RFAR 2022 часть первая. Вода, вода… Кругом вода

Aug 10, 2022 21:00


В июне этого года, после нескольких лет ожидания и подготовки (в основном моральной), мне наконец удалось съездить на мультигонку Red Fox Adventure Race и принять участие в длинном 48-часовом формате в составе команды-четверки.




Фраза про годы ожидания здесь не для красного словца. Я действительно уже несколько лет внимательно следил за гонкой, читал отчеты и даже состоял в специальном чатике нашей нижегородской команды.

Наконец, в этом году звезды сошлись таким образом, что в команде образовалось вакантное место, а у меня появилась возможность съездить на гонку.

Нельзя сказать, что я как-то особенно готовился к соревнованиям. Просто тренировался в обычном (вялом) режиме, и ездил стартовать все доступные рогейны. Как я считал, по веревкам и байдаркам мне вполне должно хватить старых навыков. Как показала практика, по веревкам я оказался прав. По байдаркам - не совсем, но тренировать бурную воду у нас в любом случае было негде.
За неделю до гонки 75% нашей команды (я, Юра и Саша), пробежали вместе 5-часовой рогейн, и даже заняли на нем первое место (будем честны, в основном за счет низкой конкуренции). Оксана в эти же выходные стартовала триатлон, так что контрольная тренировка у всех прошла успешно.

Сложнее проходила подготовка снаряжения. Само количество необходимого стаффа немного пугало. К счастью, по железу у меня все было в наличии. На велосипеде просто заменил пару расходников и прикрутил планшет. Главную проблему составляли плавсредства.
Пакрафты оставались у ребят с прошлых стартов. Были некоторые непонятки с веслами для них (и эта проблема нам потом аукнулась).
Вариантов же по байдаркам просто не было. Такое впечатление, что всю доступную аренду в европейской части страны разбирают еще с нового года (либо арендодатели сами прячут свои байдарки на время RFAR). К счастью, в итоге удалось договориться на пару пластиковых сплавных лодок. Как показали дальнейшие события, это был очень правильный выбор.

В Карелию из Нижнего Новгорода ехали на двух машинах. Так как лодки нам обещали доставить прямо на старт, ехали с быстро и с комфортом. Все снаряжение (включая велы!) удалось распихать по салонам. Обилие платных дорог на маршруте позволило уместить всю поездку в 18 часов.

Перед базовым лагерем пришлось еще заехать в одну из транзиток, чтобы оставить там велы и заброску. Про сложную логистику транзиток в этом году не написал только ленивый, но лично мне сравнивать было не с чем, так что я просто оставил в ТЗ полный комплект одежды, обуви и кое-что из еды.

Наконец, уже с рассветом, мы добрались до базового лагеря и рухнули отсыпаться в палатки. До проверки снаряжения в 10:30 оставалось не так уж много времени.

За остаток ночи мы не то, чтобы выспались, но хотя бы немного взбодрились. Позавтракав, кое-как рассортировали личное снаряжение по кучкам и отправились на проверку и выдачу карт.



На проверке не все прошло гладко, но, к счастью, у Саши был изрядный запас снаряги, так что нас допустили (в следующий раз приеду со своим штангенциркулем, чтобы спор о диаметре веревок был более аргументированным).

Итак, карты получены и мы приступили к планированию.



Расскажу немного об основных стратегических установках, исходя из которых мы планировали гонку.
Во-первых, мы знали, что взять все КП нам точно не под силу, значит надо было с самого начала решить, что стоит выкинуть.
Во-вторых, мы решили, что водные этапы - наше самое слабое место, а значит бонусные КП на них стоит брать по-минимуму. На байдарках мы вычеркнули все КП, отстоящие далеко от основной линии движения, на пакрафтах вообще выкинули все КП, кроме обязательных.

И в-третьих, мы очень приблизительно (и консервативно) прикинули скорости на этапах. Велосипед мы считали по 10 км/ч, бег по 6, байдарку по 4 на озерах и по 7 на реке.

Конечно, практика сильно отличалась от теории, но эти прикидки помогли нам хотя бы примерно раскидать время на маршруте и по ходу гонки понимать, есть у нас еще запас на каждом из этапов.

