Содержание: Часть I |
Часть II |
Часть III В 00.15, 5 июня 1942 г. находившиеся в районе Мидуэя японские соединения получили секретную директиву Главнокомандующего Объединённым флотом Японии адмирала Исороку Ямамото за номером 303. Практически всем боеспособным кораблям предписывалось изменить курс и двигаться в точку рандеву с основными силами. В 02.55 директива была подкреплена оперативным приказом Главкома №161, начинавшимся со слов «Операция по захвату AF [Мидуэя] отменяется». По большому счёту, переломное сражение Тихоокеанской войны, в ходе которого японцы уже потеряли четыре эскадренных авианосца, на этом можно было считать закончившимся. Но обе стороны об этом пока не знали.
Ближе всего к Мидуэю в тот момент находилось «Соединение непосредственной поддержки», 7-я дивизия крейсеров, состоявшая из четырех тяжёлых крейсеров типа «Могами»: флагман «Кумано», а также «Судзуя», «Микума» и «Могами». Они направлялись к атоллу с задачей огнём своих 203-мм орудий до рассвета (пока вражеская авиация не способна им помешать) сделать то, что не удалось японской палубной авиации утром предыдущего дня - уничтожить базировавшиеся на Мидуэй самолёты и подавить береговую оборону атолла. Приказ об отмене операции, ошибочно отправленный командиру 8-й дивизии крейсеров, до них своевременно не дошёл.
В 02.15 командир американской подлодки SS-198 «Тэмбор» капитан 3-го ранга Джон У. Мёрфи обнаружил это соединение в 89 милях от Мидуэя, всё ещё следующее курсом ост - то есть по направлению к атоллу. В темноте подводники потеряли контакт, но в 02.38 подлодка опять обнаружила соединение, но на этот раз идущее уже курсом норд, прямо на неё - к этому моменту японские крейсеры видимо получили, наконец, предназначавшийся им приказ. «Тэмбор» опять не смогла занять позицию для атаки, однако и без этого ухитрилась много чего натворить.
На шедшем первым в кильватерной колонне флагмане «Кумано» заметили вражескую подлодку и немедленно отдали команду на манёвр уклонения, поворот «все вдруг» влево. Однако из-за ошибки в передаче сигнала, производившийся в темноте манёвр закончился весьма плачевно: если два головных крейсера - «Кумано» и «Судзуя» - были близки к столкновению, но всё же смогли его избежать, то остальным повезло меньше. Замыкающий «Могами» внезапно обнаружил себя идущим прямо в мидель «Микума». В последний момент удар удалось превратить в скользящий, но и этого хватило, чтобы смять и почти оторвать нос «Могами» чуть не по первую башню главного калибра. «Микума» отделался помятыми плитами броневого пояса и 20-метровой «царапиной» ниже ватерлинии, вызвавшей течь одного из топливных танков левого борта.
1. Реконструкция манёвра, приведшего к столкновению «Микума» и «Могами», на базе схемы из работы «Сэнси Сосё. Миддовэ Кайсэн».
2. Лишившийся носовой оконечности крейсер «Могами» заправляется с танкера «Нитией-Мару». Вид с мостика крейсера, 7 июня 1942 г.
Повреждённый «Могами» явно не способен был выдерживать даже экономическую скорость, поэтому командующий соединением, вице-адмирал Такео Курита, принял решение оставить ему в качестве эскорта также повреждённый «Микума», а самому с двумя оставшимися крейсерами продолжить выполнение приказа - двигаться в назначенную точку рандеву. На «Могами» между тем пытались насколько можно исправить положение. Смятая носовая оконечность, свороченная почти на 90° влево, была отделена, переборки носовых отсеков герметизированы. В результате крейсер оказался способен развивать скорость 12 узлов при управляемости уровня перегруженной баржи.
