Солнечная аллея

Jul 31, 2015 10:52



год: 1999
страна: временно оккупированная территория ГДР
слоган: «Party in WILD WILD East»
режиссер: Леандер Хауссман
сценарий: Томас Бруссиг, Леандер Хауссман, Детлев Бук, Хейк Спелинг
продюсер: Клаус Бойе, Детлев Бук, Мартин Ганц, ...
оператор: Петер Краузе
жанр: мелодрама, комедия
премьера: 7 октября 1999
время: 101 мин. / 01:41
В главных ролях:

Александр Шеер
Александр Байер
Роберт Штадлобер
Тереза Вайсбах

Я не раз слышал об этом фильме как одном из лучших фильмов, снятых о ГДР и решил, что пришло наконец время с ним ознакомиться. По жанру это - романтическая комедия о главном герое, который живет в 1972 году в Берлине, проводит время в развлечениях и влюбляется в девушку. Комедия, да. Так вот, так как это немецкая комедия - то дальше под катом будет длинный, долгий и нудный пересказ сюжета, в котором нет абсолютно ничего смешного. Потому что снимал фильм автор "Отеля Люкс" Леандер Хауссман. Если "Отель Люкс" был клюквой про сталинский СССР - то это клюква про родные гдровские осины.

Фильм начинается с того, что главгер Михаэль, он же Миха, лежит в спальне и прокручивает внутренний монолог в голове:



Я всегда хотел стать поп-звездой, тем, кто в силах что-то сделать; я живу в ГДР. Других проблем у меня нет; а запрещают здесь многое и с удовольствием. Все знают, что пластинка запрещена, но не знают, почему; у меня за стеной ещё одна стена - Берлинская; золотой Запад.

Он идет на улицу - а живет он на Солнечной аллее, прямо рядом со Стеной. По пути над ним издеваются жители Запада, которым доставляет удовольствие забираться на вышки и издеваться над осси, которым запрещено вступать в перепалки.



Кучно стоят... Будь у меня Калашников...

Он покупает капусту у уличной торговки, тут же играет ею в футбол, кидает ее в руки проходящему офицеру, пожимает руку дружку Марио, они проходят мимо полицейских, солдат и пионеров к дороге. Марио бежит через нее, хотя на светофоре красный. А почему и нет? Машин все равно нету! Только перекати-поле.



Уффф... Так, погодите, дайте разобраться. Прошло 4 минуты с начала фильма, а мы уже увидели: запреты государства на музыку, Берлинскую стену, облупленные кварталы, солдат, полицию, пионеров и... перекати-поле на перекрестке в Берлине. Очень атмосферно показана жизнь в ГДР, безусловно. С этой минуты я никак не буду оценивать качество юмора в этом фильме. Делайте это сами. Я буду просто добросовестно пересказывать все шутки авторов.

Ребята тусуют с дружками, разговор резко перескакивает на то, стоит ли соглашаться на три года армии или поступать в институт? "Я вас не понимаю, еще вчера мы хотели основать группу Сопротивления, а теперь собираемся на три года в армию? Вы что, рехнулись?"

Мы знакомимся с семьей Михи. Семья состоит из трех человек. Папа - диссидент, который смотрит только западные телеканалы и даже свой собственной стол ненавидит, потому что он восточный, а на Востоке даже столы делать не умеют. Мама - трусиха, которая постоянно говорит: "Осторожно". Сестра - шлюха, которая водит в дом каждую неделю нового хахаля. "Этот ее парень - член партии", - уточняет Миха, ибо такую важную подробность обязательно надо уточнить. Несмотря на то, что папа с недовольством выключает госканал, ругает восточный стол, уничижительно отзывается о Партии и т.д. - "член партии" Георг никак на это не реагирует. Да уж, член партии такой член.



