FKT on PPT. Часть 2

Jun 26, 2023 21:53


Продолжение отчета о полном прохождении маркированного маршрута Primorska Planinarska Transverzala в Черногории.
Первая часть тут: https://mike-nn.livejournal.com/20613.html




Этап 5: г. Езерски Врх (1657 м.) - крепость Космач

Этот этап практически целиком проходит по национальному парку Ловчен - самому старому НП в Черногории. Собственно, Езерски Врх уже находится в Ловчене, но самая “дикая” часть парка у меня еще впереди.



Не задерживаясь долго на вершине, начинаю спуск. Тропа крутая, на ней много валежника, разогнаться сильно не получается. Когда возвращаюсь на основной маршрут PPT, дело идет несколько лучше. До урочища Иванова Корита тропа вполне натоптанная.



Урочище представляет собой огромную луговую поляну среди леса - крайне популярное место для пикником в шашлыков. В дальнем конце поляны расположен бывший охотничий домик черногорских королей, а рядом с ним музей династии Негушей.



После урочища начинается затяжной 5-километровый подъем к вершине Бабина Глава (1474 м.). Участок дорожный, и набрать надо всего 200 м., но эти метры размазаны очень плавно, плоских перегонов, где можно было бы пробежаться, почти нет.

После вершины Бабиной Главы начинается мой любимый участок парка Ловчен - просторное карстовое плато с центром в деревне Майстори.



До деревни спуск идет через несколько локальных вершин, а дальше уже начинаются типичные карстовые холмы (очень напоминает крымское плато Караби в миниатюре, ЕВПОЧЯ).
Разметке здесь следовать не просто. Нанесена она редко и в основном на камнях на уровне земли. Впрочем, проходимость по “тропе” не сильно лучше, чем в остальных местах. Так что достаточно лишь приблизительно придерживаться правильного направления.
Главное - точно выйти на указатель перед началом лесной части парка. Тут уже за разметкой приходится следить очень внимательно. Тропу почти не видно под опавшей листвой, но без нее продираться сквозь лес гораздо хуже. Иногда останавливаюсь и трачу время на то, чтобы найти очередную метку на дереве. Даже навигатор не сильно помогает, точность GPS в лесу не очень хорошая.



Тем не менее, через несколько часов я добираюсь до границ Ловчена и начинаю длинный спуск к деревне Браичи.



Я помню, что в деревне есть полноводный источник, и рассчитываю устроить рядом с ним небольшой отдых с перекусом. Правда, память немного меня подводит. Источник хоть и на месте, но сесть рядом с ним решительно негде - кругом лужи, грязь, какая-то помойка. Пополняю запас воды и двигаюсь дальше.



Пересекаю трассу и вскоре поднимаюсь к развалинам форта Космач. Здесь наконец устраиваю перекус и любуюсь закатом. Этот этап я прошел еще чуть медленнее - за 8 ч.

Всего пройдено 109 км. за 33 ч. 10 минут.

Этап 6: крепость Космач - перевал Три Роге

Первые 6 км. следующего этапа проходят по хорошей гравийной дороге, и я стараюсь побыстрее их перодолеть, пока не стало совсем темно. Было бы хорошо с наступлением темноты оказаться у церкви в местечке Ограденица, где есть вода и удобные лавочки. Там можно устроить более длительный отдых и может даже немного вздремнуть. Вторая ночь без сна обещает быть гораздо более тяжелой.



Даже по дороге я двигаюсь совсем не так быстро, как мне бы хотелось, но тем не менее, с последними лучами заката все-таки оказываюсь в Ограденице.

Там меня приветливым лаем встречает молодой алабай, весело скачущий вокруг церкви. “Не бойтесь, он не кусается”, несколько неуверенно сообщает мне стоящая на пороге церкви монахиня.
Практика показывает, что владельцы собак делятся на две группы: первые при виде бегуна берут собаку на короткий поводок, а вторые начинают кричать:  “Не бойтесь, он не кусается”. Первым я всегда говорю искреннее “Спасибо”, а вторым, как правило, что-то говорить бесполезно.

Алабай молодой и не агрессивный, он скорее играет, забегая вперед и с громким лаем преграждая мне путь. Наконец, хозяйке удается его как-то отвлечь и я прохожу мимо церкви. О запланированном здесь отдыхе приходится забыть.
После церкви немного туплю, никак не могу выйти на нужную дорожку. Оказываюсь то в залитом водой поле, то на чьем-то скотном дворе.

Наконец. уже в полной темноте, достав фонарик, нахожу тропу и продолжаю двигаться дальше по маршруту. После Ограденицы тропа становится значительно хуже - на ней много свободнолежащих камней, местами заросли травы. Бежать здесь не получается, приходится идти пешком, а от этого сильно клонит в сон.

Следующие 10 километров прошли в тяжелой борьбе со сном. Я несколько раз останавливаюсь, чтобы подремать 10-15 минут, но сильно легче не становится. В какой-то момент я обнаруживаю, что двигаюсь по маршруту в обратном направлении! После очередной остановки я совсем потерял ориентацию и пошел назад. К счастью, замечаю ошибку достаточно быстро.Сложно поверить, но эти несчастные 10 км. я иду целых пять часов.

