Остров Сахалин. XXI. Взморье.

Dec 16, 2016 19:49



Тории - синтоистские ворота.

Ещё в предыдущий день мы озадачились вопросом, куда потратить образовавшееся свободное время - по первоначальному плану мы должны были выйти в Новосёлово на противоположной стороне острова лишь 1 сентября. Решили большую часть времени провести на побережье Татарского пролива в районе Томарей и Новосёлово. Но попасть туда можно лишь к ночи - поезд Южно-Сахалинск - Томари ходит раз в сутки и прибывает на конечную станцию в десять вечера. Чтобы занять день, заодно посмотрев новые места, мы решили подъехать одну остановку до посёлка Взморье на пригородном Южно-Сахалинск - Тихая - Поронайск. Судя по карте, рядом с посёлком на побережье стоит гора Муловского высотой 328 метров, склоны которой образуют одноимённый мыс. Предположительно место ожидалось живописным.


Пригородный, пришедший по расписанию, состоял из одного вагона с сидячими местами, ведомого тепловозом. Проводница попробовал поиграть в угадайку: «Вы, наверное, до Тихой едете?» Ответ, что только до Взморья её немного удивил: бухта Тихая - популярное место отдыха. За время получасовой поездки она успела выяснить, откуда мы, поведать, что «на Сахалине рыбу только ленивый покупает», рассказать, как сама регулярно ездит на краба; не забыла и взять денег за проезд. А вот билет выписать нужным не посчитала. Причём, подозреваю, не по причине выборочных провалов в памяти. Ещё из интересного она рассказала, что в путину по дворам ездят рыбаки, раздавая бесплатно пенсионерам по несколько хвостов.



Пригородный поезд Южно-Сахалинск - Тихая - Поронайск на ст. Взморье.



Перманентно закрытый вокзал Взморье.

На станции Взморье имеется зал ожидания, но время работы его неизвестно: за те семь с лишним часов, что мы там провели, он так и не открылся. Приехали мы к 12 часам дня, прямо за станцией протекала небольшая речка Красная - к ней мы и направились пообедать. У самой реки в траве сидеть не хотелось, потому мы встали среди каких-то развалин.

Поев, пошли в сторону мыса Муловского. Через Взморье проходит автодорога Р487 Южно-Сахалинск - Оха. В посёлке у автобусов санитарная остановка, потому у трассы сидят тётушки, торгующие пирожками, рыбой и другими морепродуктами.

Само село выглядело на удивление обустроенным. Не видно было депрессивных следов, оставшихся на множестве населённых пунктов Дальнего Востока. Вспоминая развалины Камчатки, брошенные дома Приморья, создавалось впечатление, будто девяностые годы прошли стороной. Уже позже, попав на западное побережье, мы поняли, что сильно ошиблись. Контраст между двумя берегами обусловлен тем, что со стороны Охотского моря активно ведутся работы по добыче нефти и газа, какая-то часть налогов идёт в бюджеты районов, что и позволяет обустраивать посёлки, сглаживая шрамы от либералов-реформаторов. В Татарском проливе нефтяники с газовиками отсутствуют, потому и денег на восстановление поселений западного берега нет.

На окраине села установлены тории: ритуальные врата перед синтоистским святилищем. Поселкового храма Хигаси Сираура дзиндзя уже давно нет, а ворота, установленные в 1940 году в честь 2600-летия образования Великой Японской империи, сохранились.



Г. Муловского.



Охотское море и Долинский хребет.



Тории на склоне горы.

Берег в районе Взморья сильно отличался от такового на Тонино-Анивском полуострове. Волны разбивались в сотне метрах от него, дальше тянулось спокойное мелководье, полное ламинарии. В воде важно вышагивали водоплавающие птицы.



Мыс Муловского.



Птицы на мелководье.

Дойдя до мыса, мы расположились на длительный отдых. Расстелили коврики, Катя даже вздремнула. Но приближающийся циклон прогнал нас оттуда примерно через час - стало чересчур зябко. Пройдя с полкилометра назад, мы сделали ещё одну попытку отдохнуть, найдя место, где склон частично закрывал от ветра. Но вскоре стали пробрасывать первые капли - пришлось возвращаться к станции.

В ассортименте торговок присутствовал необычный краб: он был не красный, как уже знакомый нам камчатский, а светло-коричневый и какой-то мохнатый. По словам продавщицы, вкус у него необычный, немного сладковатый, потому нашим он не очень нравится, а вот японцы считают деликатесом. Цены здесь были заметно ниже, чем в Южно-Сахалинске: за три таких краба средних размеров запросили тысячу рублей. Взяв их, мы отправились на знакомую площадку у р. Красная, благо дождь малость притих. Кстати, научное его название - четырёхугольный волосатый краб.



Четырёхугольный волосатый краб.

Краб действительно оказался со своеобразным вкусом: Кате он понравился больше камчатского, мне меньше. Три средних краба на двух человек - сильно больше, чем один большой - на трёх, так что наелись мы от пуза. Дождь, было прекратившийся, снова заявил о себе моросью, потому готовить чай мы пошли в беседку у какого-то ж.д. предприятия. Позже выяснилось, что беседка курительная, но, к счастью, за это время никто не воспользовался ей с подобной целью.



Вагон для обучения.

Подождав, пока до поезда на Томари не осталось полчаса, мы пошли на платформу, полагая, что сейчас откроется вокзал, и можно будет купить билеты. Вокзал так и не открылся, хорошо, что над перроном был большой навес, закрывавший нас от дождя. Представляя, как сейчас уныло в зарослях посреди острова, мы радовались, что сейчас не бредём среди лопуха, бамбука и крапивы.

Содержание

Железнодорожное, Сахалин, Фауна, Узкоколейки, Море

Previous post Next post
Up