Некоторое время назад я увлекся темой FKT (Fastest Known Time) - если кто не знает, это такой режим прохождения популярных треккинговых маршрутов на время, с фиксацией рекордов на соответствующем сайте (
https://fastestknowntime.com/).
С недавнего времени я живу в непосредственной близости от самого известного треккингового маршрута Черногории, PPT (Primorska Planinarska Transverzala), так что идея попытаться обновить FKT на нем пришла сама собой.
Ссылки
Мой трек на страве (в 4 частях, части никак не соотносятся с делением маршрута на участки, просто так навигатор решил заархивировать)
https://www.strava.com/activities/9123573489 https://www.strava.com/activities/9123673410 https://www.strava.com/activities/9123705825 https://www.strava.com/activities/9121439388 Общий трек маршрута, наложенный на карту:
https://nakarte.me/#m=10/42.36057/18.96103&l=Otm&nktl=8XVkqZlv55iYR93473AdkQ Краткий отчет на сайте FKT (на английском):
https://fastestknowntime.com/fkt/mikhail-tkach-primorska-planinarska-transverzala-montenegro-2023-05-22 Маршрут, планирование и подготовка
Маршрут PPT проходит по приморской горной гряде вдоль всего побережья Черногории, от города Херцег-Нови на границе с Хорватией, до Бара, недалеко от албанской границы. Полная протяженность маршрута - 175 км, суммарный набор высоты - 8800 м. На маршруте много достаточно сложных для бега участков, местами нет тропы и хорошей разметки. В то же время, частично маршрут проходит по достаточно хорошим, хотя и слегка заброшенным австро-венгерским горным дорогам.
В рамках подготовки к полному прохождению я с августа по апрель прошел почти весь маршрут частями (необследованными остались около 20 км пути суммарно). Изначально и попытку полного прохождения я хотел делать в середине апреля, пока не слишком жарко, но выяснилось что в северной (наиболее высокой) части маршрута в это время еще лежит снег, так что я благоразумно перенес забег на май.
В мае в Черногории как раз празднуется день независимости, так что у меня получились длинные выходные 20-23 мая. Идеально для такой малопредсказуемой авантюры.
Я решил, что строить подробный план прохождения бесполезно, не настолько хорошо я был знаком с маршрутом. Поэтому я достаточно условно разделил весь трек на 8 этапов по 22 км. Проходить каждый этап планировалось не более, чем за 6 часов (что я считал очень пессимистичной оценкой). Таким образом, на всем маршруте я хотел уложиться в 48 часов (а втайне лелеял надежду финишировать быстрее).
FKT может подразумевать разные форматы прохождения. В некоторых из них разрешается использование пейсеров, команды поддержки, заранее подготовленных забросок и пунктов питания. Но я решил придерживаться самого хардкорного формата Unsupported FKT - всю еду и снаряжение нужно нести с собой от старта до финиша, воду можно набирать только из природных источников. Не то чтобы у меня был особенный выбор, никаких магазинов на маршруте нет, и команду поддержки мне тоже взять было негде.
В качестве еды я взял по упаковке мармеладок и два батончика на каждый этап. Плюс еще некоторое количество мелко нарезанного сырокопченого мяса в качестве бонуса. К сожалению, не взвесил все вместе и не подсчитал калории, но по моим прикидкам на старте я нес около 0.5 кг. мармелада, 1.4 кг. батончиков и 0.1 кг мяса, примерно 2 кг. питания суммарно.
Для воды использовал литровый гидратор, планируя заливать его один раз на каждом этапе. Соответственно взял 8 шипучих таблеток изотоника.
Из одежды на мне были: кепка, футболка, шорты, двое носков (снизу пальчиковые, сверху обычные тонкие), кроссовки. В рюкзаке: легкая ветровка, бафф, перчатки. Также в рюкзаке (и на рюкзаке) ехали: треккинговые палки, спас-одеяло, мини аптечка, телефон, навигатор, фонарь, запасные батарейки и всякая мелочь.
