Месяц отпуска этого года была отдан поездке на Сахалин - самый большой остров нашей страны. По общим впечатлениям удивительно совпали ожидания и реальность. Исключением являлся лишь сам Южно-Сахалинск, оказавшийся намного интереснее и приятней, нежели мы думали.
В этом обзорном посту опишу несколько общих впечатлений от Сахалина. При общении со многими людьми заметно, что они осознанно воспринимают свою оторванность от остального мира и гордятся ей. При этом суровые природные условия, накладывающиеся на изолированность, делают жителей отзывчивей. Так, на дороге Томари - Холмск нас предлагали подбросить на машине, при этом их не смутили ни наши рюкзаки, ни то, что в машине на заднем сиденье уже ехал ребёнок. Сразу вспомнился БАМ времён строительства - там тоже было распространено бескорыстное желание помочь. Заметно отличие от Камчатки, которая оторвана от материка, пожалуй, даже больше, чем Сахалин: Камчатка уже сильно ориентирована на туристов, причём на туристов с большим кошельком, что было, к примеру, заметно по стоимости заброски. В столице области было ощущение безопасности: в Иркутске сложно представить парочки, спокойно гуляющие в два часа ночи.
Многие местные жители искренне радовались, что мы специально приехали их остров посмотреть. Не было так часто встречающегося провинциального "а у нас и смотреть не на что". Хотя встречались и фрукты, вопрошавшие: "А что, Байкал уже надоел?"
Климат на Сахалине, конечно, морской. Часты туманы и дожди. Но сильнее всего нас впечатлило, что приход непогоды почти не влиял на температуру - она падала на 1-3 градуса всего. Сильно непохоже на то, к чему мы привыкли: раз дождь, значит должно похолодать.
Цены на острове заметно выше и на продукты, и на бензин. Во многих посёлках булка хлеба стоит 50 рублей. Молочка примерно на 10% дороже, чем в Иркутске. Местные помидоры в конце августа (как я понимаю, сезон) продавались по 200 рублей за килограмм. Десяток яиц 1-й категории - 80 рублей. Свинина дороже, чем у нас, но в пределах разумного: 250-400 р/кг. А вот говядина потрясла до глубины души: мы видели два её варианта: замороженную безкостную вырезку из Уругвая по 1550 руб./кг (!) и свежее «фермерское» мясо (уже с костями) в диапазоне 900-1200 руб./кг. В общем, говядина на Сахалине - деликатес. Местный мармелад тоже не отставал: увидев цену 640 руб./кг, я не поверил и переспросил; конечно хотелось узнать, что это за такое чуда, но расфасовку по полкило брать не решился.
Немногое, что на Сахалине дешевле - морепродукты. Но не сказать, что радикально. Так, горбуша продаётся по 130 рублей за кг. Относительно 170 рублей в Иркутске разница не очень велика. Другое дело, что многих вещей за пределами острова и не купишь: красную икру без консервантов, слабосолёную нерку без копчения, гребешка, трубача, краба.
И единственный, при этом весьма неожиданный, товар дешевле, чем в Иркутске в два раза - это вкуснейший конфитюр, производимый в Тульской области! Стало понятно, что торгаши, привозящие его в Иркутск, просто зажрались от жадности.
Попробовали местные конфеты птичье молоко «Птичка островная». М-да… Более омерзительного варианта таких конфет мне не встречалось. Они даже белый вариант умудрились сделать невкусным, а уж лимонный был просто ужасен. На их фоне положительно выделялся шоколад «О. Сахалин», произведённый во Владивостоке на фабрике «Приморский кондитер». Уже перед отъездом мы заглянули в их фирменный магазин: выяснилось, что у них есть и «О. Рикорда», и «О. Попова» и другие. Причём на каждой обёртке - обязательно карта данного острова.
На Сахалине мы столкнулись с удивительным явлением: самым ненадёжным транспортом оказался железнодорожный. Так, после схода грузового состава, превентивно на сутки прервали всё пассажирское движение, включая западное побережье, где в эти дни дождей-то практически и не было. А с приходом нового муссона для перестраховки отменили всё движение на трое суток. Причём, не скажу, что уж там какой-то запредельный дождь был (по крайне мере, в Южно-Сахалинске). Он даже по материковым меркам был вполне обычным сильным дождём. Реки, конечно, поднялись, но из берегов не вышли. В центральной части острова всё, вроде бы, было хуже, но отменяли движение-то везде. В итоге была странная картина: летают самолёты, ходят автобусы, а вот по железной дороге никуда уехать нельзя.
Местная растительность - предмет отдельного рассказа. Позитивными можно назвать только пихтовые леса - более светлые, чем еловые, с почти отсутствующим подлеском. Травы (лопух, борщевик, крапива и прочие) часто превышают высотой два метра. И идти по ним - ещё то удовольствие. Но самым-самым был сахалинский бамбук: тонкие, но очень прочные стебли, высотой до двух - двух с половиной метров замысловато переплетались, превращая прохождение через заросли в сложнейший квест. Раньше я думал, что хуже кедрового стланика на пути быть ничего не может - я ошибался. Стланик там, кстати, тоже был, причём нередко бамбук рос прямо меж кустов стланика. В одном подобном месте мы 150 метров преодолевали 50 минут.
Всего у нас было запланировано три похода:
По Тонино-Анивскому полуострову к мысу Анива.
Маяк на мысе Анива.
Поперёк острова от Фирсово до Новосёлова.
Хребет Шренка, поросший кедровым стлаником, курильским бамбуком и прочей нечистью.
По разобранной железной дороге Холмск - Южно-Сахалинск.
Заросшие пути на неразобранном отрезке между Чёртовым и Ведьминым мостами.
Не все планы удалось осуществить в полном объёме. С другой стороны, местами мы увидели то, чего и не ожидали.
Содержание:
I. Перелёт. II. Южно-Сахалинск (1). III. Краеведческий музей. IV. Анива. Заброска. V. Анива. Дорога у кромки моря. VI. Анива. Знакомство с бамбуком. VII. Анива. Гора Крузенштерна. VIII. Анива. Маяк. IX. Анива. После циклона. X. Анива. Днёвка. XI. Анива. Морская живность. XII. Анива. Выброска. XIII. Южно-Сахалинск (2). XIV. Южно-Сахалинск (3). XV. Дебри. Первые километры. XVI. Дебри. Речной путь. XVII. Дебри. Хребет Шренка. XVIII. Дебри. Разворот. XIX. Дебри. Неожиданная встреча. XX. Дебри. Последние километры. XXI. Взморье. XXII. Томари. XXIII. Житие у моря. XXIV. Новосёлово. XXV. Житие в тоннеле. XXVI. Холмск. XXVII. Дорога Японской империи. Мосты нечисти. XXVIII. Дорога Японской империи. Следы деградации. XXIX. Дорога Японской империи. Запретный тоннель. XXX. Дорога Японской империи. Мицульский хребет. XXXI. Дорога Японской империи. Грязевой вулкан. XXXII. Южно-Сахалинск (4). XXXIII. Южно-Сахалинск (5).