Абрамцево - одна из самых интересных "узловых точек" в истории русской культуры, его история - это история талантливых и страстных людей, увлеченно создававших новое искусство. Не претендуя на охват необъятной темы наследия Абрамцева, предлагаю вам пройти по улицам Москвы, где сохранились работы Абрамцевской керамической мастерской.
Наш маршрут включает 9 домов в центре Москвы, протяженность его около 12 км
(карта), чтобы посмотреть всё за один день, скорее всего, придется его немного сократить или проехать часть пути на транспорте, но хорошо бы посмотреть большинство за один день, даже если некоторые работы вы уже видели.
Для начала немного истории. В 1889 году в Абрамцеве была создана экспериментальная художественная мастерская для возрождения русской майолики - изделий из цветной обожженной глины, покрытых непрозрачной глазурью. У ее истоков стоят три человека, два из них в представлении не нуждаются это хозяин Абрамцевской усадьбы
Савва Мамонтов и художник
Михаил Врубель А про третьего нужно сказать хотя бы пару слов.
Петр Кузьмич Ваулин (1870-1943), по образованию химик-технолог, разрабатывает технологический процесс и заново открывает забытые рецепты изготовления керамики.
Как в самой майолике, под воздействием огня и химии красок, возникают невиданные по красоте эффекты, так и здесь, в мастерской, под патронажем Саввы Мамонтова, совместная работа гениального художника Михаила Врубеля и талантливого химика-керамиста Петра Ваулина дала выдающийся результат, оказавший влияние на все виды русского искусства... Майолику Абрамцева отличает изумительная красота глазури: волшебная алхимия Петра Ваулина превратила поверхность керамики в красочную драгоценность. (Е.Арензон)
В начале XX века Ваулин прекратил сотрудничество с Мамонтовым и создал собственное керамическое производство под Петербургом; оно участвовало в выполнении некоторых московских работ, которые мы сегодня будем смотреть. Мне кажется, самая потрясающая работа мастерской Ваулина -
мечеть в Санкт-Петербурге. Любопытно, что внук Петра Ваулина - известный композитор Андрей Петров.
И еще одно важное уточнение. Абрамцевская керамическая мастерская с 1896 года переехала в Москву, в Бутырки (район современной улицы Правды). Практически все ее работы на улицах Москвы, которые мы посмотрим сегодня - это ее деятельность уже после
банкротства Саввы Мамонтова Но давайте наконец отправимся в путь. Про многие из домов на нашем маршруте я уже рассказывала, поэтому ограничусь ссылками и буду довольно краткой.
2.Итак, начало маршрута, метро "Третьяковская", первый дом всем хорошо известен, это Третьяковская галерея. Керамический фриз на фасаде выполнен в 1903 году по рисунку В.Васнецова
3.
4.
5.Переходим Москва-реку по Каменному мосту. Нам нужен дом, торцом выходящий непосредственно на мост (Лебяжий переулок, дом 1). Доходный дом постройки 1913 года украшен пятью керамическими панно по рисункам предположительно М.Врубеля (
подробнее). И дом и панно не первый год находятся в ужасном состоянии и под угрозой сноса. Пока целы - и на том спасибо.
6.
7.
8.
9.
10.Дальше наш маршрут через Знаменку и Поварскую улицу углубляется в Арбатские переулки, где на углу Малого Ржевского и Хлебного переулка находится личный дом архитектора С.Соловьева (1902,
подробнее). На нем 14 (!) керамических вставок (художник М.Якунчикова)
11.Посмотрев дом Соловьева, выходим на Тверской бульвар, по нему доходим до Тверской улицы, где сворачиваем во двор дома 6. Перед нами - знаменитое Саввинское подворье (1905-1907,
подробнее), орнаменты которого стилизованы под эмали XVII века
12.Далее спускаемся к началу Тверской улицы, где смотрим на панно гостиницы Националь (на углу с Моховой улицей). С первого взгляда на производственный сюжет непонятно, при чем тут Абрамцево.А история такая. В 1903 году, когда была построена гостиница, угловой аттик украшало майоликовое панно «Аполлон и музы», выполненное на Московском Бутырском керамическом заводе С. И. Мамонтова «Абрамцево» художниками С. В. Чехониным и А. Я. Головиным. Вскоре после революции оно было заменено другим панно, на индустриальную тему, изготовленным по эскизам Ф. И. Рерберга всё на том же заводе «Абрамцево» (если верить интернету). А вот четыре нижних панно, Зима, Весна, Лето и Осень, сохранились от первоначального варианта.
13.Для того, чтобы посмотреть следующее панно, необходимо вернуться немного назад по Тверской и пройти через Камергерский переулок на Кузнецкий мост к знаменитому дому Сокол (дом 3, 1904, художник Н.Сапунов,
подробнее)
14.
15.По Петровке спускаемся к Театральному проезду и любуемся зданием гостиницы "Метрополь" - думаю, самым значимым объектом на нашем маршруте. Про него о можно рассказывать долго и интересно,
что я уже делала. Так что сейчас даже не буду начинать, дам лишь формальные сведения. Отель открыт в 1905 году, и это - последний большой проект Саввы Мамонтова, который заканчивали уже после суда над ним и отстранения от дел. Но замысел размещения на фасаде
панно "Принцесса Греза", выполненного по картине Врубеля, принадлежит Мамонтову.
Другие панно выполнены по эскизам Александра Головина и Сергея Чехонина.
16.Но наш путь еще не закончен. Нам необходимо переместиться на Сухаревскую площадь, где на углу с Садовым кольцом расположен доходный дом Миансаровой, или дом с изразцами (1908-1911,
подробнее)
17.На пути к последнему зданию нашей прогулки есть еще один дом (Садово-Спасская, д.6), который невозможно пройти мимо, хотя керамики на нем не осталось (были майолики Врубеля). Это личный дом Саввы Мамонтова периода его расцвета, который был опечатан после ареста Мамонтова, откуда с молотка были распроданы полотна Васнецова, Серова, Репина, Поленова, а многое просто пропало...
Дом впоследствии был перестроен (сейчас в нем находится Полиграфический институт), а флигель, надстроенный в 1891-93гг по проекту Врубеля, сохранился: здесь у художника была квартира с мастерской. Фасады частично уцелели и были отреставрированы за пару месяцев до того, как я их снимала.
18.Нашу прогулку мы заканчиваем на Ярославском вокзале. Про него можно тоже рассказывать очень долго, гораздо больше, чем я это уже делала (
раз,
два). Здесь лишь упомяну, что здание перестроено Ф.Шехтелем в 1903 году, он же выполнил эскизы для майоликовых панно.
Низкий поклон мастерам, создателям красоты, которая радует нас уже второе столетие...
Все фото, кроме 13 и 18, сняты 7-8 ноября 2018 года, Ярославский вокзал - октябрь 2018 года, дом Сокол - фото 2014 года (сейчас из-за обширных украшений Кузнецкого моста сделать приличное фото очень трудно). Все здания, кроме двух, я обошла и объехала за одну прогулку, и вам советую: очень интересно, хотя и утомительно.
Основные факты и адреса почерпнуты из
замечательной работы Евгения Арензона, которую хочется цитировать, не останавливаясь. Также использовалась
еще одна отличная статьяВ процессе подготовки поста стало понятно, что все фото в него не поместятся, поэтому предварительно было подготовлено еще несколько постов; более полные материалы по зданиям, включенным в прогулку, указаны в тексте, а также ссылки приведены ниже.