Содержание:
Часть I | Часть II |
Часть III Можно долго гадать, почему выбор пал именно на капитана Флеминга, притом, что чего-чего, а примеров героизма и самопожертвования в ходе сражения при Мидуэе хватало с избытком - достаточно вспомнить ту же 8-ю эскадрилью торпедоносцев, погибшую почти в полном составе. Но, подозреваю, всё было предельно просто: подтверждённый свидетелями подвиг пилота, который всё-таки довёл горящую машину до точки сброса, наиболее точно соответствовал критериям награждения этой медалью: «For extraordinary heroism and conspicuous intrepidity above and beyond the call of duty». Я привёл формулировку в оригинале, так как в русском переводе оно выглядит уже не так органично:
Президент Соединённых Штатов имеет честь представить к Медали Почёта
КАПИТАНА РИЧАРДА Ю. ФЛЕМИНГА
РЕЗЕРВ КОРПУСА МОРСКОЙ ПЕХОТЫ США
За действия, изложенные в данном ПРИКАЗЕ:
За выдающийся героизм и несомненную отвагу, далеко выходящие за пределы служебного долга, проявленные в качестве лётчика 241-й разведовательно-бомбардировочной эскадрильи морской пехоты во время боевых действий против вражеских японских сил в ходе сражения при Мидуэе 4-го и 5-го июня 1942 года. Когда, во время первой атаки на вражеский авианосец, командир его эскадрильи был сбит, капитан Флеминг возглавил оставшиеся самолёты дивизиона со столь неустрашимой решимостью, что спикировал на своей машине до рискованно низкой высоты в 120 метров, прежде чем сбросил бомбу. Несмотря на то, что его самолёт был изрешечён 179 пробоинами от града огня, что обрушили на него японские истребители и зенитные батареи, он смог вывести самолёт из пикирования, получив лишь два лёгких ранения. Ночью 4 июня, когда командир эскадрильи потерял ориентировку и отделился от остальных, капитан Флеминг самостоятельно привёл свой самолёт на базу и смог совершить успешную посадку, несмотря на сложные погодные условия и полную темноту. На следующий день, после менее четырёх часов сна, он возглавил второй дивизион своей эскадрильи в координированной атаке с пикирования и пологого пикирования против вражеского линкора. Не остановленный тем, что в момент решающего захода его самолёт получил попадания и загорелся, он неустрашимо довёл атаку до конца, снизился до высоты 150 метров и сбросил бомбу, добившись близкого промаха в районе кормы цели, после чего его горящий самолёт разбился в море. Его бесстрашное упорство и непоколебимая преданность долгу полностью соответствует высочайшим традициям Военно-морских сил Соединённых Штатов.
Франклин Д. Рузвельт
Как мы видим, описание подвига в приказе полностью повторяет изложенное в рапортах и отчётах, за исключением одной небольшой, но важной детали: согласно этим рапортам и отчётам, момент падения самолёта Флеминга с американской стороны не видел никто.
24 ноября 1942 г. Президент США вручил награду матери Флеминга. На родине героя, в городке Южный Сент-Пол в Миннесоте его именем был назван местный аэропорт (он так называется и сейчас), а 16 июня 1943 г. на воду был спущен эскортный эсминец DE-32 типа «Эвартс», получивший имя «Флеминг». Корабль так же достойно провёл свою короткую, чуть более двух лет, службу: получил четыре боевых звезды, охранял транспорты и эскортные авианосцы, участвовал в высадке на Окинаву, сбил пару камикадзе и потопил японскую подлодку I-362. Между тем появлялось много новых героев, и о капитане Ричарде Флеминге не то чтобы забыли - он стал просто одним из 464 кавалеров высшей военной награды США, получивших её в ходе Второй Мировой войны.
Эскортный эсминец DE-32 «Флеминг», 1944 г.
В следующий раз эта история всплыла благодаря деятельности «Комиссии по изучению стратегических бомбардировок США» (United States Strategic Bombing Survey), проводившей сразу по окончании Второй Мировой войны допросы большого количества «официальных лиц» (как военных, так и гражданских) сначала в Германии и Италии, а затем и в Японии. Допросы японских «официальных лиц», проведённые военно-морским подразделением комиссии, составили два тома.
Ниже приведены фрагменты, касающиеся интересующей нас темы. Японские офицеры именуются в японской традиции (первой идёт фамилия, затем имя), звания указаны на момент допроса, в скобках должность на момент сражения при Мидуэе, даты и время в показаниях переведены с Токийского времени на часовой пояс Мидуэя.
ДОПРОС NAV №66, USSBS №295
7 ноября 1945 г.
Токио
Капитан 2-го ранга СИБАТА, Отокити (штурман, КРТ «Судзуя»)
В: Когда вас в первый раз атаковали?
О: «Кумано» и «Судзуя» ни разу не подвергались атакам. Мы находились в нескольких милях впереди «Могами» и «Микума», которые были атакованы рано утром 5 июня как горизонтальными, так и пикирующими бомбардировщиками. В тот раз корабли не получили бомбовых попаданий. Один самолёт, который положил бомбу прямо за кормой «Микума», спикировал на палубу, попав в кормовую башню.