Дальше тропа выходит на гребень хребта, и я немного оживляюсь. Здесь приходится следить за разметкой и прыгать по неровным камням, так что мозг на время мобилизуется.

Но вот я снова на дороге, и сонливость накатывается с новыми силами. Глаза закрываются сами собой, стоит мне на секунду остановиться, как я засыпаю, а иногда сплю прямо на ходу. Чтобы как-то бороться со сном, периодически заставляю себя бежать, пусть даже в горку. В какой-то момент понимаю, что до конца этапа осталось всего пара километров, и очень злюсь на себя, что никак не могу их пройти. На волне злости разгоняюсь и добегаю по дороге до перевала Пресека.



Здесь дорога снова сменяется плохой тропой, но я уже немного проснулся и довольно бодро поднимаюсь к перевалу Три Роге, по дороге пополняя запас воды в ручье. Понемногу начинает светать, и так мучившая меня сонливость постепенно отступает.
При планировании я считал этот этап одним из самых простых: без особых подъемов и с длинными дорожными участками. Но тяжелая борьба со сном сделала его одним из самых мучительных на маршруте. Этап занял у меня 9.5 часов.
Всего пройдено 131 км. за 42 ч. 40 минут.

Этап 7: перевал Три Роге - перевал Бела Скала

С наступлением утра я просыпаюсь, но вот тропа под ногами не дает особо разогнаться. Это один из самых редко посещаемых участков PPT, и здесь особенно много травы и кустов (как правило колючих). Следующие 10 км опять плетусь почти 4 часа, пока не выхожу на асфальтовую дорогу.



По асфальту, да еще и на спуск удается немного пробежаться. Недалеко от перевала Суторман, на видовой площадке делаю очередную остановку для перекуса, разуваюсь и домазываю ноги вазелином. На прошлом участке мокрая трава промочила все кроссовки и я чувствую, что начинаю понемногу натирать мозоли.

Здесь уже совсем близко к Бару. Близость дома одновременно и придает сил, и создает дополнительные соблазны. Я понимаю, что совершенно не укладываюсь в свой план, аккумуляторы в GPS почти на исходе, и я рискую остаться без трека (а значит, не смогу зарегистрировать свой результат на сайте FKT). Еда тоже была рассчитана на 48 часов, и ее приходится экономить. Все это порождает сильное искушение сойти с маршрута и отправится домой спать.

После недолгого размышления я решаю все-таки продолжить.Единственная критичная проблема - это запись трека, но в качестве резерва я могу писать его и телефоном, к которому у меня есть пауэрбанк.

На подъеме после Сутормана последние батарейки в навигаторе садятся, и я включаю страву на телефоне. На удивление, если поставить телефон в авиарежим и включить только навигацию, страва жрет батарейку очень медленно.

Подъем дается тяжело. На дороге почти нет тени и очень жарко. Когда тропа уходит в лес, становится немного легче.

Перейдя широкое поле в урочище Чукулери, я подхожу к развилке троп. Старый трек PPT уходит севернее, но новая маркированная тропа сворачивает здесь южнее.
Я сначала пытаюсь идти по старому треку, но быстро теряю путь. Разметки здесь нет и на местности тропа не читается. Ничего не поделаешь, приходится следовать новой тропе. Нельзя сказать, что она хорошо протоптана, но хотя бы маркировка здесь свежая и отчетливая.



Еще немного мучений среди кустов и высокой травы, и я выхожу к перевалу Белая Скала. Этот этап занял еще больше, чем предыдущий - ровно 10 часов.

Всего пройдено 152 км. за 52 ч. 40 минут.

Этап 8: перевал Бела Скала - г. Румийа (1595 м.) - Бар



На спуске с перевала чувствую, что опять начинаю натирать мозоли. Останавливаюсь у ручья, разуваюсь и с удовольствием погружаю ступни в ледяную воду. Вволю пью, пополняю воду в гидраторе и подъедаю почти все запасы еды. На следующий перегон остается только половина батончика и несколько мармеладок. Также пытаюсь зарядить телефон, но ничего не получается. Кажется, пауэрбанк намок и не включается, так что долго засидеться не удается, надо скорее двигаться вперед, чтобы записать трек пока телефон совсем не разрядился.

Значительная часть этого этапа - радиальный выход на вершину Румии. Сначала 5-км асфальтовый участок, потом подъем по тропе, где надо набрать 600 метров на 1.5 км. пути. А потом - все в обратном порядке.

Вверх по асфальту двигаюсь бодро, на тропе вся бодрость куда-то пропадает, но тем не менее потихоньку выползаю на вершину.



Быстро делаю несколько фоток и поворачиваю обратно. Теперь - только вниз, до самого конца маршрута. Это обнадеживает.

На спуске я немного теряю тропу, и когда карабкаюсь по ненадежной осыпи, меня настигает внезапно налетевшая со стороны скадарского озера гроза. Гром гремит прямо над головой, легкие капли дождя быстро превращаются в ливень, а потом в град. Пока я достаю свою ветровку, успеваю уже промокнуть насквозь. Кое-как сползаю до асфальта по скользкой тропе, доедаю последние мармеладки и бегу вниз, чтобы хоть немного согреться. Эта гроза меня основательно взбодрила!

