год: 2011
страна: Германия
слоган: «Из цепких лап Гестапо - в нежные объятья НКВД»
режиссер: Леандер Хауссман
сценарий: Леандер Хауссман, Уве Тимм, Фолькер Айнраух
жанр: комедия
бюджет: $11 000 000
время: 102 мин. / 01:42
В главных ролях:
Михаэль Хербиг
Юрген Фогель
Текла Рютен
Александр Шендерович
Юрай Кукура
Фридрих Карл Преторус
Томас Тиме
Себастьян Бломберг
Аксель Вандтке
Штеффи Кюнерт
"Сталин капут" от немцев.
Жанр комедийно-исторического лубка не самый распространенный, а уж клюквенные комедии про сталинский СССР и так наперечет. Так что когда после просмотра старенького
"Красного монарха" я узнал про недавний немецкий фильм "Отель Люкс", где политэмигрант случайно оказывается подручным Сталина - я не мог это пропустить.
Начинается фильм с показа Москвы - советского Мордора.
Голос за кадром принадлежит Цайзику - немецкому комедианту-варьетисту, который прибыл в Москву и остановился в отеле с одной звездой. Одной - но какой!
Собственно, остановился он даже на самой звезде.
В 1933 г., еще до прихода к власти нацистов, Цайзик выступал в варьете, играл Сталина. Был у него друг Майер, напарник. Человек радикальных взглядов.
Гитлер-Майер говорит Сталину: "У тебя ус отклеился". Интересно, режиссер смотрел "Бриллиантовую руку"?
Вместе они играли беззлобный музыкальный номер "Друзья Гитлер и Сталин".
А точнее, пели под стандартную музыку и танцевали с телками танец. Сталин, разумеется, обязательно танцевал kazachok.
И фокстрот!
Потом времена изменились. Директор оказался евреем, Гитлер - коммунистом, а варьете идеологически невыдержанным. В итоге Цайзика заставили играть веселого еврея, порабощающего мир. Тогда Цайдзик пошел на принцип, самовольно сыграл Гитлера и произнес коронную шутку:
- Мальчик держал в руке землю. Почему земля без цветов? - спрашиваю я его. Мама говорит, что наш фюрер должен есть землю, ответил он!
Номер нацистам в зале не очень понравился, и они решили схватить комедианта. Пришлось тому бежать за границу прямо из варьете.
Так как американские паспорта кончились, то он получил поддельный русский паспорт на чисто русскую фамилию "Ломан". Советский pasport выглядит так.
Это покруче паспорта из
"Девушки с Петровки".
Вместе с паспортом получен наказ - по прибытии посетить московский отель Люкс. Это знаменитый отель в Москве, который был в те годы резиденцией всех зарубежных коммунистов.
И вот - Мордорсква. Все как полагается - тьма, снег, черные воронки, прохожие в ushanka...
...медведи крысы на улицах...
Всюду NKVD.
MU-HA-HA-HA!!!
Первый же человек в отеле, которого встречает посетитель - конечно, чекист.
Приняв его за швейцара, Цайзик дает ему багаж и чаевые.
Звонок не работает, и портье приходится вытаскивать из конторки со звездой.
Портье требует пропуск. По-русски. Нет, чтоб выучить простое немецкое "аусвайц"...
Тогда Цайдзик дает ему пропуск. Зеленый. С американским президентом. В ответ портье берет биту, выходит и зверки убивает... пробегающую крысу. Национальный советский sport!
"Смерть крысам и троцкистам!" - утробным гласом произносит портье.
Да! Смерть крысам! Смерть троцкистам! Смерть велосипедистам!
- А велосипедистам за что?
- Ага!!!
Подходит управляющий, жующий сёмки.
И personal. С ППШ.
В итоге эмигрант оказывается в другом отеле, где платить за проживание не нужно.
Суперприемы советской науки! Съемка сквозь портрет комрад Сталин! Очевидно, бесшумным аппаратом.
А знаете, кто следит за Цайзиком? Не абы кто! А лично товарищ кровожадный гном - Николай Жесчов Ежов!
Стоп. Партийное знамя мне в глотку! Это же еврей Гриша из
"Красного октября"!!!
Я всегда знал, что у товарища Ежова какая-то тайна в происхождении...
Стоп! Пленум меня разбери! У него ж эмблема НКВД на обоих рукавах!
Я думал, Цайзика будут пытать кулинарными экспериментами Гриши из того фильма, но нет. Товарищ Ежов вытаскивает все необходимое для допроса.
Естессно, пьют Nazdorovie. Как может быть иначе.
После паузы Гриш... Ежов показывает ему сфотожопленную фотку с комрадом Сталиным.