В: Этот самолёт потопил «Микума»?
О: Нет, он вызвал пожар, который немного уменьшил скорость корабля. Крейсер поздней был потоплен другими пикировщиками. «Микума» и «Могами» не могли развивать скорость более 15 узлов, «Кумано» и «Судзуя» увеличили скорость до 26 узлов и соединились с основными силами.
Капитан 3-го ранга НИСИКАВА (артиллерийский офицер, КРТ «Могами»)
В: Опишите столкновения «Могами» и «Микума» и повреждения «Могами» в ходе сражения при Мидуэе.
О: […] В 03.00, 5 июня мы получили приказ к отступлению. Где-то через пару часов мы были атакованы горизонтальными и несколькими пикирующими бомбардировщиками. Ни те, ни другие не добились бомбовых попаданий, однако один самолёт спикировал на палубу «Микума», нанеся некоторые повреждения. […]
ДОПРОС NAV №83, USSBS №497
13-14 ноября 1945 г.
Токио
Контр-адмирал СОДЗИ [ошибочная транскрипция, на самом деле СОНЭ], Акира (командир КРТ «Могами»)
В: Опишите ваши действия при Мидуэе.
О: […] Рано утром, на следующий день после того, как наши авианосцы были повреждены, около 08.00 5 июня, нас атаковали пикирующие и горизонтальные бомбардировщики. «Микума» был впереди и по левому борту от нас. Атаки произошли почти одновременно. Пикировщики атаковали с кормы и со стороны солнца, по ним было сложно вести огонь. В этой атаке «Могами» не получил прямых бомбовых попаданий, но одна бомба с пикировщика легла метрах в 10. Всего было около 6 близких промахов. Осколки оставили много пробоин в мостике и дымовой трубе. Мы маневрировали и вели огонь из всех стволов, думаю, в несколько самолётов попали. […] «Микума» в ходе этой атаки не получил бомбовых попаданий, но я видел пикировщик, который врезался в кормовую башню и вызвал пожар. Он был очень храбрым.
Итак, мы имеем ещё три свидетельства, два из которых принадлежат очевидцам события, но не забываем, что изложены они были по памяти, спустя три с половиной года. Третье свидетельство, пусть и не принадлежавшее очевидцу, также имеет ценность, так как говорит о том, что данный эпизод был достаточно широко известен среди, как минимум, офицеров 7-й дивизии крейсеров, не находившихся в тот момент на «Микума» и «Могами». Кроме того, показания контр-адмирала Содзи (Сонэ) дают важную информацию, отсутствующую в американских источниках: если дивизион «Виндикейторов» капитана Флеминга атаковал «Микума», то дивизион «Донтлесов» капитана Тайлера пикировал на «Могами». Контр-адмирал даже спустя три с половиной года помнил количество разрывов, которое точно соответствовало количеству машин в дивизионе пикировщиков.
А собственно источники на этом заканчиваются, и мы плавно переходим к тому, как в дальнейшем освещался последний бой капитана Флеминга, то бишь к историографии. Хотя в нормальном историческом исследовании с этого, в общем-то, положено начинать :) Сразу предупреждаю, что упомяну здесь лишь наиболее значимые англоязычные работы на эту тему, потому как даже моя
краткая библиография насчитывает десятки работ. На самом же деле их сотни.
Историография
Нельзя сказать, что данный случай сразу получил широкую известность - героев, как уже говорилось, тогда хватало и без этого. В первом серьёзном исследовании, законченной в 1948 г. и имевшей гриф «Секретно» работе «Сражение при Мидуэе, включая Алеутскую фазу, 3-14 июня 1942. Стратегический и тактический анализ» капитана 1-го ранга Ричарда У. Бэйтса, начальника Отдела исследований и анализа Военно-морского колледжа США, информация о возможном таране Ричарда Флеминга и вызванном им пожаре и потере скорости крейсером (со ссылкой на показания бывшего штурмана «Судзуя» Отокити Сибата) уже имелась, но предварялась она словами «хотя определённо неизвестно, но возможно, что».
Первой открытой работой, где упоминалось о таране, стала опубликованная в том же 1948 г. монография подполковника КМП Роберта Д. Хэйнла «Морская пехота при Мидуэе». В работе цитировались слова «адмирала Содзи» об «очень храбром» пилоте, а фотография Флеминга сопровождалась подписью «посмертно награждённый Медалью Почёта за пикирование на своём устаревшем бомбардировщике в кормовую башню вражеского крейсера». Известная фотография горящего покинутого «Микума» была снабжена подписью «Обведённые обломки на кормовой башне, возможно, являются остатками морпеховского SBU2-3, который капитан Флеминг сознательно туда направил после получения смертельных попаданий».
