Что отличает нас от животных? Способность получать «высшие наслаждения». Во всяком случае, такую гипотезу высказал Джон Стюарт Милль, разделив наслаждения на «низшие» и «высшые». С помощью этого разделения он попытался «очеловечить» теорию утилитаризма.
(
Read more... )
Comments 28
Reply
Reply
Reply
Мне кажется, что это всё-таки про высшее удовольствие, ибо оно способно заставить человека рисковать своей жизнью (крайний случай "боли"). Кстати, про бегство от "чести" я буду говорить на следующей неделе, в рамках краткого обзора Гоббса.
Разделение на "высшие" и "низшие" вряд ли стоит воспринимать столь однозначно, как это предлагает Милль. Но направление мысли очень важное, как мне кажется.
Reply
Reply
Ты пишешь "Тупо гибнути их родственникам, начальникам и вообще обществу от этого очень очень плохо". Мы часто исходим из того, что жизнь человека - высшая ценности и любая смерть - "тупо гибнут". Западное общество бежит от смерти (мы с тобой, во многом, обладатели западного сознания). Общество построено вокруг идеи безопасности и удавольствия, всё, что приносит страдания отодвигается как можно дальше. Но если не говорить про смысл удовольствий, то мы скатываемся к низших.
Мы избавились от дуэлей и радуемся, что теперь нет убийства чести. А спустя пару сотен лет мы наблюдаем, как люди едут убивать и умирать в ИГИЛ и ДНР/ЛНР. И я уверен, что многие там ищут как раз эти самые "высшие ценности". Так что не разделять, тоже не очень продуктивно.
Reply
Чтобы получать эти высшие удовольствия, нужно иметь финансовую возможность. Интересно узнать, состав слушателей по будущим профессиям. Интересно, как, сколько времени они уделяют профессиональному и духовному обучению. Интересен возраст слушателей.
Reply
Четверо из слушателей были этим летом у тебя в гостях.
немного про состав курса я писал тут
http://moral-psycho.livejournal.com/529964.html
А чтобы читать, слушать музыку или общаться с друзьями денег практически не нужно. Мне кажется, что большая часть денег уходит как раз на удовлетворение низших потребностей.
Reply
Я думаю, что разделение должно быть не бинарным, а скорее чем-то вроде пирамиды Маслоу. Только заменить "потребность" на "получении удовольствия от".
А далее так: с одной стороны, чем удовольствие выше в пирамиде, тем оно должно считаться "дороже", "лучше" и тд, в зависимости от того, где применять. Но при этом чтобы суметь им насладиться, нужно, чтобы базово были удовлетворены потребности в более низких удовольствиях.
Ну и даже пирамида не универсальна. Очевидно, есть типы людей с разными вершинами пирамид (кому-то не сдались искусство и самореализация, а у кого-то сильный перекос в адреналиновую наркоманию, например). Но у всех мне все же видится пирамида так или иначе.
Reply
Ведь как ты пишешь, пирамиды у всех разные. И в итоге большинство могут объединить только темы, которые лежат в основе пирамиды. Или темы, которые относятся к "низшим" по Миллю. При этом почти не идёт обсуждения, где же эти вершины и как они могут быть устроены. Любопытно было бы собрать общую картинку плюралистического подхода к определению высших удовольствий.
Reply
Reply
Reply
Reply
мне кажется, что современный капитализм устроен таким образом, что выгоднее как раз продвигать примитивные удовольствия. Их легче продать, на них легче заработать.
Reply
У капитализма вектор только в сторону прибыли клонится, а не к простоте. Если на сложных удовольствиях будет проще зарабатывать, чем на "простых", то капитализм понесется в эту сторону. Их легче продать, эти простые удовольствия, потому они культурно в разы более востребованы, нежели сложные. Ну и вообще, мозг напрягать постоянно - это утомительно сильно, сейчас можно весьма интересно жизнь провести и со средним умом.
Reply
А провести жизнь интересно может быть совсем не эффективно с экономической точки зрения.
Reply
Leave a comment