И неумело произносит: "Фроинд! Гут фроинд! Майн фроинд! Ферштейн, ферштейн?"
Наконец на третий час допроса Мудрый глаз Ежов заметил, что борода накладная. С помощью переводчика (которым случайно оказалась подружка Цайзика, а также подружка коммуниста-Гитлера Клара, она же Фрида - но про это немцы говорить русским не стали), товарищ Ежов узнал все о поездке Цайзика, на радостях дал ему второе имя - Курт Вальтер - и задал совершенно логичный вопрос: "Что будет завтра?"
Цайзик охренел, но так как сказать что-то было нужно, ответил, что завтра будет солнце и снег. Ежов повелся.
Как выяснилось позже, Клара умолчала о всей эпопее Цайзика, иначе бы НКВД его тут же бы убило. Почему? Потому что паспорт был предназначен другому и потому что... Ин Совьет Раша НКВД ноу - олл эмигрантс вери дэнжерос! И за всеми иностранцами жестоко следят. Пионерия страны Советов подтвердит.
Серьезно, здесь даже дети допрашивают проходящих в коридоре под дулом рогатки и именуют всех прохожих не иначе как "товарищ!" и угрожают расстрелять за троцкизм.
Так как отель Люкс был отелем Коминтерна, то здесь сразу два портрета Вождя вместо положенного одного.
Естественно, номер прослушивает НКВД. Как может быть иначе? Биг бразер ис вотчинг ю, комрад! Поэтому Клара, чтоб поговорить, откручивает кран раковины.
Посреди ночи Цайзик просыпается, потому что за стенкой какие-то крики. Нет, это не очередной призрак из книги Кинга. Это обычный советский арест vrag naroda.
Интересно, что даже в отеле Люкс удалось выдавить тараканов только крысами.
А вот солнечная LUBJANKA.
Метеопрогноз Цайзика сбылся!
Ну, и конечно, как же не оттоптаться по своему прошлому! К Цайдзику заходит весь будущий истеблишмент Восточной Германии. Потрепанный мужик в рабочем фартуке - глава КПГ и будущий президент ГДР Вильгельм Пик (так как он был столяром, в фильме Пик рассказывает, как делал другу шкаф), автор гимна ГДР и министр культуры Йоханес Бехер; наконец, "немецкий Ленин" - генсек СЕПГ ГДР Вальтер Ульбрихт. Режиссер именует его "остробородым" и "создателем Берлинской стены" - больше, видимо, он ему ничем не запомнился. Такое впечатление, что образ этих людей брался им именно из Википедии, потому что больше в фильме про них ничего сверх данных Вики нет.
А заодно пришел и Герберт Венер, которого в войну послали в Швецию агитировать против нацистов, но он попал в тюрьму и после победы вышел из партии, став членом СДПГ в бундестаге.
Они сначала хотят познакомиться, но вместо этого несут какую-то карикатурную ерунду и шутят над Венером, который спутал день рождения Сталина (Венер в ответ жует трубку со взглядом Декстера). Зачем все это было - ХЗ.
Наконец, немцы высыпают на улицу, а Цайзик с чемоданом решает добраться до американского посольства. В холле портье с маузером опять требует аусвайц. Без аусвайца выйти на улицу нельзя.
Ульбрихт провожает Цайзика к выходу. По пути они видят транспарант: "Жизнь за фюрера". Сбоку - "За Иосифа Сталина". А-ха-ха, как смешно. Ульбрихт требует повесить Сталина в центре, и Цайзик под шумок сбегает обратно.
А пока Цайзик скрывается у немецких пионеров, изображая перед ними Микки-Мауса в "Маус-кве" (с), в отеле идет партсобрание. Экономя время, все единогласно голосуют еще до оглашения повестки за все на свете. Режиссер на полном серьезе заставляет собрание поднимать руки по 69 пунктам. По очереди! Что за хрень? Это что, собрание Верховного Совета СССР - 69 пунктов, блеааать?
Цайзик тем временем под руководством пионеров проходит через чердак, который набили портретами Троцкого.
Дети их используют для своих милых игр.
В итоге дурак-Цайзик не придумал ничего умнее, как припереться на партсобрание и сказать, что пришел сюда из-за безграничной любви... глядя на Клару, за которой был потрет Сталина. Немцы путают объект поклонения, не выдерживают и бурно оргазмируют.
После собрания чекисты приглашают Цайзика в путешествие по Москве с убогим хромокеем.
Тем временем Клара, которая давно просекла всю чекистскую слежку, приставлена следить за Цайзиком и все такое, решает попросить помощи вытащить друга. Как думаете, у кого? Естественно, у Георгия Димитрова! Который говорит с ней, открутив кран раковины.