Еще небольшая ремарка - лежавшее в моем рюкзаке устройство для записи трека у нас изрядно намокло и слегка заглючило, трек получился неполным и прерывистым (да и карт то в электронном виде нет, накладывать его некуда). Так что здесь будут только фото наших (изрядно потрепанных) карт с полуразмытыми стрелочками планировочных треков (на удивление, мы их во многом соблюдали).



Первый этап - беговой пролог, состоял всего из четырех КП. Мы не стали убиваться и сразу взяли средний темп, чтобы не лезть в толпу.
Само ориентирование особых проблем не вызвало, а топа на удивление быстро рассосалась - уже на КП 12 мы бежали в гордом одиночестве, лишь изредка наблюдая другие команды.



Закончив пролог, мы схватили байдарки и понесли их на первый водный этап. Как видно по карте, на первый байдарочный КП 30 удобнее стартовать из ТЗ-1 (КП 14). Однако тащиться туда со старта далековато. Тут хорошо было командам со специальными тележками для байдарок, но у нас такой тележки не было.



Пришлось стартовать по дороге на север, встать на воду в небольшом озере (как раз рядом с нашими палатками), а потом перенестись через узкое место перешейка в основную акваторию.



Обнос получился тяжелым - пришлось пересечь два гребня курумника. В акватории уже вовсю махали веслами другие команды, но, благодаря прологу, особых очередей на КП не возникало.

Мы взяли КП 30 и КП 31, и, пройдя протоку, сделали еще один волок к КП 32. На этом волоке я сильно запнулся о старую колючую проволоку (“эхо войны” там на каждом шагу), порвал гамашу на правой ноге, и немного надорвал кроссовок. Так и бегал потом до конца гонки в одной гамаше, а в правый кроссовок постоянно набивалась всякая дрянь.



Взяв КП 32 и сделав еще волок рядом с велосипедным КП 74, вышли в очередное большое озеро.

КП 33 Юра внезапно предложил бежать по дороге (так делали многие), но мы все же решили придерживаться плана и взяли его с воды. Скорее всего, выигрыш по времени был бы не особо существенным. Потом мы сгоняли на КП 50 в северной части озера, и вернувшись на юг, сделали небольшой волок к КП 34 у входа в протоку. На выходе из протоки решили не оплывать полуостров (как было в плане), а обнести через вело-КП 73. Так действительно оказалось быстрее. По факту там был даже не обнос, а проводка по камышу.



КП 35 мы планово выкинули и пошли сразу в протоку к КП 51, дальше еще одна протока и КП 52 (оно хоть и бонусное, но стоит близко от маршрута, так что мы его взяли). Пройдя еще одну, длинную протоку (зато с течением), запарковались в ТЗ-1.
Из транзитки забежали в центр соревнований, взяли рюкзаки со снарягой и вышли на первый полноценный треккинг.



Первые несколько беговых КП взяли вместе с еще одной командой-четверкой.
КП 40, 41 и 42 - взяли без проблем. На КП 43 немного заплутали, так как изображенные на карте перешейки частично скрылись под водой. Освоили передвижение по курумнику по пояс (местами по грудь) в воде.

К этому времени стало понятно, что мы несколько опережаем график. Первый водный этап мы прошли быстрее плана, и пешком до сих пор тоже двигались неплохо. Так что перед спецэтапом мы решили добрать бонусный КП 44. Хоть он и расположен рядом, но чтобы добраться до него пришлось преодолеть несколько капитальных подъемов и спусков. Генерализация карты дает о себе знать. Там, где на карте изображен только один холмик. По факту их может быть несколько, идущих каскадом.

На КП 70 нас ожидал первый веревочный спецэтап. Ничего сложного: пристегнуться к троллею, съехать по нему в озеро, доплыть до  полуострова. Все справились.



На полуострове нужно было перерисовать в специальную карту расположение трех “подводных” КП на озере. Брать эти КП можно было только половиной команды. На ответственное задание команда послала нас с Юрой.



Первый подводный КП мы взяли без проблем - вода была прозрачной и КП просматривался хорошо. А вот со вторым возникли проблемы. Когда я подбежал к точке, около КП стояли представители другой команды, пытаясь нащупать его в мутной воде. Через пару секунд с криками “Ура! Есть!” они убежали. Я как мог, запомнил место, но сколько мы ни искали, найти станцию на ощупь не смогли, пришлось бросить этот КП. С третьим КП возникла та же проблема, но тут нам повезло - Юра смог нашарить станцию и мы успешно отметились.