Тем временем, ничего не знавший о вызванном им хаосе командир SS-198 «Тэмбор» не оставлял надежды найти замеченные им корабли. В 02.51 он обнаружил их вновь, но вскоре опять потерял. Лишь в 03.00 капитан 3-го ранга Мёрфи отправил на Мидуэй своё первое сообщение «много неопознанных кораблей», где указал район обнаружения, но не смог указать скорость и курс, так как цели их постоянно меняли. Кроме того командир подлодки всё ещё не был уверен, что это вражеские корабли. «Тэмбор» то обнаруживал цели, то опять их терял, пока в 04.37 не смог уверенно опознать, что имеет дело с двумя крейсерами типа «Могами», ведущими активные переговоры с помощью сигнальных прожекторов.
Крейсерская подводная лодка SS-198 «Тэмбор», 8 апреля 1940 г.
В 05.04 командир «Тэмбор» смог даже заметить, что у одного из крейсеров отсутствует «около 40 футов носовой части», а акустик доложил о подводном взрыве. В 06.02 он обнаружил их последний раз на большом удалении, а затем потерял контакт окончательно. После чего, наконец, отправил подробный доклад: два повреждённых крейсера типа «Могами», курс вест, скорость 17 узлов, обнаружены в 115 милях от Мидуэя по пеленгу 272°.
С аэродрома Мидуэя ещё в 05.30 взлетели PBY-5А «Каталина» из состава 44-й патрульной эскадрильи. В отличие от предыдущих дней вылет состоял не из 22, а всего из 10 летающих лодок. Соответственно, их задача также была значительно сокращена - прочесать сектор в 130° на дальность 250 миль. Вскоре после получения подробного сообщения с подлодки «Тэмбор», патрульные летающие лодки подтвердили эту информацию. В журнале боевых действий авиабазы ВМС на Мидуэе это выглядело следующим образом:
06.30 - 2V55 докладывает: 2 линкора, пеленг 264, дистанция 125, курс 268,
скорость 15.
06.32 - 2V55 докладывает: корабли повреждены, течь из топливных танков.
07.00 - 4V58 докладывает: 2 вражеских крейсера, пеленг 286, дистанция 174,
курс 210, скорость 20.
Последнее сообщение явно относилось к ушедшим вперёд «Кумано» и «Судзуя», в то время как первые два в целом совпадали с данными по «Могами» и «Микума», переданными подлодкой. Авианосное соединение контр-адмирала Рэймонда Э. Спрюэнса в тот момент было занято поиском повреждённых в предыдущий день авианосцев противника, поэтому командир авиабазы ВМС на Мидуэе капитан 1-го ранга Сирил Симард принял решение атаковать обнаруженные «линкоры» силами собственной ударной авиации. Верней тем, что от этих сил осталось.
На начало сражения при Мидуэе базировавшаяся на атолле 241-я разведовательно-бомбардировочная эскадрилья морской пехоты (VMSB-241) имела достаточно внушительную на первый взгляд численность. В её составе было 19 (18 боеспособных) пикирующих бомбардировщика «Дуглас» SBD-2 «Донтлес» и 21 (17 боеспособных) «Воут» SBU2-3 «Виндикейтер». Однако даже сравнительно современные «Донтлесы» второй модели, переброшенные на Мидуэй незадолго до сражения, были сильно «бэушными», списанными с авианосцев после поступления новых машин типов SBD-3 и 3A.
С пикировщиками SBU2-3 дело обстояло ещё хуже. Мало того, что эти машины принадлежали к предыдущему поколению, уже ушедшему с палуб авианосцев «первой линии», они, вдобавок, были серьёзно изношены. За их поведение в воздухе пилоты давно «перекрестили» эти бомбардировщики из внушительного «Vindicator» (защитник) в более похожие на правду «Wind indicator» (флюгер) или вообще «Vibrator». А когда вскоре после прилёта этих самолётов на Мидуэй в конце 1941 года на них впервые попытались пикировать, выяснилось, что тканевая обшивка плоскостей уже не выдерживает нагрузок и начинает расползаться. Обшивку залатали, но полноценно пикировать на них больше не рисковали - только пологое пикирование на малой скорости. Не говоря уж о том, что на этих самолётах изначально осутствовали необходимые пикировщику воздушные тормоза - их роль, теоретически, должны были играть обычные закрылки и выпущенное шасси.
Пилоты основного состава VMSB-241 (до прибытия пополнения), май 1942 г., Мидуэй.