Думаю, уложился в 5 кг. на старте, хотя подтверждений нет, контрольного взвешивания не делал.
Стартовал я с севера на юг, чтобы финишировать в Баре, рядом с домом, так что перед стартом пришлось прокатиться в автобусе вдоль всего побережья до Херцег-Нови. Времени в автобусе я зря не терял: дремал, кушал пончики, пил колу. Автобус слегка опоздал, но ровно в 10 утра я закончил все приготовления, запустил запись трека и официально начал свою попытку FKT.
Этап 1: Херцег-Нови - г. Зубачки Кабао (1894 м.)
Стартую с автостанции Херцег-Нови. Высота 80 м.н.у.м. Первые пару километров подъем через город по асфальту. Потом по хорошей тропе, потом снова по асфальту. В гору в основном иду пешком, на более пологих участках слегка подбегаю. Хорошая дорога заканчивается под перевалом Вратло (1170 м.). На перевал ведет крутой серпантин с крупным щебнем под ногами. Хотя похоже, что достаточно дерзкие джиперы сюда порой заезжают.
Сразу за перевалом дорога выходит на холмистое плато, где расположен горный приют “За Вратлом”. Тропа идет то вверх, то вниз, так что удается немного пробежаться. Но еще через два километра начинается подъем на гору Субра (1678 м.), на следующем километре пути надо набрать еще почти 500 метров.
В какой-то момент тропа как таковая заканчивается, а разметка ведет тебя дальше, сначала через лес, а потом сквозь обширное карстовое плато, изрезанное многочисленными трещинами и провалами. Большинство трещин легко перешагнуть, но в некоторых местах приходится слезать вниз и вылезать обратно с другой стороны.
К часу дня я выхожу на вершину Субры. Позади 12 км, которые я преодолел за три часа, так что еще есть надежда уложиться в плановые 6 часов на этапе.
Однако спуск с Субры гораздо сложнее подъема. Здесь пользоваться руками приходится уже постоянно, в самых опасных местах провешены стационарные перила из троса. Когда я был здесь в апреле, весь северный склон горы был покрыт смерзшемся снегом, пытаясь бить в нем ступени я даже сломал себе палец. Сейчас, к счастью, почти весь снег растаял, лишь в одном месте небольшой снежный вынос перекрывал тропу.
Потеряв около 400 из набранных с таким трудом метров высоты, спускаюсь к урочищу Продоли, где у меня была запланирована первая остановка для пополнения запаса воды. К сожалению, вода в здешнем колодце оказалась на низком уровне - рукой не зачерпнешь. В принципе, у меня с собой было 3 метра веревки на такой случай, но я решил не тратить времени и растянуть оставшуюся в гидраторе воду до следующего источника.
Еще одна неожиданная проблема - у меня вдруг кончается первый комплект батареек в навигаторе. Всего у меня с собой 4 комплекта, 2 из них - известной международной марки, а еще 2 - какой-то местный noname. И вот, noname дохнет проработав всего 4 часа из плановых 20. Несложные подсчеты показывают, что даже если международная марка проработает нужные 20 часов, то оставшегося запаса мне хватает на 48 часов впритык, без резерва. Впрочем, пока это очень отдаленная перспектива, и я продолжаю движение.
После Продоли около километра пробегаю по нормальной дороге, и снова сворачиваю в поля и леса. Начинается затяжной подъем к перевалу Ориен Седло (1500 м.). Тропы практически нет, только перед самым перевалом выхожу на старую дорогу.
Как раз на перевале истекают плановые 6 часов, но первый этап еще не закончен - нужно сделать радиальное восхождение на Зубачки Кабао. Кроме того, вода совсем подошла к концу, так что делаю дополнительный крюк к источнику Студенац.