В это время компашка на улице слушает какую-то "запрещенную" кассету. Если вы думаете, что это "Стена" Пинк Флойда, то нет. Это - песня западногерманской группы WONDERLAND "Moscow" 1968 года. Обычная романтическая песня про то, как возлюбленная героя улетела в Москву и он бьется в попытках ее найти. Ничего запрещенного, но так как песня на английском, а в школах ГДР "только русский"(с) - парни могут воображать, будто пьют запрещенный воздух свободы. Тут внезапно со спины подходит участковый: "Что запрещено?" и просит выключить проигрыватель. Миха на полном серьезе вешает участковому на уши лапшу, что "запрещено" - это "классно" на молодежном сленге. Участковый не такой тупой, но английского он тоже не знает, поэтому после некоторых стараний ему удается вытащить кассету и конфисковать ее.
И тут внезапно из раздолбанного подъезда выходит Б-гиня!!!11



Б-гиня озарена плохой работой осветителей, которые имитируют солнце. Все окружающие пялятся на Б-гиню, включая солдат на вышке, а машины резко тормозят. Она улыбается и... уходит обратно в подъезд. А проходящий мимо мужик без очков бьется лицом о стену. И все это в поганом монтаже. Что это все было? Это была комедия, а режиссер долбоёб новичок, а значит, можно оправдать любую херню в кадре.

А участковый говорит, что кассета конфискована, потому что он сам хочет послушать. Я ведь меломан - говорит он. Иногда с товарищами мы слушаем реально запрещенную музыку. И уходит. Потом еще клоунадничает - отдает честь проходящим четырем пионерам и ради них останавливает проезжающий мимо автобус. Увидев автобус, Миха и его товарищ решают сплагиатить "12 стульев" и мчатся за машиной, кривляясь и протягивая руки с криками: "Подайте на пропитание!" Западные туристы в салоне с уважением говорят: "Эти мальчики так похожи на тех, которых мы видели в Африке". Ага, только белые. В салон заходят пограничники с проверкой вокументов. Туристы показывают паспорта. Точнее, их обложки. Зачем заглядывать внутрь, ведь в ГДР, как при Сталине, все диссиденты и так лишены паспортов. Только какая-то старушка в платочке копается в сумочке, не находит паспорт и поэтому...

Волшебный немецкий монтааааж!.. Нам показывают переход через границу. Через нее регулярно путешествует дядя Михи - Хайнц. Он контрабандист. Вы заметили, какая замечательная семья у Михи?



Возвращаемся к семье. "Являетесь вы ли членом фашистской партии?" - читает Сестра какую-то анкету. "Да", - пишет она. "Нет!" - бьет по столу Хахаль. Стол опускается, бьет по голове Отца, Отец в гневе его пинает, стол поднимается и раскладывается, опрокидывая посуду. Шутки на уровне мультиков - верный признак гениальности.



Заходит давешний участковый. Он хвастается, что на следующей неделе получит офицерское звание, зачем-то пересказывает чины в армии (безумно смешно) и наконец замолкает. Пауза с закадровым смехом. И он уходит. Потом вспоминает, что зашел сообщить, что гражданка ФРГ потеряла паспорт и просить принести, если найдут. Мать кивает головой, потом достает паспорт и вертит его в руках, думая, как бы стать похожей на старушку на фото.
Кстати, кино обвиняли... в излишней идеализации ГДР. Да-да, идеализации.

Миха тем временем допрашивает у жителей дома, в котором живет Б-гиня - Мириам Зоннен. Он натыкается на ее сестренку, которая требует в обмен на инфу коробку шахмат. Где же я достану такую редкость? - спрашивает Миха. - Значит, тебе не повезло, дубина! - вежливо отвечает маленький ребенок.

А дядя Хайнц пришел к семье и на глазах Хахаля снял штаны... Спокойно! Это чтобы снять с себя дефицитные колготки для Матери. А Михе он привез нижнее белье. Ибо ин Совьет Джёмани такой редкости тоже не продавалось. Папа видит, что Сестра пишет заявление в партию: "Дорес, в какую партию ты собираешься вступать?!" Дядя Хайнц смеется: "Тут есть только одна партия". (Вообще-то в ГДР было пять партий - конечно, марионеточные, но были и вступать в них не запрещалось. Но вы думаете, что сценарист упустит случай соврать?) "Ты вообще думаешь, что ты творишь? Коммунистический субботник это не вечеринка в субботу!" Сестра удивляется - правда, не вечеринка? (это не сарказм). Миха говорит, что не хочет в армию, а хочет учиться в Москве. "Мальчик достоин Оксфорда или Сорбонны!" - говорит Хайнц. - Ты реваншист, дядя. - Зато я могу ездить где хочу. А я тоже могу ездить где хочу - в Тюрингию или на Луну. Как собака Лайка. - И где она, эта собака? - А ты из империалистической Германии. - Я просто из Германии! Мы все немцы, такие или другие!