Семеро из них погибнут в ходе сражения при Мидуэе, включая капитана Ричарда Ю. Флеминга (стоит четвёртым справа).
Под стать самолётам были и пилоты - в эскадрилье имелось лишь три кадровых офицера. 26 мая вместе с «Донтлесами» прибыл 21 пилот пополнения, 17 из них были только что выпущены из лётной школы Корпуса морской пехоты в Пенсаколе. Из тех «наиболее опытных» пилотов, кого назначили на «Донтлесы», только трое имели опыт пилотирования этого самолёта, а недостаток бензина на Мидуэе вынудил ограничить ознакомление остальных с новой для них машиной одним-единственным тренировочным полётом. Продолжительностью в целый час.
Во время взлёта на первый боевой вылет утром 4 июня у двух SBD-2 вышли из строя не выдержавшие полных оборотов двигатели, а один из SBU2-3 был вынужден вскоре вернуться - в полёте у него развалился капот. По результатам двух боевых вылетов 4-го июня эскадрилья безвозвратно потеряла 13 машин, ещё 7 были списаны как не подлежащие ремонту, а все оставшиеся самолёты тоже имели повреждения. Потери личного состава составили 10 пилотов (включая последовательно двух командиров эскадрильи) и 11 стрелков-радистов убитыми и пропавшими без вести, а также 7 пилотов и 7 стрелков ранеными.
Пара SBU2-3 «Виндикейтер» из состава VMSB-241 взлетает с аэродрома Мидуэя, 4 июня 1942 г.
Таким образом, на момент получения приказа об атаке обнаруженных японских «линкоров» в составе 241-й разведовательно-бомбардировочной эскадрильи морской пехоты оставалось 12 боеспособных самолётов (поровну каждого типа). В кокпитах находились экипажи, осилившие в предыдущий день два дальних боевых вылета, «слепой» полёт, ночную посадку, и имевшие целых 4 часа на предмет отоспаться. Шестёрку «Донтлесов» возглавлял уже третий за сутки командир эскадрильи, единственный оставшийся кадровый офицер, капитан корпуса морской пехоты Маршалл А. Тайлер. А шестёрку «Виндикейтеров» - наш герой, почти 25-летний «бакалавр искусств» Университета Миннесоты, а ныне капитан резерва КМП Ричард Юджин Флеминг.
На этом затянувшееся вступление заканчивается, и начинается, собственно, наша история, которую мне хотелось бы изложить уже не методом пересказа, а цитатами из документов.
A7-3-42
MAT/dwo
C Е К Р Е Т Н ОКОРПУС МОРСКОЙ ПЕХОТЫ СОЕДИНЁННЫХ ШТАТОВ,
241-Я РАЗВЕДОВАТЕЛЬНО-БОМБАРДИРОВОЧНАЯ ЭСКАДРИЛЬЯ КМП
ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ АВИГРУППА КМП, ВТОРОЕ АВИАКРЫЛО КМП,
МОРСКАЯ ПЕХОТА ФЛОТА, ПОЧТА ФЛОТА, САН-ФРАНЦИСКО, КАЛИФ.
12 июня 1942 г.
От: Командира эскадрильи.
Кому: Командиру 22-й авиагруппы КМП.
Тема: Рапорт о действиях 241-й РБЭ КМП в течение 4 и 5 июня 1942 г.
[...]
37. Планом предусматривалось, что подразделение капитана Тайлера проведёт атаку с пикирования с высоты 3000 м, в то время как подразделение капитана Флеминга - с пологого пикирования с высоты 1500 м.
38. Взлёт был завершён в 07.00, сбор в группы произведён над аэродромом, после чего эскадрилья немедленно направилась наперехват цели.
39. Самолёты SBD-2 набрали высоту 3500 м, другое подразделение - 1200 м. После около сорока пяти (45) минут полёта по указанному курсу был обнаружен след повреждённого линкора в виде широкой полосы мазута на воде, ведущий в западном направлении.
40. Противник был обнаружен в 08.05 после чего было немедленно начато снижение до высоты пикирования. Корабль противника вёл яростный зенитный огонь и выполнял радикальные манёвры уклонения. В ходе снижения до 3000 м эскадрилья произвела манёвр с разворотом.
