По городам Рязанского княжества. ч. 3,5. Гусь Железный

May 10, 2013 20:38

По городам Рязанского княжества. ч. 1. Вступление. http://milutkin.livejournal.com/51648.html
По городам Рязанского княжества. ч. 2. Городец Мещёрский (Касимов) http://milutkin.livejournal.com/51729.html
По городам Рязанского княжества. ч. 3. Городец Мещёрский (Касимов) http://milutkin.livejournal.com/51973.html

Выехав из Касимова, мы отправились в Рязань северной дорогой. Не проехали мы и двадцати километров от города, как наше внимание привлек огромный собор необычной постройки, находящийся недалеко от шоссе. Конечно же мы свернули к нему и въехали в поселок Гусь Железный.



Огромный Троицкий собор, резко контрастирующий с одноэтажной деревянной застройкой берега, виден еще издали. Если бы не этот храм, Гусь Железный походил бы на одно из многочисленных окрестных сел.

Гусь Железный был основан в конце XVIII в. заводчиком   Баташевым - величайшего богатства самодуром. О его богатстве и зверствах ходят легенды, местные жители считали его колдуном. По одной из легенд Баташев организовал у себя   подземный  монетный двор. А когда потребовалось срочно  избавиться от него, то затопил водой вместе со всеми рабочими числом около 300. И по сей день из-под холма бьют два ключа, один из них, по слухам, - серебряный.




Ю.В.Гальянов. Портрет братьев           Андрей Баташев
Ивана и Андрея Беташевых

Теперь от былой славы остался дом с четырьмя железными колоннами коринфского ордера, развалины крепостных стен, которыми было обнесено имение, Страшный Сад, где помимо большого количества флигелей, пристроек, служб, а также зверинца и крепостного театра, стоял Позорный столб - здесь забивали плетьми провинившихся. Остались также развалины башни, в потайных комнатах которой сгинул не один десяток неугодных гостей. Выстроенный потомками Баташева-старшего псевдоготический собор отреставрирован и является уникальным образцом архитектурного искусства.



Строительство велось долго, всю первую половину XIX века. Собор был задуман, а возможно и заложен, самим Андреем Родионовичем Баташевым. Связями Баташева с масонским орденом можно объяснить и псевдоготические формы постройки, и встречающееся в литературе предположение об авторстве В.И.Баженова (также бывшего масоном). Хотя гипотеза ничем не подтверждена.



Неуловимое впечатление чего-то общего с церковью в подмосковном Быкове не покидает при взгляде на Троицкий собор. Обе церкви сложены из белого камня, двойные колонны, стрельчатые окна...



Бесспорно, столь сложный и гармоничный образ мог создать лишь первоклассный архитектор. Сочетание элементов барокко, классицизма и псевдоготики не приводит к перегруженности. Наоборот, впечатление от Троицкого собора очень цельное. Он весь устремлен вверх. Масштабу собора соответствует и оргомная колокольня с часами.



Несмотря на размеры, Троицкая церковь довольно стройна. Ее постройку приписывают Андрею Родионовичу, но при нем она могла быть только заложена, да и это спорно (если год его смерти действительно 1799, а год закладки храма - 1802). Конечно, в любом случае нельзя исключить возможную роль Андрея Баташева как заказчика проекта.



Достроен храм был лишь в 1847-1868 годах. Столь долгий срок строительства мог внести значительные коррективы в первоначальный проект, что еще более затрудняет атрибуцию этого памятника, и уже традиционный для подобных построек вопрос "Баженов - не Баженов", как всегда, остается без определенного ответа. Каких-либо документальных подверждений "баженовской" гипотезы вроде бы нет (разумеется, речь может идти только о первоначальном проекте - Баженов скончался в 1799 году, еще до закладки храма).



Мы были в Троицком соборе в Страстную субботу. В это время в соборе шло освящение куличей.



По сравнению с собором дом Баташева не так выразителен, выстроен он в конце XVIII века. Работали быстро, всего за два года был возведен сам главный дом без подвалов и подземелий. На строительство было согнано все окрестное население.
К главному дому усадьбы примыкали сады (один из них носил название "сад ужасов") и дворовые постройки. Все это было обнесено толстой кирпичной стеной с башнями и бойницами. Высота стены достигала 5-7 метров. Вся жизнь протекала за закрытыми воротами. Под домом и садом были вырыты многочисленные подземные сооружения (подвалы, подземные ходы, тюрьмы). С чем была связана ночная тайная жизнь баташевских подземелий до конца неясно.



Известно, что Андрей Родионович был масоном, к нему приезжали другие члены ордена. Для подобных целей были секретные помещения в доме. Большей известностью пользуется легенда о чеканке в подземельях фальшивых денег. Ходили слухи, что прознав о готовящейся правительственной ревизии, Баташев просто засыпал входы в свой "монетный двор", погребя заживо несколько сотен работавших там людей.

Несмотря на все страшные истории , не небольшой площади перед собором Баташеву установлен памятник.



Начало существования Гуся Железного, как и вся жизнь Андрея Родионовича Баташева, окутано легендами. Достоверно неизвестно, когда точно сооружены первые постройки городка, даже год смерти его страшного хозяина варьируется в литературе от 1799 до 1825. Так что Гусь Железный довольно необычнное место , овеянное мрачными легендами.

Гусь Железный, история

Previous post Next post
Up