Весь этот уморительнейший диалог ведется без тени сарказма или иронии, так что можете быть уверены - перед вами тщательно воссозданная атмосфера обычной семьи ГДР 1970-х годов.

У Михи призывная комиссия, располагающаяся в школе (ну а почему это было в школьном классе?) спрашивает, готов ли он три года служить Родине. Миха колеблется, но говорит: "Я". О том, что срок службы в ННА ГДР был 18 месяцев, а не три года, почему-то не говорится. Он идет по коридору, где пионер поставлен в угол (тоталитарные порядки ГДР), и видит, как в классе маленький пионер по заданию учительницы показывает на глобусе, где плохо живется людям: "В Америке, во Франции и Скандинавии".
Вы не забыли, что смотрите идеализированный фильм о ГДР?

Компашка приятелей в полном сборе клеит девчонок на улице. Приемы демонстрировать не буду, до фильма "Где находится нофелет?" этим ребятам как до луны. Подцепить все равно никого не удается и они идут на школьную дискотеку. Кто-нибудь участвовал в школьной дискотеке советских времен? Да? Ну вот посмотрите, как тоталитарно-ужасно это было в ГДР.





Но это только кажется, что на дискотеке весело. На самом деле тут мрачно и скучно, а вместо знаменитых рок-групп ГДР, про которых ничего не говорится, на магнитофоне только уныло поет какой-то хриплый немец. Миха встает и пытается склеить... Как эту блондинку зовут? А, точно, Мириам. Попытка терпит фейл - отход на запасную позицию. "Если бы этот чертов Коске сыграл что-нибудь из Ролинг Стонз, все бы получилось!" А, так это тоталитаризм виноват в том, что тебе бабы не дают? Ну-ну. Тогда они ставят пластинку "Get It On" группы Dynamo и показывают, как круто умеют танцевать.



Какое все-таки говно любили в 70-е...

Заходит какой-то патлатый качок и целует Мириам взасос. Все охреневают. Входит участковый и кричит: "Чей красный форд стоит у входа?" Качок говорит с улыбкой на миллиард: "Это мой!" Участковый зачем-то требует пройти с ним для проверки документов. Выскакивает учительница с фразой века: "Кто привел в школу классового врага?" И приказывает Мириам сделать на ближайшем собрании комсомола доклад с самокритикой. Ин Совьет Джёмани классовые враги сами себя разоблачают!



Школа. Еще совершенно типичные диалоги: "Мои старшеклассники собрали вторсырья еще на 200 марок. Это наш вклад в движение" "Тетя учительница, я нарисовал подсолнух для Анджелы Дэвис!" Давешняя Учительница входит в класс, опускает доски и гордо читает надпись над ними: "Сегодняшняя тема - "Партия - головка рабочего класса"!" Головка? Ах, это ученики подшутили. Тонкий немецкий юмор, да. Конечно, следуют кары. Но тут Миха догадывается сказать, что это он и хочет сделать доклад с самокритикой на собрании комсомола.

Семья проводит обычный вечер. А именно - Сестра моется в ванной при брате и Хахале, Мать гримирует себя под старуху из ФРГ, Дядя и Папа говорят, что телефоны тут ставят только агентам Штази. Вот у их соседа, штази, есть телефон. Откуда они знают, что он штази? Потому что у него есть телефон. А почему он тогда не вывешивает флаг? Потому что он штази. А почему вы тогда вывешиваете флаг? Потому что он штази. Ферштейн?

Едем дальше. На собрании комсомола Мириам говорит, что если бы у нее и был молодой человек, которого у нее нет, она бы ждала его три года в армии, потому что всегда относится с уважением к таким чувствам. Миха верит во всю эту ерунду и радуется. Мириам сходит с подмостков за кулисы и, не замечая Михи за спиной, стаскивает с себя рубашку комсомола. Одетую на голое тело. Ну вы помните, как там с нижним бельем в ГДР.