41. Атака с пикирования началась в 08.08 и производилась с разных направлений, с применением манёвров уклонения. Попаданий замечено не было.
42. Непосредственно после этой атаки капитан Флеминг начал атаку с полого пикирования с высоты 1200 м через плотный зенитный огонь. Он продолжил атаку даже после того, как получил попадания, невзирая на то, что его самолёт уже горел. Он сбросил бомбу, добился близкого промаха в районе кормы, после чего его горящий самолёт упал. Ещё одно прямое попадание было замечено в носовой трети корабля. Во время отхода у корабля наблюдался сильный крен на правый борт, он описывал циркуляции вправо.
[...]
М. А. Тайлер
Этого фрагмент даёт достаточно полное общее представление о данном эпизоде. А дополнительные детали о последней атаке капитана Флеминга можно найти в документах, на основании которых эта атака была описана в данном рапорте, а именно, в отчётах пилотов 241-й разведовательно-бомбардировочной эскадрильи морской пехоты, участвовавших в том вылете. Ниже приведены те их фрагменты, что описывают атаку шестёрки «Виндикейтеров» на вражеский «линкор» - на самом деле, конечно же, это был тяжёлый крейсер «Микума», оставлявший мазутный след из пробитого топливного танка.
КОРПУС МОРСКОЙ ПЕХОТЫ СОЕДИНЁННЫХ ШТАТОВ,
241-Я РАЗВЕДОВАТЕЛЬНО-БОМБАРДИРОВОЧНАЯ ЭСКАДРИЛЬЯ КМП
ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ АВИГРУППА КМП, ВТОРОЕ АВИАКРЫЛО КМП,
МОРСКАЯ ПЕХОТА ФЛОТА, ПОЧТА ФЛОТА, САН-ФРАНЦИСКО, КАЛИФ.
7 июня 1942 г.
C Е К Р Е Т Н О
ОТЧЁТ КАПИТАНА БРЮСА ПРОССЕРА, ЛЁТНЫЙ РЕЗЕРВ КМП США
[...] Мы выполнили бомбардировку с пологого пикирования, звено капитана Флеминга атаковало со стороны кормы, слева от меня, я атаковал со стороны солнца, в борт цели. Самолёт капитана Флеминга вспыхнул примерно в середине траектории пикирования. Из пяти (5) бомб, которые я наблюдал, одна была очень близким промахом в районе кормы и три примерно в 180 метрах от борта цели. Ещё одна очень близко. [...]
ОТЧЁТ КАПИТАНА ЛЕОНА М. УИЛЬЯМСОНА, ЛЁТНЫЙ РЕЗЕРВ КМП США
[...] Наша атака началась с высоты 1200 метров со стороны солнца. Орудия ПВО вели по нам огонь с интервалами примерно 2 секунды. Во время пикирования двигатель самолёта капитана Флеминга дымил, на выходе из пикирования его самолёт вспыхнул. Я увёл свой самолёт за небольшое облако и держал его между собой и линкором во время пологого пикирования. После выхода из облака линкор оказался прямо передо мной, и я произвёл сброс по осевой линии корабля. Во время пикирования я заметил, что линкор был серьёзно повреждён в 4-й четверти правого борта. Результатов атаки я не видел.[...]
ОТЧЁТ ЛЕЙТЕНАНТА ДЖОРДЖА Е. КОУТЕЛАСА, ЛЁТНЫЙ РЕЗЕРВ КМП США
[...] Атака началась в 08.50. Капитан Флеминг, возглавлявший атаку, получил попадания от огня ПВО и загорелся. Он продолжал пологое пикирование, несмотря на то, что горел и произвёл сброс на высоте 150 метров. Результатом был близкий промах в районе кормы корабля. Я был замыкающим из шести пикировавших. Во время пикирования я видел два близких промаха, примерно в 10 метрах от носовой части правого борта. Между бомбами было около 6 метров. Я делал заход по диагонали, поперёк носовой части, с правого борта, и произвёл сброс на высоте около 300 метров. После сброса я развернулся на курс 080 градусов в направлении возвращения. Во время выполнения виража я видел прямое попадание на расстоянии трети длины корабля от носа. У корабля появился сильный крен, и он начал крутую циркуляцию вправо. Я наблюдал за ним, пока он не скрылся из виду, и он всё ещё дымил в районе носа.[...]