Со свежим запасом воды 400 м. подъема на Зубачки Кабао преодолеваю относительно легко. Таких сложных участков, как на Субре тут нет, все идется по тропе. На вершине я в 16:50, отстаю от графика почти на час.
Я считал первый этап самым сложным на маршруте и был морально готов к отставанию, так что особо не расстроился, рассчитывая вернуться в график на следующих отрезках маршрута.
Этап 2: г. Зубачки Кабао (1894 м.) - г. Вельи Врх (1277 м.)
Быстро возвращаюсь к перевалу Ориен Седло и продолжаю спуск по старой гравийной дороге. Почти везде здесь можно бежать без проблем, старая австрийская дорога имеет небольшой градиент, а гравийное покрытие в большинстве мест хорошо сохранилось.
Всего за полтора часа преодолеваю половину этапа, спускаясь к заброшенному военному городку Црквице. Здесь у меня тоже был обозначен возможный источник воды, но на местности я его не нашел. Впрочем, воды в гидраторе еще много, и я продолжаю двигаться дальше.
После Црквице дорога становится гораздо хуже, хотя все еще идет на спуск, до высоты 960 м.н.у.м. после чего начинается затяжной подъем на Вельи Врх.
Сама вершинная точка была обозначена у меня в навигаторе неверно, так что мне приходится подниматься несколько дольше, чем я рассчитывал. Выхожу на вершину в 20:50. Как раз становится совершенно темно и приходится достать из рюкзака фонарь.
Всего позади 43 км. и 10ч 50м, так что мне удается вернуться обратно в график.
Этап 3: г. Вельи Врх (1277 м.) - перекресток с тропой на Доньи Ораховац
Следующие 8 км. дорога идет только на спуск. Сначала это все та же разрушенная австрийская дорога, где разогнаться сильно не получается, но после деревни Гркавац выхожу на 3 км. асфальтовый участок, где удается немного ускориться.
Вода опять на исходе, но вариантов ее пополнить немного. Долго изучаю старую цистерну, где вода блестит где-то на дне, но снова лень возиться с веревкой. В итоге, выпиваю несколько стаканов из не слишком чистого источника в деревне Доньи Леденицы, но заливать эту воду в гидратор не рискую.
Отсюда снова начинается плавный подъем, в который порой даже удается бежать. Этот участок уже мне знаком, днем здесь открываются прекрасные виды на Которский залив, но и ночью залив, окруженный огнями городов, смотрится потрясающе.
Локальный подъем завершается на вершине Враново Брдо (743 м.), где расположен старый австрийский форт. Кто-то уже установил тут палаточку и чилит с видом на залив. Заманчиво, но мне надо идти дальше, отдыхаю только несколько минут на лавочке у крепости.
Следующие два километра - достаточно крутой спуск к заброшенной деревне Крайевичи. Точно помню, что в прошлый раз здесь бежал. Но сейчас, ночью уже нет ни сил, ни уверенности. На тропе много свободнолежащих камней и высокая трава.
После Крайевичей сложный участок, где тропа просто растворяется в траве (а разметка здесь крайне “ненавязчивая”), так что какое-то время блуждаю по осыпям и кустам, но с помощью навигатора все-таки возвращаюсь на трек.
Еще одну небольшую остановку делаю около церкви Св. Николы. Я точно помню, что дальше длинный подъем, и надо набраться сил. Кажется, в этот момент я слегка заголодал. Еда не лезла из-за недостатка воды, а чтобы пополнить воду, нужно было сперва набрать 250 м. высоты до локального перевала. Как результат, в подъем я ползу очень медленно, но наконец впереди выполаживание и я подхожу к источнику Ильина Вода. Долго не могу найти источник в темноте - я уже был в этом месте, и точка в навигаторе стоит, но все это не сильно помогает. По моим воспоминаниям резервуар находился гораздо ближе к тропе, чем в действительности. Наконец, нахожу воду и с облегчением пью, ем и пополняю гидратор. С места меня сгоняет только то, что начинаю подмерзать. Пора снова двигаться.
