Эссе "Прощай Литература" - Окончание

Jul 14, 2015 13:30

Начало здесь.

Незамеченным конечно не мог пройти Буковски, прочёл две его книги. И мне совсем никак, разве, что некоторые строки в стихах. А любимое стихотворение положено на музыку любимой группы - “Мои ракеты вверх”. А так же у него есть меткие цитаты, вот эти две ниже приведу.

“Красота - пустяк. Ты и сам не понимаешь, как тебе повезло, что ты некрасив, ведь если ты нравишься людям, то знаешь, что дело в другом.”

“В юности я много ходил по библиотекам. Читать пробовал по-настоящему. Потом вдруг огляделся - а читать нечего. Я прошерстил всю обычную литературу, философию, всю кучу. Потом решил отвлечься - пошел блуждать. Забрел в геологию. Даже изучал операцию на брыжейке ободочной кишки. Дьявольски интересно. Какие скальпели брать, что делать - тут перекрыть, тут вену перерезать. Ну, думаю, неплохо, гораздо интереснее Чехова.”

Интерпретируйте их сами, проявляйте самостоятельность. И он на моё удивление нравится многим любимым мной музыкантам. Пишет честно это бесспорно.


Cкачать Мои Ракеты Вверх The Charles бесплатно на pleer.com

Знакомство с Воннегутом, путем рекомендации от хорошего человека с потока, мол почитай, всё лето читала. Сразу пошел купил себе три книги. И начал видимо с одной из последних, как часто бывает - “Времятрясение” было проглочено за вечер пятницы сидя на кухне, вместо подготовки к субботнему семинару. Многие воннегутовские тексты сливаются в единый роман, ибо имеют общее место действия, похоже происходит с “Тёмной башней” и другими кинговскими произведениями.

Конечно жанр утопии и антиутопии нельзя обойти стороной, с ним плотно познакомился во время учебы, ибо мы должны были прочитать, по одной на человека, мне достался Хаксли, со всей своей историей и новым миром,  и дверями открытыми к вечной философии (этакое семя ньюэйджа), и  мало известной книгой про путешествия "В дороге", а так же автор несомненно интересных эссе вроде "Писатели и читатели", "Наркотики, которые формируют умы людей ".  Оруэлл не мог пройти мимо, читанный живя летом в деревне, на протяжении недели, сердце билось сильно и быстро,(возможно это было лучшее место для чтения) и тут мы приходим к Курту Воннегуту с его “Механическим Пианнино”, которое так же известно как “утопия номер 14”, поменявшая моё представление, о происходящем. Так же хорош роман об устройстве "Дом в тысячу этажей" Яна Вайса. Благодаря Оруэлл все теперь отлично знают, кто такой большой брат, даже если не читали его ( название шоу всё равно из книги), и тут мы выныриваем к эмоционально подрастковой утопии “Младший брат”, читается на одном дыхании, в чём-то проникновеннее и ближе к нам( ко мне уж точно), младше это всегда немного дети, антиутопия про детей это конечно “Повелитель мух”, пока читал, было ощущение, что глотаю куски льда, но многим нравится, есть кино в конце концов, и вроде даже не одно, если вы начинающий гуманитарий, то можете на неё на каком-нибудь социальном предмете наткнуться. Вообще стоит ещё конечно упомянуть мою любимую утопию, скажу просто это “Оттенки Серого” ( и их не в коем случае не 50) Джаспера Ффорде,и конечно жемчужина последнего времени роман Бачигалупи “Заводная”, множество нервных точек как этических так и научных последнего времени, в одном месте грамотно связанных в одно полотно, действие происходит в Азии будущего. Среди азиатских утопий сразу вспоминается Акутагава со своей “Страной Водяных”, в завершении блока конечна нельзя не сказать о важнейшей книжной антиутопии без книг, это “451 градус по Фаренгейту” Брэдбери, кудесника малой формы актуальной и сильной, просто прочтите рассказ “Коса”, в вышедшем недавно сборнике посвященном ему засвятился Нил Гейма с рассказом “Человек, который забыл Рэя Брэдбери”, а так же он автор предисловия к последней книге Воннегута …, и вот опять вернулись в круговорот на протяжении нашей короткой жизни.