Нет, сисек не будет. В ГДР нет сисек.Это еще одно преступление коммунистов.



Миха думает и завязывает разговор: "Я критиковал Ленина. И еще партию! И рабочий класс. Поэтому у меня начались неприятности".



А на трибуне читает доклад о зверствах американских агрессоров вьетнамская пионерка. По-вьенамски. Не потому что никто не догадался приставить переводчика. А потому что это смешно.

Вызывают Михо и он начинает распевать о своей любви к рабочему классу. Чтобы не делать эту речь слишком уж тупой, ее заглушают романтической музыкой. Пораженная Мириам понимает, что это про нее и слушает лЫцаря, разинув рот. Кстати, этот прием режиссер данного шитдевра потом повторит в другом своем фильме, "Отель Люкс". САМОПОВТООООР! Теперь и в Германии!

Радостный Миха с приятелем Марио бежит домой в счастье, что у Мириам никого нет и весьма убого танцует... ну, что-то поп-танцевальное. Тут как раз подъезжает красный форд Качка с Мириам. Зрители на вышке за границей смеются и издеваются над глупым осси. Патаму шта смищно.

Миха впервые делает что-то умное и кричит зажратым буржуинам: "Я иду на три года в армию, а когда вернусь, пристрелю вас всех!" и угрожает им прочим наступлением красного медведя, который повергает весь мир на восток. Резко обосравшиеся буржуины уходят, потому что любой обыватель в конечном итоге - трус. Но тут опять выпрыгивает этот вездесущий участковый и требует документы, а потом угрожает ему: "Я слежу за тобой!" Какой пратииивный...

Миха пялится на этого обермейстера и воображает очень странную картину: как тот выступает на дискотеке и ставит запрещенную музыку, которую давеча конфисковал. За столиком просыпается старший офицер в очках и, услышав этот ужас, стреляет в динамик из револьвера, после чего срывает с участкового погоны и ссылает в ГУЛАГ.



Потом Миха идет на черный рынок к дилеру. Дилеры черного рынка в ГДР разъезжают на черных ГАЗ-21 и торгуют пластинками и зарубежными журналами. И да, я понимаю, что мелочь, но события в фильме - как бы в 1972 году, вот и про Анджелу Дэвис был разговор. Как тогда можно спрашивать у дилера "Лихорадку субботнего вечера" 1977 года?

Марио параллельно кадрит какую-то шмару в парке. Та оказывается художницей из андерграунда: "Ты читал Сартра?" "Да... Классно", - говорит тупой Марио. И шмара соглашается на совместное прочтение Сартра, во время которого они трахают. Сисек нет. Причем не только в кадре, но и у шмары. Пропускаем.



Экзистенциальный французский секс.

Вечером Миха троллит соседа-штази: "А где вы работаете? У вас такой гибкий график!" Штази не ведется, мать лебезит перед ним, просит плед для гостей, прибывших на слет комсомола, а за спиной показывает язык. И уходит очень гордая собой. Вот так немецкие диссиденты в двадцатый раз обманули Штази!

Дома у сестры новый хахаль - католик, с курсов священников, а Дядя и Папа радостно свистят. Оказывается, семье поставили телефон, потому что Папа подделал врачебное заключение о том, что у него эпилепсия. Потому что в ГДР телефон ставили в первую очередь Штази и смертельно больным. Неожиданно телефон звонит и семья совершает первый ответ на звонок. Это Мириам, которая звонит Михе. Он не может говорить при семье, поэтому бежит на улицу в телефон-автомат. На шум выходит участковый, который не упустил случая опять потребовать документы. Документов, конечно, нет, а без них в погранзоне нельзя и вредный мент его утаскивает в участок. Но его потом забрала мама.

А после этого Марио и его шалава Сабрина приходят к своей компашке и говорят, что теперь они вместе и по случаю этого устраивают вечеринку, где будут пробовать легкие наркотики, которые накупили в аптеке. Итак, вечеринка. Участвуют в ней наша компания, школьницы, а также дружки Дилера и восточногерманские лесби. В общем, цвет нации.