А Цайдзика везут... мимо часовых в буденовках...
В особняк с половыми в косоворотках...
Рядом оказались шестерни и открытка из будущего. Почему из будущего? Потому школьная униформа в СССР была учреждена только в 1943 году.
А рядом, надо полагать, подарки фюреру.
Ну и как же без него, родимого...
И вот наконец... Сам.
Сам жестом показывает Цайзику... блин, не поверите. Открутить кран раковины. Я ф шоке.
Естественно, Сталин наливает немцам vodka и говорит: "Что мне в вас не нравится, вы, немцы, не умеете пить". Цайдзик обижается и в ответ бухает весь стакан. Сталин улыбается: "Думаете, я пьян?" "Нет..." "Я пьян... Как тысяча казаков на Масленицу".
А-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а!!!!
Сталин допытывается через переводчика, обладает ли Цайзик Нечтом (тот, конечно, кивает на все вопросы) и удовлетворенно закуривает Мальборо. Цайзик в легком ахуе: "Вы курите американские сигареты?" Сталин улыбается и показывает трубку: "Это - реквизит".
Вот так. Даже у нашего Вождя есть свои маленькие тайны.
Наконец становится понятно - из-за того что ему достался чужой документ, Цайзика приняли за... личного астролога Гитлера Яна Хайзена. А Сталин истово верит в астрологию. Вот это поворот!
И наверно, для Цайзика все прошло бы хорошо - трудно ли вождям мозги пудрить, но тут в Москву добрался настоящий Хайзен, и зондеркоманда во главе с Ежовым, схватившись за головы, понеслась на дачу к Самому.
А Сталин тем временем допился до того, что начал на полном серьезе спрашивать - не против ли Гитлер с ним дружить? Я, мол, желал бы знать. Цайзик, конечно, кивает - что вы, да Гитлер сам переживает, что такой замечательный человек с ним не хочет дружить!
На этих словах Сталин искренне радуется, берет наган, пристреливает переводчика и со словами: "У нас таких навалом!" тащит Цайзика в кабинет.
Ин Совьет Раша вери мэни транслейтерс! Do hrena!
Врывается Ежов, но пьяный Сталин благодарит его за хорошего астролога... и Ежов решает придержать язык. А Сталин тут же, не сходя с места, награждает Цайзика орденом Ленина и орденом ГСС. Других наград в стране нету.
Обратно возвращаются все вместе - Цайзик, Ежов, а заодно председатель верховного трибунала Ульрих, который говорит по-немецки и ходит в белом костюме и сапогах.
Цайзику дают двух амбалов в штатском охранять покой и сон, и он входит в номер, где уже сидит доктор Хайзен. Вспоминается почему-то эпизод из "Мимино"... Но партии нужен только один Хайзен! И тру-Хайзен - это Цайзик. А другого Хайзена уводят под дулом пистолета в страну райских кущей.
Так начались приключения комедианта.
Однажды, когда Цайзик боролся с крысами, он попал в тайную комнату за стенкой, где была тайная библиотека с сочинениями Троцкого. А почему бы в гостинице не быть тайной комнате?
Начал он осваиваться. Ходил в столовку, сидел на собраниях и учил очень длинные и сложные для немца русские слова.
Просвещал Сталина, читал Троцкого и наблюдал совершенно несмешные и ненужные для комедии сцены ареста соседей.
А Димитров тем временем задумал убить Ежова, чтобы просветить товарища Сталина. В ответ Клара ему говорит что-то про то, что разочарована в идеалах коммунизма, и это уже не тот Димитров, что выставил на посмешище Геринга. Сценарист тонко, сцука, постиг дух времени. Так тонко, что это в фильме никакого продолжения не получит,и зачем был нужен Димитров - ХЗ.
Тем временем Цайзик постиг менталитет коммунистов, украсил комнату лозунгами, свечами, включил "Бела чао" и пригласил Клару на ужин. И хотя та отговаривалась, что ей-де надо ехать строить БАМ (я не шучу), он таки ее завалил в койку. Пикап-мастер!
Но в койке ВНЕЗАПНО оказался исхудавший Зигфрид Майер - дружок Цайзика по театру и Клары по партии. Тот самый, который Гитлера в варьете играл. Сбежал из нацистского концлагеря.
Он был, мягко говоря, удивлен. Тем, что Цайзик лежит... на его жене.
Так, интересно, классическая сцена с балконом будет?
