Начало см.
здесь.
Национальный археологический музей Пестума, открытый в 1952 году, обладает впечатляющей археологической коллекцией, жемчужинами которой являются фрески с расписанных гробниц, метопы и краснофигурные амфоры. Самым знаменитым объектом является, безусловно, так называемая "гробница ныряльщика" (Tomba del tuffatore), обнаруженная археологом Марио Наполи 3 июня 1968 года в местечке Темпа дель Пьетро, в полутора километрах от Пестума.
Погребальные фрески, выставленные в музее Пестума, привлекают наибольшее внимание. Они выполнены на стенках гробниц, имевших форму ящика. Самой известной из них является гробница, на крышке которой изображен прыжок обнаженного человека в воду. Время ее создания относят к примерно 470 г. до н.э. Ученые склонны рассматривать эту композицию как аллегорию перехода человеческой души в вечность.
На других стенках этой гробницы расположены изображения пирующих людей (участников
симпосия). Когда рассматриваешь сцены пиршества, то на ум, конечно, приходит
диалог Платона "Пир" и его рассуждения о двух видах любви (пошлой и небесной) и о двух Эротах и двух Афродитах, соответственно. Любовь пошлая направлена на удовлетворение своих низменных потребностей, а любовь небесная - на заботу о нравственном совершенствовании. Вторая любовь обычно достигается в союзе двух мужчин. Платон излагает миф об андрогинах, чтобы передать силу стремления к гармонии душ в таком союзе. Боги Олимпа разделили андрогинов надвое, чтобы пресечь их посягательства на власть. Изначально было три вида андрогинов: мужчина-женщина, женщина-женщина и мужчина-мужчина. После их разъединения появились люди трех родов (с гетеро- и гомосексуальными предпочтениями), которые отныне стремятся найти свою "вторую половинку". Мужчин, которые предпочитают проводить время с мужчинами (а точнее, с юношами), Платон называет более мужественными от природы, они подают друг другу пример смелости, благоразумия и мужественности ("Тому есть убедительное доказательство: в зрелые годы только такие мужчины обращаются к государственной деятельности"!). "Когда кому-либо, будь то любитель юношей или всякий другой, случается встретить как раз свою половину, обоих охватывает такое удивительное чувство привязанности, близости и любви, что они поистине не хотят разлучаться даже на короткое время. (...) Таким образом, любовью называется жажда целостности и стремление к ней", - пишет Платон.
Плиты гробниц демонстрируются по отдельности. Если их соединить, получится примерно такая реконструкция (на этой картинке нет еще одной, пятой плиты - по большей стороне гробницы):
На левой короткой стороне гробницы изображен мужчина с маленькой
ойнохойей и большим
кратером для вина:
Крышка с "прыжком в вечность":
Хорошенько рассмотрим этот шедевр древней живописи.
Ныряльщик - мужчина атлетического сложения.
Он отважно смотрит прямо вперед.
Трамплин справа, возможно, является отсылкой к
Геркулесовым столбам.
Марио Наполи называет их "пределом человеческих познаний".
Крупнее:
Ныряльщик вблизи:
На средней плите нарисованы возлежащие на
триклиниях мужчины в лавровых венках с чашами и музыкальными инструментами:
Этот человек держит лиру и, возможно, яйцо (но мне кажется, что это плектр (медиатор) к лире).
Крупнее:
Эти участники симпосия держат в руках
килики - чаши для вина.
Крупнее:
Здесь юноша играет на двойном
авлосе. Жест соседнего мужчины означает восторг.
Крупнее:
На пятой фреске (не вошедшей в реконструкцию выше) изображена игра в
коттаб - популярная забава, которую устраивали древние греки. Участникам игры нужно было метнуть остаток недопитого вина в стоявший неподалеку сосуд - коттабий. При этом учитывался угол траектории (чем круче, тем лучше), меткость и даже звук, издаваемый вином при попадании в коттабий или блюдо.
Детали:
Крупнее:
Крупнее:
Последняя сторона гробницы:
Крупнее:
Это зрелый муж с бородой, опирающийся на трость. Считается, что это
педагог.
Обнаженный мужчина с голубым палантином:
Третья фигура - юноша в белом
хитоне, который тоже играет на двойном авлосе.
Любопытно, что он единственный из присутствующих с покрытой головой.
По поводу авторства этой гробницы высказывались разные предположения. Имеет ли она греческие или этрусские корни. Недавно
было установлено, что она местного производства. Внутри гробницы был похоронен, видимо, молодой человек. При раскопках здесь были также обнаружены панцирь черепахи, два
арибалла и
лекиф.