Суровые немецкие лесби!

Начинается "Проект Х - ГДР-стайл". Миха и Марио пробовают наркотики, сделанные Сабриной, но ничего не чувствуют. В отличие от явно упоровшихся гостей.



Потом у ребят начинается странное беспокойствие... Но они не успевают среагировать, потому что гости начинают валить просто косяком (Проект Х, я же говорил). Все бухают, орут, танцуют, а Марио наконец-то прёт. Вместе с Михой он выходит на балкон и они ссут на территорию ФРГ, а это фоткает фотограф за Стеной. Тут приходит Мириам и застает весь этот наркопритон и охреневает. А Миха идет на крышу и орет на пейзаж Запада: "Я жаааажду кроооови!!!"



Миха видит Мириам, но он обдолбался, поэтому идет к ней через пустыню, в которой стоит индеец из фильмов с Гойко Митичем: "Иди и сделай ее своей скво!" Почему индеец? Потому что это ГДР!!!

Потом Миха шедеврально хватается за стены и скользит на ровном месте, опрокидывая все вокруг и ломает музыкальные инструменты (что их сломают, я понял еще пять минут назад, когда Марио просил их не трогать). Все это безумно смищно. Наконец он теряет сознание и падает в воду. Понятно, что Мириам уходит от этого идиота.



На следующий день идиоты, которых колбасит с похмелья, приходят к завучу в кабинет. Или к кому там они ходили? А там сидит с учительницами агент Штази в кожаной куртке и говорит: "В мои обязанности входит чтение вражеской прессы". Мари сочувственно говорит - бывает и хуже. А потом его прорывает и он начинает пересказывать Сартра, которого нахватался у шмары. Миха пытается внести нотку примирения: "Мы совершили ошибку. Простите нас". Простить вас за то, что вы организовали вечеринку с бухлом, наркотиками и погромом? Да не вопрос! Это же ГДР, тут такое каждый день. Но оказывается, все дело в том, что они мочились на Стену. А Стена - это Священно. Она оплачена кровью тысяч антифашистов - заявляет училка. И их исключают из школы.

Марио не особо расстраивается, так как у него есть Сабрина и с ней он может плагиатить "Дневники мотоциклиста" - то есть, разъезжать по стране на мопеде. А Мириам, как это ни удивительно, решает пойти на мировую: "Ну, Миха? Ты говорил, что у тебя есть дневники, в который ты излагал свое мироощущение? И мы духовно близки? Дашь почитать?" Миха делает покер-фейс и бежит домой - строчить дневники с признанием в ненависти к Режиму. Про духоту в Этой Стране, про то, что каждую секунду чувствует себя под прицелом Калашникова, про то, что живет в концлагере и т.д. Тем временем в дом прибывают на временное жительство делегаты давешнего слета, о котором упоминалось недавно, и делают удивленные лица, увидев западное телевидение. Папа учит их, что такое "телешоу" - игроки должны запомнить вещи на конвейеры, что запомнят, унесут домой. Конечно, делегаты поражены такой халявой и отныне навеки попадают под действие телегипноза. И смотрят с широко открытыми глазами даже картинку профилактики. Потому что это смиЩно.



Теперь понятно, почему в соцблоке глушили западные каналы?

Впрочем, как показывает жизнь, так просто весси из осси не сделаешь...
Ну, а Мать по-прежнему маскируется под старушку, идет на границу, но потом трусит и сваливает назад. Обыватель трус, я уже сказал.
Еще комедийный отрывок. Дядю Хайнца задерживают на границе. За что? А потому что у коменданта есть подозрение, что тот, кто так часто сюда ездит... друг народа ГДР!



Комендант сравнивает японский магнитофон и восточногерманский. И говорит - правда, японский магнитофон намного сложнее? Дрянь какая. То ли дело наш, простой и удобный. Да-да, советские микросхемы самые прочные микроксхемы в мире, потому что делаются из чугуна, знаем, слышали.

