Какая методика лучше?

May 02, 2011 23:51

Здесь речь пойдет о том, как можно по-разному изучать английский язык и что из этого получается.

Откуда берется знание языка? В естественном варианте оно становится результатом более-менее длительного нахождения в языковой среде. Процесс характеризуют три условия: мотивация, живой язык в достаточном объеме и возможность применить знания. Использование этих условий в классе приближает к реальности искусственную среду и повышает шансы студентов на успех.

Таким образом, учебный процесс должен включать в себя:
1) элемент мотивации
2) элемент приобретения знаний
3) элемент формирования навыка.

Если оценить разные методики с точки зрения этих "трех китов", становятся понятны их сильные и слабые стороны.

"Традиционный" (грамматико-переводной) метод, который применялся не один век и который многие из нас застали в школе. Это про Стоговых и топики. Суть его в сравнительном анализе двух языков. Это помогает понять, как устроен язык, который изучается. Типичным результатом являются знания о языке, но не владение им. Мотивации мешает однообразие деятельности и искусственность тематики. Навыки формируются не те: перевод текстов дает навык перевода текстов, заучивание топиков дает навык рассказывания топиков.

Аудио-лингвальный метод заключается в формировании привычки. Привычку формируют многократными повторениями по образцу с вариациями. Идея в том, чтобы освоить язык, не погружаясь в глубины теории, как бы естественным путем. Однако предугадать все возможные жизненные ситуации, на которые надо привычно отреагировать, невозможно. К тому же язык - это больше, чем привычка. Это и понимание сути, и творчество. Навыку повседневного спонтанного общения взяться неоткуда. Метод тоже проигрывает однообразием, хотя вполне успешно применяется как один из видов работы, в основном у начинающих.

Метод погружения существует в разнообразных вариациях, он не подразумевает обучения как такового. Результат достигается необходимостью "выплыть" и широкими возможностями для практики. Но при этом не остается места для планомерного приобретения знаний: вникать, переваривать, сравнивать просто некогда. Это очень тяжело эмоционально.

По опыту применения этих методов делались выводы о том, какие же способы дают какие результаты. И постепенно сформировался подход, который вместил в себя все плюсы предыдущих. Называется этот подход коммуникативным, или коммуникативной методикой. Язык рассматривается как инструмент общения, отсюда название. Метод задействует все три ключевых элемента.

Как это выглядит на практике?
Работа на мотивацию это актуальность материала, создание коммуникативной ситуации как повода для общения, ну и традиционные хорошие манеры - разнообразие, посильность, дружественная обстановка.
Приобретение знаний это традиционное объяснение от преподавателя, поиск закономерностей, логические выводы.
Формирование навыка это использование приобретенных знаний во всех четырех видах речи. Это означает, что на уроках непременно надо и читать, и писать, и слушать, и говорить.

Воплотить в классе эти элементы можно по-разному, у каждого свой стиль преподавания и любимые приемы. Двух одинаковых уроков не будет, и при этом не всегда можно сказать, какой лучше, какой хуже. Впрочем, иногда можно: когда под видом коммуникативного подхода практикуют не совсем то. Об этом позже.

Продолжение: как это делается
Весь концерт по заявкам здесь.
Previous post Next post
Up