Но нет, оказалось, что они поженились по приказу Partia. Я так и не понял, зачем это было нужно Партии, но тем не менее, они, как примерные коммунисты, послушались. Днем жили как все, ночью листовки разносили.
Разумеется, товарища, бежавшего из концлагеря, потому что охранник проглотил осу (а-ха-ха, как смешно!), первым делом сажают на стул и жестоко допрашивают, подозревая в нем шпиона. Дальше ему припоминают знакомство со всеми троцкистами разом, а значит, он наверняка работал в параллельном центре правого уклонистского лево-террористического бухаринского заговора подпольного верхнего круга низшего право-центристского левого центра второй подмышки левой ноги товарища Зиновьева. И допрашивают его не товарищи из НКВД, нет. Это делают свои же Ульбрихт, Бенер и прочие - облегчают НКВД производительность.
Сталин тем временем окончательно сходит с катушек. Увидев на гадании карту "Смерть", он кричит: "Ага, все они моей смерти хотят, тут, в сортире" и начинает наганом бить стекла. А потом оказывается, что он под влиянием предсказаний сговорился с Гитлером и в качестве одного из условий должен был выслать коммунистов обратно в Германию. В списке был и Майер. Опупенно смешная комедия.
Начинается хаос. Майера не находят. Цайзика пытаются арестовать за компанию, но он бежит. НКВД стреляет из ППШ прямо в коридорах отеля. Коммунист Мюллер плачет и умоляет спасти его от отправки в Рейх. Они с Цайзиком спасаются, убегая через чердак под огнем ППШ на крышу! Ин Совьет Раша килл олл эними оф пипл! Наконец Мюллер ссыт и выбегает под пули с партбилетом, крича, что Цайзик троцкист. Конечно, его тут же убивают - как же иначе.
Пока Цайзик пытается смотаться, на крышу приходит Ульрих и задает тот же вопрос, что и в "Особенностях национальной охоты" - какая сволочь стреляла? НКВДисты показыват на командира. Ульрих тут же karaet идиота. I tak budet s kaжdыm!
Но больше всего убивает даже не эта клюквенная хрень вместо сюжета, а вывеска КПСС на крышах.
Цайзик спасается на звезде отеля (теперь понятно, как он там оказался) и обозревает Москву с высоты птичьего полета. Кстати, все автомобили в Москве черные - немецкая анимация славится своими "достижениями".
Цайзика под конвоем провожают к Ежову за стол в какие-то помещения с решетками. Я так понимаю, это знаменитые по фильму
"Товарищ Х" подвалы Кремля.
Сейчас его будут спрашивать, где Майер. Вежливо и почти не больно.
Потому что больно будет Кларе. MU-HA-HA! (мерзкий смех Ежова и Ульриха). Клара в бешенстве рвет портрет Сталина (за ним, как всегда, кинокамера), и пьяный Ежов в бешенстве палит из ТТ по бутылкам. Цайзик видит, что ситуация накалена, делает хенде хох и предлагает выпить.
Он несет какую-то хрень про чудную Москву, сложные длинные русские слова (из уст немца это особенно красиво), но Ежова речь не очень впечатляет и он стреляет. Бабах! Пораженная Клара возле самовара в шоке.
Но падает не Цайзик, а Ежов. Потому что пришел полный песец Берия!
И вот, когда кажется, что тупее уже ничего быть не может...
Охреневший Ежов достает фотку, где он со Сталиным, но магическим образом его фигура исчезает с фотографии. Вот она, мощь коммунистической магии!!!!
В общем, Цайзика посадили под домашний арест. В отеле настали смутные времена. Никто не выходил из комнаты без нужды, все боялись ареста.
Еще офигенно смешная шутка немецкого режиссера. Ульбрихт строит Стену.
А 23 августа 1939 г. к Цайзику пришел конвой из десятка автоматчиков... и САМ.
И вот САМ раскрывает все тайны Цайзику. Он сразу понял, что он - никакой на хрен не астролог! Ибо товарищ Сталин - ГЕНИЙ! А что он ломал комедию - так это потому что приятно поговорить с умным человеком, который дает хорошие советы. В частности, он навел Сталина на мысль подписать с Гитлером договор о дружбе (да, режиссер, изучал историю по Википедии и до сих пор уверен, что пакт о ненападении и секретный договор о разделе сфер влияния - это "договор о дружбе").
И тут - папам! Нокдаун! Майер, который все это время прятался в секретной комнате за стеной у Цайзика, одевается в Гитлера (не спрашивайте, как там оказался грим и костюм) и вышел в последний момент. К несчастью для него, Сталин был не такой псих и параноик, как изображал раньше и сразу понял, что перед ним комедиант. Но пока он ржал, коварный немецкий шпион засандалил ему припасенной ножкой табурета по башке.