До конца этапа отсюда всего 3 км., и я рассчитываю, что пройду их довольно быстро, осенью это место особыми сложностями не запомнилось, но сейчас все по другому. Ночь, высокая трава под ногами и скрытые в траве камни сильно замедляют продвижение. Кроме того, начинает понемногу клонить в сон.
В итоге на этапе я снова выбиваюсь из плана, пройдя его за 6 ч. 30 мин. Всего пройдено 65 км. за 17 ч. 20 мин.
Этап 4: перекресток с тропой на Доньи Ораховац - г. Езерски Врх (1657 м.)
Пройдя условную точку смены этапов, позволяю себе немного вздремнуть. Просто сажусь на камень, опускаю голову на колени и вырубаюсь на 10 минут. Эффект просто поразительный, до конца первой ночи сонливость меня больше не беспокоит.
Несмотря на это, разогнаться особо не удается. Тропа все еще сильно заросшая травой и кустами. Недоумеваю, как здесь проводили трейл всего несколько недель назад? Возможно, самая высокая трава успела вырасти уже после него, в середине мая (как позже узнал, организаторы трейла специально прокашивали самые заросшие участки).
Короткие участки скальных траверсов воспринимаю с облегчением, наконец то не надо больше продираться сквозь джунгли.
На рассвете, где-то на подходе к деревни Мали Залази сажусь ненадолго перекусить и вдруг вижу в нескольких метрах от себя барсука. Барсук остановился, огляделся по сторонам, и продолжил идти прямо на меня. Только когда я пошевелился он вдруг опомнился и скрылся в кустах.
После Мали Залази начинается утомительный подъем к соседнему селу Вельи Залази. Эти два селения замечательным образом оправдывают свои названия. С какой бы стороны вы к ним не подходили, вам предстоит преодолеть крутой подъем, а потом не менее крутой спуск. И даже между ними расположен перевал на высоте 1000 м.н.у.м.
Через километр после Вельи Залази наконец выбираюсь на гравийную дорогу, где на время расстаюсь с кустами и высокой травой. Оставшиеся позади 8 км. от смены этапов я шел около 3.5 часов, так что уложиться в плановые 6 часов на этапе надежды мало.
По дороге иду конечно быстрее, но подбегать удается только на спусках, да и то не везде. Через 5 км. пересекаю шоссе Цетинье - Котор и выхожу на хорошую тропу, по которой мне предстоит долгий подъем на вершину Езерски Врх. До него остается 8 км. по расстоянию и около 800 м. набора высоты.
Подъем дается тяжело. Примерно на середине делаю (запланированную) долгую остановку у источника. Пополняю воду, пью, ем, мою и обрабатываю ноги. После этого жить и двигаться становиться значительно веселее! Последний крутой взлет до вершины прохожу относительно бодро.
На вершине Езерского Врха расположен мавзолей Петра Петровича Негуша, одного из самых известных правителей Черногории. Сюда ведет асфальтовая дорога, приезжает много туристов. А сегодня, в День Независимости Черногории, здесь и подавно толпы народа, около мавзолея проходит торжественный митинг. Зато доступ на вершину, обычно платный, сегодня свободно открыт для всех желающих.
Поднимаюсь по длинному тоннелю сквозь скалу и выхожу на верхнюю обзорную площадку. Виды вокруг потрясающие. Виден весь национальный парк Ловчен, старая столица Черногории - Цетинье на востоке, Скадарское озеро и далеко-далеко впереди гора Румия в дымке - финальная вершина маршрута.
Этот этап я шел гораздо дольше, чем предыдущий - 7ч 50 мин. Но у меня теплится надежда, что тропы во второй половине маршрута будут лучше (нет, не будут!) и я смогу еще компенсировать отставание от графика.
Всего пройдено 86 км. за 25 ч. 10 минут.
Продолжение отчета по ссылке:
https://mike-nn.livejournal.com/20900.html