Нил в свою очередь демиург, игрок с богами и вечными, чудесный детский писатель, и глубокий автор комиксов или как их модно сейчас называть графические романы, дабы подчеркнуть нарочитую серьёзность, известен как автор 10 -томника про “Песочного человека” ( Повелителя снов), а так же автор "Звездной пыли" отлично экранизированной, не читал, дак хоть посмотри, и конечно, автор крыше сносящей книги “Американские Боги”, которая в тоже время является данью уважения мастеру Роджеру Желязны, автора множества прекрасных произведений, как минимум стоит отметить “Князь света”, которая во многом ещё про тоже что и у “Боги” у Геймана, только через призму антиутопическую и эпопею “Хроники Амбера”, в полном издании у меня предисловие к ней написал Джордж Мартин всея “Игры престолов”, которую не смотрю и не читаю, наверное потому что, перечитал стоящим 10-томников Глена Кука, о “Чёрном отряде”, и пока меня не тянет в это русло. Если вас зацепило что- подобное “Богам” и “Князю света”, есть отличная книга с острова большого от писателя странного фантаста Чайна Мьевиля “Кракен”, человека левых взглядов, про которую Гейман, сказал, что это “Американские Боги в Англии”. Обратно - слова Воннегута взяты эпиграфом к отличной книге Коупленда “Поколение А”, круг замкнулся. Это роман в многом выше предидущих книг Дугласа, ибо он много говорит о современной актуальной проблеме - страха перед будущим, увлечением таблетками от разных проблем, о том, как маленькие насекомые влияют на нашу жизнь.

Получился целый гид по антиутопиям, с одной стороны вроде и популярным, а с другой и мало известным если не интересуешься новостями, от них можно отдохнуть проведя отпуск на островах фантастики Геймана, Желязны, Кука, Мартина, Мьевиля.

Фигура Воннегута, конечно соседствует с фигурой другого писателя второй мировой это Джозеф Хеллер, который в США, более известен и почетаем, чем у нас, мы Курта любим больше. А без Хеллера у нас бы не было “Поправки 22” или уловки, во многом он пишет, о том, что что и Воннегут, там, об абсурдности войны, о том как человек, уже не может убивать таких же как он, и всячески старается избежать этого безумия. Самое название стало нарицательным, а отсылками к этой книге полнится американская культура. А так же Хеллер автор проникновенной книги, о многим любимой древнегреческой философии, которую  чтят и возвышают, как по моему скромному философскому мнению, всю правду написал, про это, спасибо ему, будто всё что в голове вертелось у меня, у него уже аккуратно лежало на бумаге, и обо всё этом он рассказывает через Рембрендта, тем самым поднимая ещё кучу актуальных и болезненых тем, например разница оригинала и копии, и что есть подлинник и его цена, что в исскустве, что в жизни, разница между заимствованием и вдохновением, и воровством, от идей до приёмов и техник. Если тема копии, оригинала, симуляции, интерпретации, текста вызывает жгучий интерес почитайте метров таких как Жан Бодрийяр и Умберто Эко, Эко к тому же отличный умный и интересный писатель, так же автор “Исповеди молодого романиста” ( книжки о писательстве как таковом) и спец в бондологии, то есть всего того, что связано с Джеймсом Бондом. Хеллер тоже великолепно вложился в вопрос писательского мастерства увлекательнейшим романом "Портрет художника в старости", аллюзии очевидны и разговорчивы.

Небольшая ремарка если хотите разнообразить чтение, есть аудиокниги, тут свои плюсы и минусы, главный на мой взгляд, так называемое коммунальное чтение, этакий вариант чтениях вслух, когда вас больше, чем один, коммунальное чтение горячо рекомендуется всяким большим и многоуровневым книгам, но не только, всегда приятно, когда ещё кто-то читал эту книгу, кроме тебя, а тут ещё одновременность срабатывает, песня просто, особенно когда это всё близко к каневшему жанру радио-спектакля. Вышеупомянутого Хеллера, так и слушали с другом. В это векторе есть отличный проект “Модель для сборки”, где целый локомотив качественных записей, во всех смыслах.