Несколько не относящихся к сюжету сцен, наконец Комендант со словами: "Две системы!" пытается вставить японский магнитофон в совдеповскую розетку. Бах - и гаснет вся Стена. Еще одна диверсия капиталистов! Впрочем, есть и плюс - граница получает возможность провести внеплановые учения в полной уверенности, что это не учения. Взрывы, треск, стрельба, беготня, Участковый выскакивает с пистолетом, видит мальчугана, который сумел купить у Дилера пластинку Ролинг Стоунз, кричит: Хальт! Тот запихивает ее под куртку и сбегает к Стене (почему к Стене? потому что долбоёб), следует выстрел и мальчуган погибает. Это же комедия, вы не забыли? Смешно же? Смешно... Но не переживайте так, малолетний долбоёб жив как дедушка Ленин, потому что пуля не смогла пробить пластинку Ролинг Стоунз. Да, не смогла!!! Это комедия, сценарист имеет право на любую херню!

На следующее утро Миха зачем-то идет в военкомат и отказывается от армии. Как будто его и так не призовут. Собственно, в военкомате так и говорят: "Мы вам покажем диктатуру пролетариата!" Но Миха сваливает, а в коридоре встречает Марио, который готов служить Родине, потому что у него ни документов, ни работы, ни мозгов а на плечах молодая баба с ребенком. И это единственный человек из штатских, который пошел служить ГДР добровольно, которого мы увидим.

Пораженный Миха устраивает драку - абсолютно бездарную, со скольжением на ровном месте (вот уж в чем талант актера), все офицеры удивленно на это пялятся вместо того чтобы разнять долбоклюев, а за кадром играет печальная музыка. До конца этого бреда остается еще 20 минут. Чем же заполнит их режиссер?

Еще нотка драмы за пятачок пучок. Когда Миха приходит домой, оказывается, что Дядя, который весь фильм пиздел, что в ГДР асбест, вызывающий рак легких, умер. От рака легких, да! Сосед, который, оказывается, работает не в Штази, а в похоронном бюро, выражает соболезнования. Дядю кладут в гроб - который оказался прямо в квартире (ну, видимо, у Соседа всегда есть наготове свой) и уносят за Стену. Зато Мать получает возможность поехать на Запад на похороны. Волшебный немецкий монтаж - мать проходит за Стену. Мать возвращается за Стену. Мать приходит домой с банкой трофейного кофе и пиздит, как провезла контрабандой в кофе... Эх... Дядю Хайнца. Потому что, если вы смотрели "Гуд бай, Ленин", то знаете - разбрасывать прах после кремации в ГДР запрещено. Так что...

Неважно. Миха бежит к своей любви мимо Участкового, разжалованного в дворники, который убирает перекати-поле (нет, это не шутка). И вот наконец хоть сколь-нибудь интересный кадр.



Девочка поражена благородством долбоёба и они раздеваются.



Качок под окном сигналит уже на белом форде, наконец в раздражении распахивает дверь и в нее врезается давешний недостреленный на велосипеде. Качок трусит, говорит - Договоримся? - и дает ему 50 марок. Почему такая реакция? А потому что "я совершенно не хочу отправиться в Сибирь".

А влюбленные тем временем... Погодите-ка... Ага, все-таки есть сиськи!



Качок возвращается на границу, где его неожиданно арестовывают за то, что его багажник набит короткостволом и гранатами. Качок ссыт и кричит: "Я всего лишь служащий отеля! Я паркую машины!" Ах ты мразь, трудящийся человек, а сам разыгрывал миллионера перед свободным народом Восточной Германии? Ну, сука, теперь ты точно в Сибирь поедешь! (и да, никто не объяснит вам, откуда у него взялось оружие в багажнике).

А недостреленный покупает на деньги новый альбом Ролинг Стоунз и приносит слушать Михе. Пацаны со священным трепетом ставят пластинку... и слышат не Ролинг Стоунз! Недостреленный в шоке, а Миха пытается его утешить: "Да нет, это они! Прислушайся! Я явно слышу перебор!"
Даже, блять, в "Омон Ра" это было обставлено более драматично...

