Бывают места, куда мечтаешь поехать годами и наконец приезжаешь. А бывают места, где даже не мечтал оказаться. Одним из таких мест для меня стал
Пестум. С детства я видела эти массивные дорические суровые колонны на черно-белых фотографиях, воображение мне рисовало некое мрачное место из далекого прошлого, и даже трудно было поверить, что среди этих немых колонн когда-то ходили люди. Когда я начала увлекаться фотографией, снимки этих древних огромных храмов казались мне верхом фотомастерства. Я и представить себе не могла, что когда-нибудь приеду в этот древний город, а съемка, сделанная мной там, станет одной из самых запоминающихся в моей жизни. И что на самом деле это очень светлое, очень красивое место под ярким солнцем среди зелени, что на этих теплых серых камнях отдыхают многочисленные юркие ящерицы и даже змеи, а на заднем дворе бродит стая павлинов. А музей Пестума - один из самых интересных археологических музеев, которые мне довелось посетить (пожалуй, он на втором месте в моем личном списке после археологического музея Неаполя). Прекрасный тогда выдался апрельский день: солнечный, но не очень жаркий.
Напомню, что Пестум (лат. Paestum), первоначально называвшийся Посейдония (др.-греч. Ποσειδωνία), был крупным древнегреческим городом на побережье Тирренского моря в Великой Греции. Основан он был сибарийцами или сибаритами (жителями города Сибарис, известными своей любовью к роскоши) в конце VII века до н.э. в западной части области Лукании (35 км юго-восточнее нынешнего Салерно). После многолетнего сопротивления город был завоеван луканами (одним из самнитских племён), а затем - римлянами. Все это время город процветал, но постепенное заиливание реки Селе в конце концов создало малярийное болото, и Пестум постепенно пришел в упадок и был заброшен. Он был "открыт" заново только в XVIII веке и стал одним из "обязательных пунктов программы" Гран-Тура для европейских путешественников.
Схема археологического парка (кликабельная):
1, 2 и 16 - это три больших дорических храма удивительной сохранности, они являются одними из наиболее хорошо сохранившихся древнегреческих храмов в мире. Ранее считалось, что они построены в честь Афины (или Цереры), Посейдона и Геры, но сейчас известно, что "храм Посейдона" тоже на самом деле был святилищем богини Геры (поэтому эти сооружения называют Герайон-1 и Герайон-2).
Ближе всего от входа находится храм богини Афины (или Цереры, как раньше думали). Он был основан в конце VI в. до н.э., перестроен около 520-510 гг. до н.э.
Подойдем поближе. Атенайон (храм богини Афины) в эпоху поздней античности и в Средневековье был трансформирован в христианский храм, а затем даже в хлев. В XIX веке стены, закрывавшие пространство между колоннами, были разрушены, сооружению вернули его первоначальный облик. Построен храм из местного известняка. В XVIII веке полагали, что это храм богини Цереры. Правильная атрибуция была сделана благодаря терракотовым статуэткам Афины (их можно посмотреть в музее Пестума). Во времена римлян, соответственно, это был храм Минервы.
Даже в таком виде это здание восхищает гармонией своих пропорций.
На камнях руин нежатся зеленые ящерицы.
Всё утопает в зелени.
Обходим храм со всех сторон.
Рассматриваем детали.
Очевидно, храм пытались реставрировать, чтобы сохранить.
Пейзаж на фоне гор чудесный.
Цветут какие-то деревья (не знаю, что это, возможно, миндаль такой?).
Между руин можно свободно ходить, только храмы огорожены деревянными парапетами.
Насколько я понимаю, эта одиноко стоящая колонна была построена уже в новое время из древних материалов:
Идем дальше. Крыша в центре кадра - это героон, святилище в память о герое. Обычно героон воздвигался на предполагаемой могиле или месте гибели данного героя, или у его кенотафа. Героон Пестума посвящен мифическому основателю Сибариса. Сейчас большая часть героона находится под землей. "Внутри в центре помещения расположен каменный стол, опирающийся на два каменных блока. На столе лежали длинные железные пики с кожаными рукоятками. Вдоль стен были расставлены 6 бронзовых гидрий (амфор для воды), две амфоры из бронзы художественного литья и одна амфора античного производства, украшенная фигурами, нарисованными чёрной краской. Сцены, изображенные на ней, представляют собой апофеоз Геракла. Вазы содержали мёд, который, сгустившись в гранулы, сохраняется до сих пор".