Запас времени еще оставался, так что мы решили добрать бонусный КП 67, потом по плану взяли КП 46, 47, 48, 36. На каждом их этих КП приходилось плыть или идти глубокий брод, чтобы наиболее оптимально добраться до точки, так что получился своеобразный swim-run.

В базовый лагерь вернулись ближе к вечеру первого дня гонки. Около 9 часов на маршруте, впереди еще 39, а мы двинулись на второй водный этап, забрав с собой все необходимое. В центр соревнований в следующий раз мы приедем только в конце гонки.

Карта второго водного этапа сильно размылась, да еще и не сфоткалась нормально (я не буду тут ее показывать), но логика маршрута там довольно простая: сначал три КП на озерах (которые мы взяли без проблем) потом начинается извилистая протока в камышах, на которой стоит еще одно КП (которое мы чуть не проскочили), а вот потом протока резко превращается в мелкую бурную реку с обилием обливных камней и завалов. Местами по реке невозможно идти на байдарке, приходится идти ногами, периодически падая в ямы за особо крупными камнями и тащить байдарку за собой. Любая попытка идти на лодке заканчивается через несколько сот метров посадкой судна с разгону на очередные камни, или панической чалкой перед завалом.
Тут то мы и порадовались своим пластиковым лодочкам. Судя по отчетам, народ на каркасных байдах тут страдал, многие клеились.
Так или иначе, примерно к середине короткой карельской ночи мы дотащились до впадения нашей маленькой речки в Уксу, и наконец смогли как следует грести.
Правда, с исчезновением постоянного стресса нас начала накрывать сонливость от однообразной гребли и скорость движения оставляла желать лучшего. Несколько перекатов на Уксе помогли проснуться, но не на долго.

Ближе к рассвету мы пришли в ТЗ-2, где временно оставили байдарку. К этому времени былое опережение графика уже растаяло, мы напрасно решили, что будем двигаться по реке быстрее за счет течения. По факту, наши приключения на завалах и перекатах нас изрядно замедлили.

Из Т3-2 на другой берег можно было попасть только через спецэтап, переправившись по тросу. Это прошло достаточно гладко.



На втором треккинге мы, как и планировали, взяли только обязательные КП 25, 62 и 26. Быстро бегать уже не получалось, так что мы старались экономить силы на спецэтап.

Чтобы перебраться через реку обратно к нашим байдаркам, нужно было снова преодолеть переправу, на этот раз провисающую. То есть примерно до середины ты съезжаешь без проблем, а вот дальше ползешь вверх по крутонаклонке, за счет силы рук и жумара. А в конце еще делаешь несколько неочевидных телодвижений, чтобы отстегнуться от переправы и перейти на спусковые перила. (тут нужна была грубая сила или немного колдовства с кролем и жумаром).



Тут мы и поняли, что маловато занимались веревками с Оксаной. Этап вызвал у нее определенные проблемы. К счастью, мудро руководя процессом с обоих берегов, перекрикивая шум реки и друг друга, мы решили все проблемы и Оксана благополучно спустилась на землю. А я успел даже немного подремать в ожидании очереди (насколько мне позволили комары).

Проблемы на переправе возникли у многих участников, и, судя по другим отчетам, нам еще повезло. Позже здесь скопилась огромная многочасовая очередь.

Ну а мы вышли на третий (и заключительный) водный этап. По сути, мы продолжали сплав по Уксе, вот только большинство порогов тут были уже непроходимы для байдарки, их приходилось обносить, попутно беря КП и спецэтапы.



На КП 90 нужно было просто отметиться, а вот КП 91 и 133 находились посреди длинного (но простого) спецэтапа. Мы с Оксаной шли его первыми и благополучно пропустили первое КП. Пришлось проходить половину спецэтапа заново.

На участках сплава опять клонило в сон, даже шиверы уже толком не будили. Где-то на этих шиверах я таки кокнул нашу байдарочку, сделав небольшую трещину аккурат под своим сиденьем. Видимо, оказался слишком тяжелым. Так что даже пластиковая байдарка - это не панацея. Нужно учиться лучше читать реку и ловчее маневрировать на бурной воде.

Примерно к 10 утра мы добрались до ТЗ-3, где уже ждали нас оставленные ранее велосипеды. 23 часа гонки позади, 25 осталось.

Продолжение приключений - тут.

Карелия, сутки+, бег, мультигонка, велосипед

Previous post Next post
Up