Постепенно опускаются сумерки, приближается третья ночь на маршруте (и третья ночь без нормального сна). В утомленном мозгу уже сильно сбоит распознавание образов, и я постоянно принимаю окрестные скалы, деревья и кусты за причудливые дома, фигуры животных и людей. Подойдешь поближе, присмотришься внимательнее, и наваждение рассеивается, но стоит перестать концентрировать внимание, и снова начинаешь видеть вместо кустов по сторонам дороги диковинных зверей.

Закончив радиальный участок, начинаю спуск в Бар. Первые 4 км. проходят по крутой каменистой тропе. Становится темно, и я снова достаю фонарь. К сожалению, оба комплекта батареек для него тоже почти сели (я не рассчитывал на третью ночь), работает только минимальный режим.

Этот спуск я иду, как в тоннеле. По сторонам лучше не смотреть - воображение рисует там странные картины, лучше концентрироваться только на камнях у себя под ногами.
Наконец, выхожу на новенький ровный асфальт. Уставшую голову можно пока отключить и просто бежать вниз. Последние 5 км. иду/бегу уже расслабленно - теперь я точно финиширую, осталось только немного потерпеть.

Пробегаю мимо развалин крепости в Старом Баре, пересекаю несколько городских перекрестков, железную дорогу, и наконец, в 22:20 финиширую у автостанции.

Последний этап преодолен за 7 ч. 20 мин., а все 175 км. маршрута за 60 ч. 20 минут.

От автостанции я рассчитывал уехать домой на такси, но не тут то было, никаких таксистов здесь уже нет. Приходится мучительно топать еще три километра до дома на усталых и стертых ногах.

Выводы и рекомендации

Легко заметить, что мои планы не очень то совпали с реальностью. Я начал отставать от расчетного времени уже на первом этапе, и в итоге накопил больше 12 часов отставания. План был рассчитан на более-менее стабильную скорость движения, но начиная уже с третьего этапа, каждый следующий я проходил все медленнее и медленнее (не считая последнего, где было много спусков и помогала близость финиша). Почему так произошло? Пожалуй, можно назвать несколько причин:
Во-первых, оказалось что ночью двигаться гораздо сложнее, чем днем (вот так сюрприз!). До этого я проходил в темное время только участок от Херцег Нови до г. Субра, а там дороги в основном хорошие, и больших проблем не возникло. Сейчас же в обе ночи было несколько очень трудных участков с высокой травой и плохой разметкой, что добавило сложностей с ориентированием и передвижением.

Во-вторых, сильно сказался недостаток сна. Я планировал поспать подольше во вторую ночь где-нибудь в удобном месте, но все удобные места попадались либо днем, либо оказались недоступны. Кроме того, когда начинаешь выбиваться из графика, тебе кажется, что лучше отказаться от сна и немного наверстать отставание. Скорее всего, это впечатление обманчиво. Думаю, 2-3 часа нормального глубокого сна помогли бы мне решить проблемы с сонливостью, немного восстановиться и в итоге вполне окупили бы себя.

В-третьих, немного сказались и проблемы с батарейками. Я старался экономить заряд, реже смотрел в навигатор, стараясь больше полагаться на разметку, что местами сильно меня замедляло. Для фонаря тоже неплохо было бы иметь еще один комплект аккумуляторов - это позволило бы идти при более ярком свете, а значит меньше засыпать и меньше спотыкаться.

Теперь о хорошем:

Мне очень повезло с погодой. Ливень, под который я попал на последнем участке показал, что к такой погоде я не готов - я сильно промок и замерз и долго потом не мог согреться. Попади я в длинный проливной дождь на каком-нибудь небеговом участке, возможно пришлось бы сходить.

Дату старта тоже выбрал удачно. Днем не было сильной жары, а ночью холода, и все источники были полноводны (всю неделю до старта шли дожди). Единственно, трава уже сильно поднялась, возможно в начале мая (или поздней осенью) ее там не так много.

С питанием и водой тож все получилось неплохо. Еды хватило, даже с учетом затянувшегося маршрута, изотоник работал хорошо, ноги ни разу не сводило. Запланированные источники не всегда оказывались подходящими, но благодаря знанию маршрута мне удавалось почти всегда пополнять воду вовремя и не страдать лишнего.

В качестве напутственного слова могу порекомендовать всем желающим пройти маршрут Primorska Planinarska Transverzala, не так уж важно, в режиме FKT или частями. Это действительно очень красивая, интересная и во многом “дикая” тропа. На ней много исторических достопримечательностей, потрясающих видов и довольно-таки техничных и сложных участков.

Думаю, мой FKT в 60 ч. 20 мин. не так уж сложно “забрать”, и подготовленный, а главное, целеустремленный любитель приключений вполне сможет выйти на этом маршруте из 40 часов. Так что дерзайте.

Черногория, сутки+, бег, трейл

Previous post Next post
Up