ОТЧЁТ ЛЕЙТЕНАНТА АЛЛАНА Г. РИНГБЛОМА, ЛЁТНЫЙ РЕЗЕРВ КМП США
[...] Огонь ПВО был очень сильным, разрывы ложились прямо по нашему курсу. Первое звено развернулось вправо и начало пологое пикирование в направлении с правого на левый борт цели, затем прямо сзади, после того как линкор повернул влево. Я последовал за Проссером вправо и начал пикирование в направлении с правого на левый борт. После сброса я посмотрел назад и увидел дым в носовой части корабля. Мне кажется, что четыре бомбы легли по правому борту вблизи носа. Мой стрелок доложил, что двое из нашей группы выпрыгнули (видел парашюты) после зенитных попаданий в их самолёт.[...]
ОТЧЁТ СЕРЖАНТА КЛАЙДА Г. СТЭМПСА, КМП США
[...] Сразу по прибытии в район целей наш вылет из 6 самолётов перестроился в боевой порядок «ABC», и командир группы немедленно сделал полубочку и вошёл в пологое пикирование со стороны солнца под углом около 50°, второй номер последовал за ним, я был третьим номером. Я не уверен, куда попала бомба командира, бомба второго номера попала около 5-6 метров правей носовой части правого борта, третьего - примерно в то же место.[...]
Вот, в сущности, и всё, что было более или менее достоверно известно американской стороне о последней атаке и обстоятельствах гибели капитана Ричарда Ю. Флеминга. Хотел бы обратить ваше внимание на несколько важных моментов:
- Все пять отчётов написаны пилотами из шестёрки «Виндикейтеров». Пилоты «Донтлесов» ничего из этого не видели, и видеть не могли, поскольку атаковали раньше и в тот момент давно уходили от района целей на малой высоте.
- В результате манёвра крейсера, звено Флеминга атаковало с кормы, практически вдоль оси корабля, второе звено - почти им навстречу, в правую скулу.
- Из пяти пилотов дивизиона Флеминга трое видели возгорание его самолёта - один из его звена, и двое из второго.
- Его попадание - близкий промах в районе кормы - видели двое, оба из второго звена, один из них видел момент сброса.
- Стрелок-радист одного из самолётов второго звена видел два парашюта (единственный из 10 человек лётного состава).
- Момент и место падения самолёта Флеминга не видел никто.
- Двое пилотов наблюдали дым в носовой части корабля, один из них также утверждает, что видел прямое попадание.
Подобная «избирательность зрения» не должна никого удивлять. Все пилоты находились в кокпитах бомбардировщиков с очень плохим обзором в секторе «впереди снизу». Кроме того, в тот момент все они были заняты крайне сложным делом, бомбометанием с пикирования по скоростной, маневрирующей и ведущей зенитный огонь цели. Поэтому бóльшую часть времени они смотрели либо в телескопический прицел с очень малым углом зрения, либо на альтиметр на приборной панели, а вовсе не глазели по сторонам. А капитан Флеминг пикировал первым.
1. Кокпит палубного разведчика-бомбардировщика «Воут» SBU2 «Виндикейтер». Сверху виден окуляр телескопического прицела. Третий прибор в верхнем ряду приборной панели - альтиметр. 2. Пилот, прильнувший к окуляру телескопического прицела пикировщика.
Между тем сражение при Мидуэе близилось уже к фактическому завершению. Утром следующего дня, 6 июня 1942 г., разведчик с авианосца «Энтерпрайз» и патрульная «Каталина» с Мидуэя в очередной раз обнаружили «японские линкоры» (история этого обнаружения и идентификации целей заслуживает отдельного романа в стихах). После чего авианосное соединение контр-адмирала Спрюэнса, за неимением других целей, занялось этими двумя многострадальными крейсерами, а также присланной им в помощь парой эсминцев типа «Асасио». С Мидуэя к той же цели были направлены 26 «Боинг» B-17.
