По случаю моих именин -
Можно, я ещё раз о том же? Даже подробней прежнего, а то все время оказывается, что любимые френды не поняли-недопоняли.
Так вот, стандартная схема известных событий столетней давности и далее до наших дней, схема, которая по умолчанию держится в сознании православных и агностиков, выглядит примерно так:
Российская империя
(
Read more... )
Comments 93
Вы не представляете, сколько в одной Москве граждан, ничегошеньки не знающих о РПЦ и ее проблемах.
У нас как-то молодой электрик дома починял проводку. Узнав, что пишу иконы - ржал до икоты - не мог поверить, что такое еще бывает...
Reply
Я думаю, таких, как этот электрик, в Москве 2017 года не больше, чем было в Москве 1940-х годов людей, все ещё способных при случае составить церковный хор и наизусть отмяукать литургию, как свидетельствует Владыка Иоанн http://mmekourdukova.livejournal.com/517626.html.
И не удивлюсь, если этот електрик завтра по какой-то причине зайдет в церкву, и вольётся в ряды, и сделается на остаток жизни своей (или лет на пять-десять) страстным партизаном церковных практик.
Здесь у нас вообще РПЦ на 99% состоит именно из таких електриков и сантехников.
Reply
Reply
Все-таки удивительно, насколько несвязной иногда бывает культурная среда; что давно является "общим местом" в одном культурном углу - в другом невидано-неслыхано. В _церковной_среде - о революции и реформации, о желающих-добра-справедливости-пошедших-в-революционеры - ни разу не слышала официальных речей, вот только ваш постинг и (до этого) много бесед с друзьями про того же Достоевского и русских революционеров...
А в среде вполне светских историков - это же общее место, ну, не общее место, но одно из устоявшихся направлений мысли - о христианских истоках мировоззрения наших революционеров (особенно ранних, до-марксистских, народников там...), христианском поведении и идеалах - направленных не туда, но все же, все же.
Reply
Но при этом проговорок по Фрейду даже и в официальных речах церковных ораторов хватает. Это и прожекты канонизации Достоевского, и роскошное признание КП http://mmekourdukova.livejournal.com/477182.html, и неоготическая бредятина о. А. Ткачёва http://mmekourdukova.livejournal.com/391459.html, и другое многое.
Думаю, что теперь и Вы будете обращать на такие проговорки внимание.
Reply
Reply
Reply
- Совпадают ли группы обрядоверов и "жаждущих добра" с группами конформистов и бунтарей?
- Победившая сторона получает некие преференции, но какие преференции получили после 1917 г "христиане, жаждущие добра"? Если они "забыли Христа", могли ли они остаться христианами? И кто тогда победил?
Reply
2. Победа в войнах Реформации - очень сложное и многосоставное дело. Победители зато всегда получают то самое, за что боролись - в общество вливается, обществу вливается доза христианского гуманизма. Сразу или постепенно, через слово и/или дело, но вливается.
Reply
2. Из бесспорных достижений в советское время в области гуманизма по ср. с РИ приходит на ум только работа с детишками лет до 10. А что ещё?
Reply
2. Поскольку каждый человек бывает ребенком лет до 10, то даже то, что Вам пришло на ум, уже великое дело.
Но мне на ум идёт в первую очередь другое - в послереволюционной России право на христианский гуманизм по умолчанию равно распространилось на всех. Не стало тех - по умолчанию - двойных стандартов, уши которых так страшно торчат из любых дореволюционных источников, от классики до частных мемуаров.
Reply
Недавно читала открытое письмо рядового члена РПЦ своему коллеге, но атеисту, и комментарии как гласнарода, и думала примерно о том же (но не умею так складно, как Вы излагать :)).
И - боюсь, что именно дебильная картинка легче всего ложится на душу народную, потому как мы - "мы" - привыкли верить в свою особость, загадошность, хоть даже и дебильную. Под неё всё, что угодно можно подстроить (и это что-то очень страшно, замечу в скобках).
Reply
А что за письмо такое?
Да, дебильные картинки хорошо ложатся на наше народное сознание. Никогда нельзя быть уверенным, что вот - наступила полная от них свобода.
Reply
Reply
Что занятно - ситуация с этим красавцем практически та же, что с Пусями. Но вместо тогдашнего цунами общественного резонанса - так, легкий бриз. У меня во ф-ленте за всё время - одно-единственное упоминание об эпизоде, и ни одного обсуждения. Всем всё ясно.
Reply
На том ведь и погорели в итоге - когда накопленный груз ритуалов обессмыслил остатки идеи.
Reply
"Победившие христиане" - это, конечно, маленький риторический прием, чтоб подчеркнуть тот факт, что победившие были христианами как минимум ничем не хуже побежденных. И понятно, что на их победу и на осознание ими победы немедленно взгромоздилась новая власть, вовсю использовавшая (никуда не девшиеся вот так сразу) элементы феодального сознания в русском (внезапно советском) обществе. Да, спешно монтировали. Причем оказались ловкими и гибкими в этом монтаже - не ндравившиеся народу ритуалы и элементы визуальной пропаганды оперативно сворачивались и заменялись на более удачные, на которых можно было катить дольше.
А относительно того, что погорели в итоге - не совсем так. Погорают не на накопленном грузе ритуалов как таковом (тем более что уже с 60-х годов ритуалы разжижаются и выветриваются по нарастающей), а на их пустоте. На том, что ценные бумаги не обеспечены капиталом.
Reply
Reply
c той большой разницей, что за церковным ритуалом закрепилась слава магического, не-пустого по определению. Отторгаешь ритуал - отторгаешь и мировоззрение.
Reply
Leave a comment