Другие интересные предметы в собрании музея Пестума - это краснофигурные сосуды. Но снимать их трудно из-за бликующего стекла витрин.
Это амфора с изображением рождения Афродиты. Скан из путеводителя, купленного в Пестуме:
Она была обнаружена в женском захоронении №13 некрополя в пестумском районе Личинелла.
Ее декор отличается богатством и пластичностью растительных элементов. "Если раньше эти растительные эелементы рисовались только в качестве дополнительных украшений поверхности вазы, не занятой главной сценой, то здесь они становятся важной частью сюжета, составляя для него фон живой и реалистической природы. Несмотря на то, что формы растительности чисто символические и их назначение не всегда ясно, их исполнение поднимается до уровня образцов великой живописи. Художник отдает этим деталям очень большое пространство: ленты, фестоны, виноградные лозы, окружающие летящую группу, тоже становятся действующими лицами изображаемой сцены. Они, как легкая вышивка, покрывают поверхность вазы, гармонируя со сценой рождения божественного создания на одной стороне вазы и Диониса с его окружением - на другой. (...) Афродита и Дионис - божества цветов - являются персонификацией постоянного движения, повторяющегося цветения как вечного возвращения к жизни".
Еще один сосуд удивительной формы (называется
лебес гамикос) из того же захоронения:
Сосуды такой формы использовались на свадьбах и преподносились в подарок невестам, а также жертвовались богам плодородия.
Почетное место в музее Пестума занимают метопы из святилища Геры Аргийской, располагавшегося в устье реки Селе (сейчас в этом месте построили "виртуальный музей"). Они составляют один из важнейших циклов архаических барельефов древнего мира. Они были созданы примерно в 550-560 гг. до н.э. Нашли их буквально на свалке! До сих пор ученые не сошлись во мнениях по поводу их сюжетов. В основном это эпизоды из Троянской войны и сюжеты из мифа о Геракле.
Наконец, я предлагаю полюбоваться на другие погребальные фрески, которых в музее несколько десятков (я сняла их не все, но большинство). Это богатый материал для исследований, дающий возможность археологам и историкам в отсутствии письменных текстов изучить быт и образ мышления древних жителей Лукании и Пестума. "Все живописные изображения были сделаны с помощью техники, близкой к росписи по мокрой штукатурке: тонкий слой извести накладывался на поверхность плиты из местного известняка и шлифовался со стороны будущей росписи". Частый сюжет этих фресок - сцена торжества воина. Также встречаются сцены боев, охоты, эпизоды из женского быта и погребальная тематика.
Квадрига лошадей, запряженная колесницей:
Охота на вепря:
Охота на оленя:
Триумфы воинов:
Сцена битвы:
Это, похоже, соревнования на колесницах:
Еще одна великолепная квадрига. Лошади нарисованы с удивительным мастерством:
Еще одна охота на оленей:
Огромный петух:
Тут охота прямо-таки на огненного льва!
Крупнее:
Поединок:
Здесь охотятся на
гиппокампа!
Детали:
Шикарный гиппокапм! Тоже огненный.
Слева, кажется, сцена у постели больного или подготовка к погребению. А справа - сфинкс!
Вот сцена со сфинксом целиком:
Деталь:
Эту плиту не снять по-другому, только боком, но я все равно ее показываю - уж больно великолепная
(наверняка на колеснице богиня Афина):
Оплакивание умершего:
Слева какой-то уродливый карлик и музыкант, играющий на двойном авлосе.
Справа встречают какую-то богиню?
Деталь:
Слева - сцена погребения. Справа женщины отчаянно жестикулируют между огромными плодами граната!
Гранаты были символом плодородия, атрибутом богинь Геры (Юноны) и Деметры (Цереры).
Всадник со знаменем и тоже плоды граната.
Боевые сцены. Явно какие-то могучие воины!
На колонне развивается лента, придающая динамику сцене езды на колесницах!
Так и чувствуешь, как ветер свистит, правда? И опять гранат.
Воин подает сигнал к наступлению:
Воин возле своего коня (видимо, вернулся домой):
Его встречают местные жители. И тут гранаты!
Когда я уходила, то услышала истошные крики. Подойдя к забору, я с восторгом увидела павлинов, которые гуляли на каком-то "заднем дворе". Конечно, это вполне подходит такому потрясающему месту, как Пестум: самые красивые птицы в мире на его задворках. :)
Цитаты для рассказа - из путеводителя, купленного в музее (Пестум. Парк археологических раскопок. Музей. Святилище Геры Аргийской. Неаполь, Arteum, 2013). Перевод с многочисленными ошибками, но все равно очень приятно было купить книжку на русском языке на память.