midway Including the Aleutian Phase, June 3 to 14, 1942. Strategical and Tactical Analysis”, 1948
  16. (戦史叢書) ミッドウェ-海戦 [Сэнси Сосё. Миддовэ Кайсэн] - «„Военная история“. Морское сражение при Мидуэе», 1971
  17. John B. Lundstrom “The First Team: Pacific Naval Air Combat from Pearl Harbor to Midway”, 1984
  18. Robert J. Cressman “A Glorious Page in Our History: The Battle of Midway, 4-6 June 1942”, 1990
  19. Jonathan B. Parshall, Anthony B. Tully, “Shattered Sword: The Untold Story of the Battle of Midway”, 2005
  20. Mark W. Allen, “Midway Submerged”, 2011
  21. Николай Колядко, “Цена поражения”, 2013

Мифы Мидуэя

Previous post Next post
Up