А дальше ребята решили тряхнуть стариной и... и... и делают то, от чего вытягиваются лица и лезут глаза на лоб не только у охраны, но и вообще у всех в отеле.
Алкаш возле гостиницы в шоке. Надо больше не пить. Но и меньше не пить.
Они вызволяют Фриду-Клару...
А Сталин понимает, что с ним произошло то же, что с Сашой Коэном в фильме "Диктатор".
Апофеозом идиотизма является аэродром, на котором встречают Риббентропа.
Клара заявляет Молотову, что Сталин хочет прокатить гостя в небе, и они захватывают самолет. А тем временем в Москву прибывает Риббентроп. Сучаре-режиссеру показалось мало того, что в жизни его встречали в Москве гимном Германии и знаменами со свастиками, которые в последний момент нашли на Мосфильме. Он решил добавить еще и хор девочек, распевающих "Убер аллес", и флажки НСДАП-СССР рядом.
В общем, немцы сваливают из Москвы в благословенную Америку, по-прежнему заниматься ломанием комедий в варьете. Сталин пожимает руку Риббентропу, но в парике с отклеенным усом. Все друзья, все любят друг друга, все счастливы. Кроме Польши.
Я даже не знаю, что сказать. ЧТО ЭТО ВСЕ БЫЛО? Это была комедия-лубок? Если так, то почему не смешно? Почему так много вполне серьезных сцен, страшилок, убийств? Зачем любовная линия? Серьезная музыка? Если же это псевдоисторический боевик, типа "Шанхайский полдень-2", то почему так намеренно несерьезно? Сдается, все-таки это была комедия, которая по заветам "Товарищ Х" неожиданно обернулась политпропагандой. Из фильма создается впечатление, что коммунизм был ничем не лучше нацизма, а то и хуже. Москва-Мордор, ежеминутные расстрелы, убийства товарищей... - клюква в полный рост. Пляски на гробу Сталина вообще позорны и недалеко отстоят от знаменитого торта Михалкова (это при том, что к Сталину я отношусь без какой-либо симпатии). Вдобавок еще ничего не стоило оттоптаться по руководителям ГДР - это же так смешно.
Да, была и гостиница Люкс с немецкими коммунистами, и склоки со скандалами среди политэмигрантов, и террор среди них (в 1937-38 гг. любой иностранец был для НКВД идеальным кандидатом в шпионы) - но разве это повод превращать кино про реальных людей в аналог "Гитлер капут"?
Я понимаю, кино несерьезное и с художественной точки зрения неплохое. Но я видал уже версии комедийной альт-хистори и посмешнее. По сравнению такими псевдоисторическими и совершенно несерьезными комедиями типа
"Красный монарх", "Товарищ Х" или "Дядя Адольф по прозвищу Фюрер" - это так себе. В "Красном монархе" тоже были расстрелы каждую минуту, Сталин-параноик, экзистенциальные размышления и прочие лубочные страшилки, но там-то это было весело и даже задорно, а сюжет не доходил до стадии терминального бреда. Здесь же авторы сами как будто не поняли, что хотят снимать - комедию или сатиру-предупреждению о совеЦком тоталитаризме. В итоге получилась не столько комедия, сколько клюква. 6/10.
Театральщины, о которой говорили в рецензиях, я не заметил. 3D-панорама Москвы и убогий хромокей местами - это не театральщина, это халтурщина.
Также отмечу любопытный момент. Режиссер - Леандер Хаусман родился в 1952 г. в ГДР, там же и вырос. А теперь вот снимает такие фильмы. Характерно, что уроженец Восточной Германии не нашел других поводов для шуток над бывшими руководителями, кроме тех, которые нарыл в википедии. На его счету и другие... комедии типа таких.
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1071300http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1785493http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=424109 Не знаю, какие фильмы, но по аннотациям настрой автора виден отлично. Желания знакомиться нет, но, видимо, придется, чтобы узнать отношение к ГДР в современном немецком кино.
Кстати, насчет забавных "Мокасину Маниту" и "Космический дозор. Эпизод 1" - отношение к ним имеет только исполнитель главной роли и по совместительству продюсер Михаэль Хербиг. Так что на фонтан юмора особо не найдетесь.
Ах да, еще фильм получил награды. МКФ в Риме - приз жюри, Bavarian Film Awards - «Лучший продюсер», German Film Awards - номинации «Лучший художник-постановщик», «Лучшие костюмы», «Лучший грим»; Romy Gala, Austria - «Лучший оператор». Премии за лучший сценарий нет и это справедливо.