- Да, мне в ракетной части уже говорили. Замполит говорил. Не в этом дело. Я одной пластинки так и не нашел. В последний отпуск специально в Москву ездил, четыреста рублей брал. Толкался, толкался - никто про нее не слышал даже.
- А что за пластинка?
- Да ты не знаешь. Музыка к фильму. Называется «Забрийски поинт»...
- А, - сказал я. - Да она была у меня. Не пластинка только, а запись на катушке... Вот ты «Морэ» слышал?
- Ну. Только не «Морэ» а «More».
- Вот примерно такая же. Только там не поют. Обычный саундтрек. Можешь считать, если «Морэ» слышал, то ее тоже слышал. Типичные «Пинки» - саксофон, синтезатор. Вторая сто…
В трубке бикнуло, и мою черепную коробку заполнил рев Халмурадова:
- Ра, прием! Вы что там, блядь, базарите? Дел мало? Подготовить автоматику к мягкой посадке!


Но парни быстро приходят в себя и танцуют под музыку, выскакивают на балкон, а внизу собираются все выше упомянутые герои, которые удивленно на них пялятся. Какой-то бомж шепчет в сумку: "Беспорядки на балконе третьего этажа. Массовое скопление в погранзоне. Точная оценка положения невозможна!"

Начинается идиотизм - все собравшиеся танцуют под музыку. Потому что это комедия и можно творить любую херню. Твори херню - будь режиссером!



Под песню The Letter - Dynamo, неплохую, но, к сожалению, навсегда испоганенную использованием в этом фильме, люди идут к границе и переходят ее, а парочка выпрыгивает с балкона и разбивается на хрен, хэппи-энд и уходят за ними. Крупный план на дорогу, заваленную бумажками и перекати-поле и пустую погранзону. Конец.



Ну, и в заключение несколько цитат из хвалебных рецензий. Потому что отрицательных почти нет.

Самое главное, из - за чего стоит смотреть данный фильм - атмосфера того времени, переданная с необычным очарованием. Тотальный дефицит, политинформации, пионеры, в рамках соцсоревнования подвизающиеся в сборе вторсырья, неподражаемые лозунги...
***
Классный фильм, очень весёлый и позитивный, разрушающий представление о ГДР как о месте, где все ходили по струнке, кроме тех, кто сбежал на Запад. Любимая цитата - "к русским можно идти только с автоматом в руке или пулей в ноге")))))))
***
Фильм просто заполнен смешными моментами и забавными диалогами. И даже если к просмотру этого фильма приступить в самом серьезном настроении, в процессе не улыбнуться невозможно. Хотя смеются там над не шуточными вещами в общем-то. Но многое перекликается и с нашим прошлым, еще и потому смешно. Ну как не смеяться, когда учительница голосом зануды спрашивает у ребенка:«А нука скажи в каких странах детям живется трудно?»А дитя рапортует бодренька:«в Соединенных Штатах, в Англии, во Франции», и ищет эти страны на глобусе.
***
Отличная комедия на излюбленную немцами тематику о том, как живется молодежи по разные стороны Берлинской стены... На выходе мы имеем веселую и задорную комедию с драйвовым саундтреком из далеких 70-х, на совсем не веселую тему.

В немецкоязычных отзывах я увидел то же самое: "один из самых смешных фильмов, что я видел", "точно воссозданная атмосфера ГДР", "замечательный комедийный фильм с великолепными актерами", "культовая вещь" и т.д. Хотя временами критики признаются, что они "весси" или вообще 15-летние. Но фильм все равно замечательный! Правда, есть и некоторые отрицательные отзывы, которые все как один очень жесткие и прямо говорят, что фильм - унылая несмешная клюква про осси и весси, да еще и плохо сделанная. Скорее всего, эти отзывы пишут отставные агенты Штази, сто процентов.