Познакомившись чуть ближе с восточной философией на первом курсе увлекся Индией, она привела к Ошо, Симмонсу ( его дебютный роман как раз об Индии, из него узнал о Тагоре, поэзию которого, почитывал в дальнейшем). Следы восточной философии, конечно мы найдем и у битников, “Бродяги Дхармы” яркий пример, и в самой японской литературе знаменитый “Золотой Храм” Мисимы, книга, о разрушении храма, его послушником, основаннаная на реальных событиях, написанная человеком с непростой судьбой, сделавшим сепуку в конце жизни. Проиведение бъёт по центровым моментам жизни в Японии, и показывает как некоторые аспекты восточной мудрости искажены, так же как и в других учениях по всему миру. Всё закольцовывается. Ещё в струю попала книжка Гайто Газданова “Возвращение Будды”, которую видимо совершенно не понял, мне просто не понравилось, как-то целиком, некоторые мотивы улавливаются, но всё по касательной. У Симмонса так же есть эссе о киберпанке, в котором он говорит о “Радуге Тяготения”. Её совсем недавно перевели, в том числе и Максим Немцов, автор как раз всех этих переводов Американцев на русский, и Пинчономан. Куда бы я не шел, встречаю  знакомых. Так же битники и восточная философия пробудили большой интерес к Дзэну, в японском варианте, ибо там было много интересных динамических практик к примеру, каллиграфия, стрельба из лука, икебана, а так же известные книги вроде "Дзен и искусство игры на гитаре", на которую я наткнулся по совету одного отличного музыканта - Андрея Оплетаева, и конечно “Дзен и искусство ухода за мотоциклом”, тоже попала ко мне, тем более авторов одного из её переводов Максим. Но книжка ещё на очереди. Всё превращается в сферу, с множеством связей внутри. Гуру перевода , так же прочитал замечательную лекцию о литературе изгоев 20 века, которую откопал на просторах туба. Из неё мы узнаем, о Джиме Додже, который благодаря ему в том, числе весь представлен на русском, и это воистину хорошо. Додж как постбитник, буквально подводит итог дороге и многим их темам, в романе “Не гаси огней”, и делает это чертовски прекрасно,  ещё автор “Какши”, мифопоэтической истории наполненной мудростью, которую можно перечитывать бесконечно, Томас Пинчон кстати автор блёрба (надписи) для книги. А Гери Снайдер, один из первых и важных читателей сборника стихов Доджа. Пелевин, кстати по некоторой информации, протащился от анонимности Пинчона, и вовсю хотел быть таким же, хватило не так на долго, как Томасу. Всегда есть шанс, что Томаса нет, на самом деле. Пелевин пробил меня двумя рассказами, после них больше ничего читать у него не хочу, но эти два образца шедевры.

В этом абзаце, расскажу о трёх книгах, которые сильно повлияли на моё мировзрение и понимание себя. Первая это “Хохот Шамана” Владимира Серкина. Эта книга сносит башку напрочь, после неё я уже не буду прежним. Вторая книг это “Автостопом по Галактике”, лучше лекарство, от поиска смысла жизни.42. Книга открытая мной совсем недавно, короткая и полная любви, чуть больше 60 страниц мудрости от нашего с вами современника и живого мастера Дзен, “Мир в каждом шаге”. Кусочек читайте сами о туда.

"Обниматься это прекрасный западный обычай, и хотелось бы прибавить к этому
восточную практику осознанного дыхания. Когда вы держите на руках ребенка или
обнимаете свою мать, своего мужа или друга, если вы вдохнете и выдохнете три
раза, ваше счастье, по крайней мере, удесятерится.
Если вы отвлекаетесь, думаете о других вещах, ваши объятья тоже будут
отвлеченными, не очень глубокими и не принесут вам много радости. Поэтому,
когда вы обнимаете своего ребенка, друга, супруга, я советую вам сначала вдохнуть
и выдохнуть осознанно и вернуться к настоящему мигу. Затем, когда вы держите
его или ее в своих объятьях, три раза вдохните осознанно, и вам понравится
обниматься больше, чем когда-либо. Мы практиковали медитацию с объятиями
на ритрите для психотерапевтов в Колорадо, и один участник, вернувшись
домой в Филадельфию, обнял свою жену в аэропорту так. как никогда раньше
ее не обнимал."