«Летающие крепости», как обычно, никуда ни разу не попали. Три волны палубных пикировщиков с авианосцев «Хорнет», «Энтерпрайз», а также «осиротевших» самолётов с «Йорктауна» добились гораздо лучших результатов. Получивший как минимум 5 прямых попадания тяжёлый крейсер «Микума» пошёл ко дну, а его «безносый» систершип «Могами» получил 6 попаданий, но остался на плаву. Эсминцы «Асасио» и «Арасио» также получили по бомбе. Потери личного состава составили не менее 50 человек на эсминцах, 81 на «Могами» и 650 на «Микума», включая командира корабля. Два члена экипажа последнего были спасены подлодкой SS-202 «Траут» и попали в плен.
Фотография, ставшая главным символом Победы при Мидуэе: палубные пикировщики «Донтлес» на фоне горящего крейсера «Микума».
Оглушительная «невозможная победа» при Мидуэе обошлась Вооружённым силам США (армии, флоту и морской пехоте) в 307 человек убитыми и пропавшими без вести. Из них 186 человек принадлежали к лётному составу, из которых 94 были пилотами (к слову, американских пилотов в этом сражении погибло
в полтора раза больше, чем японских). Все погибшие американские пилоты были награждены посмертно, но лишь один из них - высшей военной наградой США, Медалью Почёта. Это был капитан Ричард Ю. Флеминг, который, таким образом, стал первым пилотом морской пехоты, удостоенным этой награды. Более того, он стал единственным участником этого переломного сражения, получившим высшую награду страны. Его стрелок-радист, рядовой морской пехоты Джеймс А. Томс, также получил высокую награду - Крест за лётные заслуги.
Следующаяя часть »» Источники:
- VMSB-241, Statement of Captain Bruce Prosser, USMCR(V). 7 June 1942
- VMSB-241, Statement of Captain Leon M. Williamson, USMCR(V). 7 June 1942
- VMSB-241, Statement of Second Lieutenant George E. Koutelas, USMCR(V). 7 June 1942
- VMSB-241, Statement of Second Lieutenant Allan H. Ringblom, USMCR(V). 7 June 1942
- VMSB-241, Statement of Technical Sergeant Clyde H. Stamps, USMC. 7 June 1942
- CO MAG-22 to CinCPac, Subject: Battle of Midway Islands, report of. June 7, 1942.
- CO VB-6 to CO U.S.S. ENTERPRISE, Subject: Report of Actions, June 4-6, 1942. June 7, 1942
- СО VMSB-241 to CO MAG-22, Subject: Report of Activities of VMSB-241 during June 4-5, 1942. June 12, 1942
- CO U.S.S. HORNET to CinCPac, Subject: Report of Action - 4-6 June 1942. June 13, 1942
- CO VS-6 to CO U.S.S. ENTERPRISE, Subject: Report of Actions, June 4-6, 1942. June 20, 1942
- CinCPac to Cominch, Subject: Battle of Midway. June 28, 1942
- USS Tambor (SS198) - War Diary, Third War Patrol. Undated
- U.S. Naval Air Station, Midway Island - War Diary. 1 June, 1942 - 30 June, 1942
- Mobile Force's Detailed Battle Report #6, ONI Review, 1947
- Richard W. Bates “The Battle of Midway Including the Aleutian Phase, June 3 to 14, 1942. Strategical and Tactical Analysis”, 1948
- (戦史叢書) ミッドウェ-海戦 [Сэнси Сосё. Миддовэ Кайсэн] - «„Военная история“. Морское сражение при Мидуэе», 1971
- John B. Lundstrom “The First Team: Pacific Naval Air Combat from Pearl Harbor to Midway”, 1984
- Robert J. Cressman “A Glorious Page in Our History: The Battle of Midway, 4-6 June 1942”, 1990
- Jonathan B. Parshall, Anthony B. Tully, “Shattered Sword: The Untold Story of the Battle of Midway”, 2005
- Mark W. Allen, “Midway Submerged”, 2011
- Николай Колядко, “Цена поражения”, 2013