Ну а теперь мое скромное мнение. К сожалению, я не могу лично ответить всем, кому нравится этот фильм, поэтому напишу тут - может быть, они сами набредут на этот отзыв. Уважаемые любители этого фильма. Вы - тупые безграмотные легковерные дегенераты. Только тупые безграмотные легковерные дегенераты могут поверить, что в ГДР все было точь-в-точь как в этом пропагандистском поносе. Только они могут искренне считать, что фильм действительно стремился показать настоящую жизнь Восточной Германии, а не гипертрофированные, искаженные и зачастую прямо оболганные ее стороны. Только полный недоумок и невежа с чувством юмора легковерного ребенка может увидеть здесь смешные шутки и вообще, что-то похожее на юмор. И только полный дурак, который знаком с прошлым по телевизору, может всерьез считать, что такое количество обычной пропаганды, всунутой в фильм, преследовало иную цель кроме как опорочить прошлое Германии - хорошее или плохое, другой вопрос. Если бы такое пропагандистское дерьмо сняли бы про мою страну - хоть отчасти по накалу глупости - я бы никогда создателям такого и руки бы не подал. Потому что в нашей стране уже существует целый культурный пласт, посвященный "расставанию с прошлым", от перестроечных анекдотов до нынешних сериалов. И среди него есть представители жанра, которые показывают, что с прошлым можно расставаться без унылых шуток и пропагандистского вранья. Серьезно, я бы понял, если бы это была пародия на пропаганду ГДР - но все это ведь показано как реальный быт страны и именно так воспринят зрителем.

На все претензии типа "ну было же такое" можно ответить, что было - это одно, а как показано - это другое. Заградотряды, бессмысленные потери, своеволие чекистов и зверства советских солдат во время войны тоже были - делает ли это правдивее некоторые известные фильмы?

Возьмем два фильма, которые мне вспомнились во время просмотра - "Стиляги" и "На Дерибасовской хорошая погода". Не то чтобы я считал их вершинами кино, но я не могу отрицать того, что это не самые плохие фильмы и в них, по крайней мере, не стараются врать и впихивать пропаганду, а юмор над советским бытом объясняется эксцентрикой и виртуализацией реальности, что вполне нормально для кино. А уж с технической части и даже по юмору они вообще стоят на две головы выше. Чем же, спрашивается, немцы хуже постперестроечного Гайдая?

Если же отойти от политики, то что же мы увидели? Бездарное по режиссерской, сценарной и монтажной работе месиво унылых шуток, бездарных гэгов, ненужных персонажей, невнятного сюжета, тупой мотивации и криво пришитой неплохой музыки. Герои делают то, что жестоко преследовалось при тоталитаризме: бьют баклуши, пьют, ширяются, трахаются и творят херню во имя сопротивления. В общем, типичная немецкая комедия. Компания героев в фильме выглядит, кстати, довольно-таки уныло и никакого сочувствия не вызывает. И только за счет сеттинга фильм и стал известен. Замените ГДР в фильме на ФРГ, на США, на Конго - от этого недостатки ленты станут только ярче.

Остается добавить, что фильм снят по сценарию именитого немецкого писателя Георга Бруссига, который в ГДР работал портье в отеле, а в ФРГ закончил университет и стал киносценаристом. Сценарий впоследствие переделан в роман. Роман я не читал, потому что мне хватило одной цитаты из него, найденной в рецензии.

Тошно было по самое никуда, но мы оттягивались на полную катушку. Мы все были такие умные, такие начитанные, такие интересные, только в конечном счете почему-то торжествовал полный маразм. По-хозяйски заглядывали в будущее, а сами были насквозь такие вчерашние! Господи, какие же мы были чудаки, и даже сами этого не замечали.

Всем читателям книга очень нравится. Миллионы мух не могут ошибаться.

Также по сценарию Бруссига снято еще два фильма про ГДР, составляющие вместе неформальную трилогию - "Герои как мы" и "ННА". Последний сделан тем же режиссером - Леандером Хауссманом, который окончил актерскую школу ГДР еще в 1982 г. Как-нибудь я продолжу обзор этих творений. А пока пойду прочищать мозги настоящим немецким юмором - сборником "Когда-то был человеком" выдающегося немецкого сатирика Дитриха Киттнера. Иначе я совсем разочаруюсь в этом человечестве.

P.S. Спонсор данного выпуска - клуб фанатов фильма "Гуд бай, Ленин".

image Click to view

птичку жалко, дотянулся проклятый!, забугорная дичь, говнокомедия, БЛЕАТЬ!!!, сиськи, чужая правда, в газенваген, вас найобывают!, не-кино, унылое говно, те самые таблетки, альтернативная история, циничный пересказ, клюквища

Previous post Next post
Up