Завершим всё это текстовое строение нон-фикшином, беглый обзор начинается сейчас. Начнем с биографии, одного из моих кумиров Джона Леннона и он писатель, и считал, что в этом качестве он недооцинен. “День когда Убили Джона Леннона”, книга которая блестяще написана, но читалась сквозь слёзы, потому, что ты знаешь, что будет в конце. Думаю тревелоги можно отнести к биографиям или даже автобиографиям, краткий срез опредленного периода, вообщем отношу на этот раз. “Бом булинат”, Индия глазами двух русских парней, почитайте, если сильно туда рветесь. А я рвался долго. Отрезвляет, а может и нет.  Конечно же “Уничтожить всех дикарей”, история о том, какая хорошая Европа, и как она мастерски находила оправдания в науке и везде, для своей деятельности в плане внешней политики, назовём это так. К нам врывается король путешествий в Лас-вегас со своих Страхом и Отвращением, книга о том, как можно угареть и чуть совсем не перегореть, особенно когда полон чемодан. “Ромовый дневник”, вроде роман, а вроде и дневник, мне не понравился главный герой, который сбивает собаку и уезжает не останавливаясь, ещё в книге упоминается повесть “Сердце тьмы”, без этой книги бы, не появилась упомянитая выше книга про Дикарей. Плавно вернемся в русло более понятного и привычного нонфикшина путем книги Сибрука, прочитанной ещё в далёком 2011 году, книга о том, что нет уже давно уровней в культуре, элитарность и массовость ушла, есть уровень шума в бесконечном потоке, он либо задевает тебя, либо ты вслушиваешься в него, через более подходящие для тебя трубы и каналы. “Сид Спирс” - две грани одной культуры, о чём поется в одноименной в меру известной песне. Меня очень радует это деление на фикш и нон, пусть не всегда есть четкая грань, но вектор понятен, и подход такой честен, меньше возможностей для созданий “Гетто”, в которое будут быстро отправлять всех, кто может конкурировать, с так называемыми представителями традиционных жанров.

Понятно, что читая каждый преследует определенные цели. Если вы поймете, свои цели при чтении, со многими вопросами, можно будет покончить. Малая толика анализа задач, съэкономит массу полезного времени.При всём при этом, полезно иногда забыть про всё это и взять читать  совершенно новую книгу. Одна из целей смена оптики на реальность, будто с каждой новой книгой мы корректируем восприятие и понимание этого мира, когда-то грубо, а местами ювелирная шлифовка. Продуктивность чтения и польза от него тут же вырастет, осозоннасть дела даёт плюсы к мотивации. В Америаканской и любой другой литературе, как раз меня и превлекали моменты работы с теми же мотивами, только в другом русле, иные очки. Будь страдание, трасценденция, трансгрессия, взаимодействие с Богом, ключевые и социальные проблемы. Будто вроде и о том же но сделано, всё совершенно другими руками и методами. Бывает что просто эстетика в разы приятнее, и дружелюбнее ко всем. Гонора и амбиций меньше.

Ты вроде читаешь попсу, а это всё равно вдруг андерграунд, несмотря на экранизации, появления в симпсонах, тиражи и переиздания по всему миру, ибо читательский интерес сам по себе не работает. А всем известно, только, то что на поверхности и насаживают, а копнуть, чуть глубже, самая лень.



Важная ремарка. Если вы пишите, то взрезайте пространство мировой литературы, во всех возможных направлениях, а потом отпустите всё это, и дайте место вашему голосу, тому которому есть только у вас и расскажите им свою историю.

Гауф “Холодное сердце”, прочтите, ибо как сказал один из моих учителей “работайте с открытым сердцем”, в холодном точно всё заперто..

Закончу словами Нила Геймана: "Читайте. Читайте что угодно. Читайте книги,которые "необходимо прочитать каждому", и книги, которые называют мусором. Вы найдете то,что ищете. Просто читайте." Спасибо за внимание и чтение, всех благ.

поэзия, нонфикшн, фантастика, литература, антиутопии, книги, Американская литература, битники, истории, чтение, 42

Previous post Next post
Up