Воскресение

May 09, 2010 11:22

Все говорят о необходимости восстановить и сохранить подлинную историю войны. Но сейчас уже совершенно не важно, какой была война на самом деле, важно, какой она останется в нашей памяти.

В этом году с приближением 9 мая разговоры о Победе чем дальше, тем чаще сводились к спорам о Сталине. Такое внимание к конкретной фигуре выглядит, на первый взгляд, очень странным, но оно вполне объяснимо, поскольку Сталин в этих разговорах превратился в условное обозначение для совсем других, запертых в коллективном бессознательном вещей. Формула, в которую отлились мнения непримиримых сторон - благодаря Сталину одержана победа или вопреки ему - не имеет рационального смысла, потому что тема Великой Отечественной, наши исторические и культурные, национальные и семейные связи с ней - все это неизмеримо шире и глубже разговоров о чьих бы то ни было стратегических талантах.

От той Победы, которая равнозначна духовному подвигу народа, не убудет от каких бы то ни было мнений о сущности пакта Молотова-Риббентропа, о судьбе освобожденной Красной Армией части Европы и об экономическом отставании победителей от побежденных. Но есть вещи, от которых убудет и очень значительно, поэтому спор на самом деле ведется, конечно же, не о полководческих способностях Сталина, а о сталинских методах руководства и шире - о праве народа-победителя на все, даже на Сталина. Твари мы дрожащие или имеем право держать в своей истории и своем пантеоне хотя бы и такого упыря, который губил наших же близких? Отсюда неожиданный всплеск симпатий не только к Сталину, но и к Ивану Грозному. "Сама как русская природа душа народа моего - она пригреет и урода, как птицу, выходит его" - Сталин неслучайно углядел в этой строчке намек на себя.

Чтобы понять, почему вдруг возник сейчас в России интерес к праву сильного, надо четко представлять, что для миллионов российских граждан Победа сейчас - это главная валюта, единственная надежда на какое-то особое отношение мира к ним. Они уверены, что этот жестокий и хитрый мир только о том и думает, чтобы поставить их на колени, и не догадываются, что там давно прошла "денежная реформа" и сейчас приходить на мировой рынок, размахивая купюрами с надписью "Спаситель Европы", по меньшей мере, бессмысленно.

Фашизм был побежден с двух сторон - западной демократией и восточным народным духом. Профессионализм, отрицающий безумство храбрых, с одной стороны, и героизм, не видящий смысла в рационализме, с другой - закрепились естественным отбором. Это различие имело и имеет огромный исторический смысл. Победа, которая стала для современной цивилизации своего рода аналогом Воскресения Христова, разделилась на русскую и западную, как много раньше разделилась христианская церковь. Совершенно не случайно православной традиции так близко народное чувство постоянной сопричастности подвигам и лишениям военных лет ("как для Церкви нет умерших, но только живые, так и для народа не должно быть умерших героев, все должны жить в нашей памяти, тогда и сам народ сохранится", - сказал на днях патриарх). Совершенно не случайно западная традиция предпочла этой вечной сопричастности интересы живых людей, что привело, конечно, к размену Победы на "дни памяти и скорби", к размыванию установленных войной духовных границ между белым и черным, но и к лучшей заботе о живых ветеранах - тоже. Будто для полноты аналогии даже день Победы празднуется бывшими союзниками по разным "календарям".

Те, кто ищет Победу в конкретных свершениях, ее, разумеется, не находят. Это понятно: за той несущей личный комфорт победой, о которой тоскует Лев Рубинштейн, ехать надо не на фронт, а на продуктовую базу. Но ту победу, которую воспевают сторонники идеологемы "мы - лучшие", надо искать и вовсе на другой стороне фронта - там, где всем "своим" с гарантией обеспечивают мироощущение сверхчеловека.

Победа - это не результат, а работа. Ежедневное преодоление. До того пока не поймем, почему "слеза несбывшихся надежд" - это тоже Победа. Пока не научимся отдавать больше, чем брать.
Победа не свершилась в сорок пятом раз и навсегда, но она задала новую мерку для нас. То, что произошло с народом в окопах под Москвой, в блокадном Ленинграде, в Хатыни и в глубоком тылу - тот зажегшийся в народной душе огонь имеет смысл только пока он горит, только пока его поддерживают. Понемногу, каждый по своим силам, но постоянно. Иначе останется или гордость футбольного фаната или брезгливое уныние родившегося в "неправильной" стране либерала. Увы, именно это мы сейчас и видим. Кому нужно взваливать на себя победу-крест?

P.S. Мои записи о Дне Победы за 2007 год ( еще) и за 2008 годы.

Рассуждения

Previous post Next post
Up