В 1949 г. был опубликован 4-й том монументальной 15-томной «Истории военно-морских операций США во Второй Мировой войне» капитана 1-го ранга (поздней контр-адмирала) резерва и лауреата Пулицеровской премии Самуэля Э. Морисона, посвящённый событиям весны-лета 1942 г. Поскольку касающийся Мидуэя раздел целиком базировался на упомянутой выше работе Ричарда Бэйтса, то таран Флеминга там тоже упоминается. Кроме того Морисон, как и Роберт Хэйнл, также «разглядел» обломки «Виндикейтора» на фотографии «Микума», о чём было сообщено в примечании. Но имелось и очень существенное отличие: в обоих случаях у Морисона было опущено имевшееся в предыдущих работах слово «возможно».
В 1955 г. в США вышел перевод книги участников «Операции MI» капитана 1-го ранга Футида Мицуо и капитана 2-го ранга Окумия Масатакэ «Мидуэй. Сражение, обрёкшее Японию». Работа вызвала большой интерес, так как стала первым доступным широкой публике «взглядом с той стороны». Не говоря уж том, что предисловия к ней были написаны адмиралами Рэймондом Спрюэнсом и Кондо Нобутакэ. В этой книге история тарана Флеминга обросла дополнительными подробностями: «Он не смог попасть в мостик и разбился о кормовую башню, расплескав огонь поверх воздухозаборников правого машинного отделения. Это вызвало взрыв паров горючего внизу и привело к гибели всей команды машинного отделения.»
Однако по-настоящему широкую известность эта история получила лишь в 1967 г. после публикации бестселлера Уолтера Лорда «Невозможная победа». Эта замечательная и увлекательно написанная популярная книга была интересна ещё и тем, что базировалась как на рассекреченных к тому времени американских и японских документах, так и на многочисленных интервью автора с участниками сражения с обеих сторон (всего им было опрошено 34 японских и 218 американских участников). История тарана Флеминга в этой работе была почти дословно переписана из книги Футида Мицуо и Окумия Масатакэ. В результате, на многие годы именно эта версия стала мейнстримом. Чем-то таким, о чём говорят «как известно из...»
Первым звоночком, говорящим о том, что данная версия начала вызывать серьёзные сомнения, стала вышедшая в 1990 г. и ставшая по мнению многих (включая ветеранов-участников сражения) лучшей из работ по Мидуэю «классического периода», то есть из основанных преимущественно на американских источниках. Это была книга Роберта Крессмана и соавторов «Славная страница нашей истории: Сражение при Мидуэе 4-6 июня 1942». Строго говоря, в этой работе версия о таране Флеминга никак не опровергалась. По одной простой причине - о ней там не упоминалось вообще. А с учётом дотошности данной работы трудно предположить, что это было сделано исключительно из-за забывчивости авторов.
В 2005 г. в изучении Мидуэя начался «период ревизионизма». Строго говоря, он начался пятью годами ранее, со статей в журнале «Naval War College Review», однако именно в 2005 г. была издана знаменитая работа Джона Паршалла и Энтони Талли «Сломанный меч». В этой книге соавторы уже не игнорировали историю с предполагаемым тараном «Микума», а напрямую называли её «мифом» и «фольклором». Приводя при этом довольно слабые, на мой скромный взгляд, аргументы. Справедливости ради, другой «ревизионист», а именно затеявший всю эту дискуссию автор вышедшей в 2007 г. монографии «Мидуэйское расследование» Даллас Айсом, излагал обстоятельства атаки Флеминга в соответствии с классической версией.
Таким образом, в настоящий момент мейнстримом стало если не прямое опровержение данного «мифа» как в популярной книжке издательства «Оспрей», «Мидуэй 1942: Поворотная точка на Тихом океане», 2010 г., то, как минимум, стыдливое умалчивание об этой версии. Как, например, было сделано в последней крупной монографии по теме, «Сражение при Мидуэе» Крэга Саймондса, 2011 г. Разбор аргументов «ревизионистов» - в следующей серии.
Окончание следует...
Источники:
- The President of the U. S. A., “Medal of Honor Award Citation. Captain Richard E. Fleming, USMCR.” 1942
- U.S.S.B.S. [Pаcific], Naval Analisys Division, “Interrogations of Japanese Officials (OPNAV-P-03-100).” 1946
- Richard W. Bates, “The Battle of Midway Including the Aleutian Phase, June 3 to 14, 1942. Strategical and Tactical Analysis” 1948
- Robert D. Heinl, Jr., “Marines in World War II, Historical Monograph. Marines at Midway” 1948
- Samuel E. Morison, “Coral Sea, Midway, and Submarine Actions, May 1942 - August 1942” 1949
- Mitsuo Fuchida, Masatake Okumiya, “Midway: The Battle that Doomed Japan. The Japanese Navy's Story” 1955
- Walter Lord, “Incredible Victory” 1967
- Robert J. Cressman, “A Glorious Page in Our History: The Battle of Midway, 4-6 June 1942” 1990
- Jonathan B. Parshall, Anthony B. Tully, “Shattered Sword: The Untold Story of the Battle of Midway”, 2005
- Dallas W. Isom, “Midway Inquest: Why the Japanese Lost the Battle of Midway” 2007
- Mark Stille, “Midway 1942: Turning Point in the Pacific” 2010
- Craig L. Symonds, “Battle of Midway” 2011
- Naval History and Heritage Command, “Dictionary of American Naval Fighting Ships”