Когда-то здесь был оживленный город. Его жители любили выращивать розы. Роза была атрибутом Афродиты для греков и Венеры для римлян. Согласно легенде, Афродита бежала через лес к умирающему Адонису и укололась о ветку куста розы. Капли её крови, упавшие на лепестки цветка, окрасили их навечно в красный цвет. По другой легенде, капли крови Адониса, раненного вепрем, превратились в красные розы. "Первые весенние розы подносили в дар Венере в виде венков, переплетённых ветвями мирта, во время майского праздника
Виналии. А во время праздников, посвященных Флоре, участники соревнований, устроенных в честь этой богини, должны были бежать, держа розы в руке. Мастерство заключалось в том, чтобы пробежать дистанцию как можно быстрее и не повредить хрупкие цветы. Розы Пестума расцветали два раза в год, что было настоящей редкостью, поскольку обычно розы в природе цветут только один раз. Это объяснялось особым способом привоя этих роз, который был описан многими античными историками".
"Плантации роз казались похожими на пурпурные мантии королей. Такой эффект получался благодаря сложной системе привоя к кустикам ежевики и закреплённым тонкими тростинками, как об этом свидетельствуют фрески, найденные в Доме Золотого браслета в Помпеях". "Относительно недавние раскопки открыли в северо-западном углу пестумского Форума парфюмерную мастерскую с хорошо сохранившимся прессом для производства оливкового масла - основы для изготовления античных духов".
Жаль, что я прочитала эти строки из путеводителя уже после посещения Пестума, иначе я бы обязательно поискала на территории розы, вдруг они и растут здесь и в наше время.
Это амфитеатр, он занимает центральную часть Форума. Раскопан он только наполовину, потому что его разрезает надвое Калабрийская дорога, которая сегодня называется Государственной дорогой №18 (Statale 18). "Как и другие подобные сооружения, арена Пестума использовалась для цирковых представлений и боёв гладиаторов. Почти полностью сохранился служебный коридор вокруг арены для прохода зверей и обслуживающего персонала и для переноса декораций". Предметы, найденные в герооне, хранятся в местном музее, о котором речь еще впереди.
Следующий храм, посвященный богине Гере, ранее считался святилищем бога Посейдона. Это одно из наиболее сохранившихся сооружений Великой Греции. Чтобы отличить его от соседнего храма, его называют Герайон-II. Время его строительства определяют примерно 460-450 гг. до н.э., то есть он старше храма Афродиты. Внешняя короткая сторона параллелепипеда имеет 6 колонн, длинная - 14. Колонны декорированы продольными каннелюрами. В отличие от Атенайона, в Герайоне-II сохранился второй, внутренний ряд колонн (к тому же он двухуровневый). С восточной стороны здания есть остатки двух алтарей - большого и маленького.
Фриз Герайона-II образовывают триглифы и гладкие метопы.
Кстати, сюжетные метопы выставлены в музее, я их покажу во второй части рассказа.
Рядом, почти вплотную, располагается еще один храм Геры - Герайон-I. Исследователи прошлого называли его Базиликой из-за отсутствия фронтона и нечетного количества колонн (здесь их 9 по короткой стороне и 18 по длинной), приписывая зданию общественные функции. Внутренний ряд колонн сохранился лишь частично.
Я была совершенно очарована этими величественными сооружениями, чередой вертикальных и горизонтальных уровней. Поскольку храмы стоят рядом, а по архитектуре они похожи, я сейчас иногда уже с точностью не могу определить, колонны какого из храмов я запечатлела на том или ином снимке.
Впрочем, очевидно, что это, например, что это Герайон-I:
А это Герайон-II:
Насладитесь ритмом:
Это, скорее всего, один из алтарей:
Какая мощная древность, правда?
Любуясь этой великолепной архитектурой, я порой отвлекалась на съемку ящериц, которых тут неисчислимое множество.
Я видела даже большую черную змею, но не успела ее сфотографировать, она уползла в темную щель между камнями.
Напоследок - панорама Герайона-II (фото кликабельно):
Даже если сокровища Пестума исчерпывались бы наружными руинами, в это место однозначно стоило бы приехать. Однако самое известное сокровище Пестума (а также другие ценные находки) находится в музее.
Продолжение следует.