Так сложилось, что внешкольные занятия по любому другому школьному предмету говорят о неординарности ситуации в положительную или отрицательную сторону, а дополнительные занятия по английскому - это норма, и удивляет скорее их отсутствие.
Прежде чем дать обещанный ответ на вопрос "Всем ли нужны дополнительные занятия?", немножко расскажу о том, что вообще нужно, чтобы получить выпускника, владеющего английским на уровне, скажем, Upper Intermediate.
Начинать как можно раньше НЕ нужно. Тем более не нужно начинать неправильно. До десяти лет что-либо теоретизировать - только портить мотивацию, тем самым заранее обрекая дальнейшее обучение на провал. Исследования
показывают, что обучение иностранному языку, начатое позже (после 10 лет), но проводимое более интенсивно, ничем не хуже, а порой и лучше начатого рано. Лучше бывает потому, что дети созрели для объяснений, более частые занятия прибавляют эффективности, за плечами нет негативного опыта. Кроме правильного начала, нужен правильный подход, учебник и преподаватель. Дает ли это школа?
Во-первых, занятия начинаются уже в начальной школе, и не совсем в том формате, который нужен для этого возраста.
Во-вторых, грамматико-переводной метод, который до сих пор популярен среди учителей (а кого-то только ему в университете и обучили), дает
знания о языке, но не владение им. Знания в программу вложены невероятно фундаментальные и очень теоретизированные. Чтобы уложиться с оттарабаниванием всех времен, не исключая прошедшего продолженного перфекта, в школьные годы, требуется заложить фундамент теоретической грамматики чем раньше, тем лучше, и введение иностранного языка в программу начальной школы это только усугубляет.
Ситуацию насколько возможно спасают более современные составители учебников, иногда на счастье учеников даже зарубежные. Но учителям зачастую сложно оттолкнуться от привычных взглядов и традиционных упражнений, которые "проверены временем и всегда работают, и поступали же дети, и продолжают поступать, и вообще никакой проработки грамматики в новых учебниках, безобразие, в общем." (с) Корень зла в том, что учебники предусмотрены как приложение к учителю, а не наоборот, и что все прыжки с грамматическими презентациями (в явном или скрытом виде) выполняются отдельно от учебника, но всем ли это очевидно? Все ли используют любовно выбранный составителями контекст, который сам укладывает грамматическое явление в нужное место, и не вязнут в привычной лекции? Так что учебники учебниками, а опыт не пропьешь в худшем смысле слова.
Этот же опыт не позволяет провести реорганизацию с точки зрения classroom management. Максимум общения, от которого берутся говорящие дети, требует возможности общаться не только в парах, но и в группах, и всем классом сразу. Это бывает мягко говоря не так тихо, как ожидается от школьного урока. Это непривычно и не дает ощущения контроля за процессом. Установить такой порядок и привить его - это тоже вложение сил и времени, которых в обрез.
Похоже, я сгустила краски. Не все так плохо, вернее, не везде. И приличные учебники все чаще оказываются рекомендованными для российских школ, и замечательных учителей в школах тоже хватает. И иногда даже хватает часов. Очень часто бывает, что дети делают отличные успехи вопреки отсутствию условий. Некоторые дети.
А другие к пятому классу обнаруживают, что английский стал непонятен и неприятен, да и отметки испортились. Родители находят репетитора. Репетитор в погоне за "исправить тройку" пытается одновременно устранить старые пробелы и объяснить сегодняшний материал, что весьма утомительно и для него, и для ученика. В погоне за двумя зайцами результат известный.
Другие занимаются дублированием школьной программы с самого начала, дабы предотвратить. Тоже мучительно, должна сказать. В погоне за школьной отметкой вообще мучительны все варианты, а главное, она не показатель. Не повод бежать к репетитору ее исправлять. Не повод надеяться на нее, если с языком связывается будущее. Вот такая оторванность школы от реальности и делает дополнительные занятия обычной практикой.
И основной их целью является тот самый выпускник в обход всех школьных граблей. Путей много - либо, подзабив на школьные отметки, классу к восьмому взяться за ум и начать ходить в приличное заведение, планомерно приближая цель. Либо в случае с особо требовательными школами и особо внушаемыми детьми опередить школу, показав ребенку еще в первом классе, что английский - это интересно и не сложно, и заниматься себе потихоньку в правильных условиях, не ставя фантастических целей. К окончанию школы вдруг обнаружить, что результат достигнут.
Принимая решение, нужны ли дополнительные занятия вашему ребенку, присмотритесь внимательно к школьным. Есть вероятность, что там все обстоит примерно так же, как и в среднестатистическом заведении, то есть совсем не плохо. Выбирая при необходимости репетитора или заведение, опять смотрите в оба - чтобы там не оказалось примерно то же, что в школе: нужны не просто дополнительные часы, а другой подход.
Куда идти - в группу или на индивидуальные занятия, написано
здесь. Много другого интересного
здесь