По случаю моих именин -
Можно, я ещё раз о том же? Даже подробней прежнего, а то все время оказывается, что любимые френды не поняли-недопоняли.
Так вот, стандартная схема известных событий столетней давности и далее до наших дней, схема, которая по умолчанию держится в сознании православных и агностиков, выглядит примерно так:
Российская империя
(
Read more... )
Comments 93
Reply
Reply
Reply
Вы правы насчет совершеннейшей тупости описанной в начале вашего текста схемы. Тупости, не правдоподобности даже, не говоря уж о правдивости.
И Ваша схема хороша, т.к. многое объясняет из прошлого Российской Империи, из прошлого СССР и из нынешнего настоящего.
Но, увы, свет клином на Церкви не сошелся ни в прошлом (19 века) ни в современном мире. Была бы русская революция в 18 веке или в начале 19, тогда м.б. и так, как Вы описали. Но к началу 20 века религиозный нарыв просто склерозировался или малигнизировался ( это в зависимости от степени пессимизма наблюдателя), главное, потерял актуальность, потому что явился марксизм с его тремя составными частями-головами дракона, который и поглотил все запруженное религиозное либидо. А марксизм - это не Реформация, иначе в понятие Реформации можно запихнуть все что угодно от подросткового бунта до восстания Спартака.
Reply
2. Не-не-не. Религиозный нарыв не может потерять актуальность, в том-то и штука. Так говорить - все равно что сказать "мой такой-то и такой-то нераскаянный и неисправленный грех потерял актуальность".
В понятие Реформации нельзя запихнуть то, что родилось вне христианства. Поэтому подростковый бунт нехристианина и восстание Спартака не суть Реформация, а вот подростковый бунт христианина (скажем, четырнадцатилетней девочки, которую на исповеди спросили, не скотоложница ли она случайно) - Реформация.
Reply
Реформация - это очень конкретный исторический феномен. У нас вот Троцкий хотел запустить Реформацию в Православной Церкви в 20-х годах, получились обновленцы. Обновленчество тоже конкретный исторический феномен. И сейчас его( прямо как Вы в этом постинге - Реформацию) растягивают, растягивают, растягивают и запихивают в него всех - от желающих церк. календарь в порядок привести и службу сделать понятной до недовольных архиерейским указом.
Reply
То, что кто-то хочет запустить сверху - это по определению не Реформация.
Reply
Ну и предпосылок к изменению тоже особо не видно - для этого должны быть какие-то принципиальные различия между тем что было до 1917 и тем что есть сейчас. Я, конечно, во вне, но этой разницы не наблюдаю, был бы очень рад ошибаться.
Reply
Но Вы правы относительно того, что система стала более открытой (хотя она и до 1917 года не была такой уж закрытой), и это может, т.е. должно, смягчить опасность.
Reply
А тут подходит скрюченная старушка в сером платке и без единой кошачьей шерстинки на свитере и скрипучим голосом говорит: "Не христианство, дочка, а Православие!"
2) Вспомнились легенды православного университета, будто ходит по общаге некий молодой священник, и если в среду/пятницу что скоромное найдет, осерчает и выкинет. Варит себе кто-то супчик куриный в среду вечером на четверг - не будет разбираться, выкинет!
Reply
1. Дааа, старушка не в бровь, а в глаз.
2. Почему-то вспомнила анекдот про студентов из общежития Патриса Лумумбы, знаете?
Reply
Ураа! 🍾 🥂
2. Не знаю, не знаю анекдот! Расскажите, пожалуйста!
Reply
Разбирают аморальное поведение группы студентов. Съели, понимаешь, однокашника, прошу прощения за каламбур. На кухне в общежитии разделали и зажарили.
Стыдят их, значит, прорабатывают. Они стоят, мнутся, головы повесили.
- Ну вот скажите, зачем вы это сделали? Вас что, в студенческой столовой плохо кормят?
- Хорошо, хорошо нас кормят!.. Но - как бы это сказать - иногда, знаете, нападет такая ностальгия... так захочется чего-то домашнего...
Reply
Reply
Я не говорила о "коммунистах-реформаторах". Коммунисты, т.е. собственно партия, - это отчасти те, кто действительно хотел добра, разума и справедливости в христианском понимании, а отчасти те, кто взнуздал и оседлал эти стремления. Ну, см. "Бесы" Достоевского.
С тем, что не быть революционером в начале 20 в. было уже неприлично с нравственной т. зр., я совершенно согласна. Это я и назвала феерически запущенным нарывом.
Reply
Reply
Мне было бы приятно, если изобретенный мною велосипед кто-то уже попробовал сочинить ещё тогда - но вообще-то маловероятно, если принять во внимание общее направление его мысли. В тех работах, которые приходят мне на ум, Бердяев говорит скорее о религиозном возрождении, возрождении православия.
Сама-то я вышла на отличную мысль только и именно через историю искусства и культуры.
2. Ну типа есть, да. Иначе этот постинг не мог бы появиться :-)).
Reply
Leave a comment