Абхазия Лыхны

Sep 03, 2016 18:21




Первый пост с фото отснятых в отпуске в Абхазии.
Страна очень интересная, с очень красивой природой и множеством достопримечательностей. Первая наша экскурсия была "По святым местам" и конечно туда входило посещение деревни Лыхны.

Село Лыхны расположено на территории Гудаутского р-на Абхазии, на широкой равнине у подножия гор.
Лыхны - самое большое село Абхазии. Так, в XIX в. здесь насчитывалось 400 дворов (около 3,5 тыс. чел.), что вдвое превышало население остальных крупных сел. Население села сильно сократилось во второй половине XIX века, в результате махаджирства (насильственного выселения абхазов в Турцию). По последней советской переписи 1989 г., в Лыхнах проживало около 9 000 человек - представителей 24 национальностей. В этническом составе преобладали и преобладают абхазы. В сталинский период часть села (посёлок Аджимчигра) была отдана переселенцам из Грузии - этническим грузинам, которые жили здесь вплоть до начала грузино-абхазской войны. Посёлок Бомбора, относящийся также к Лыхненской администрации, с конца XIX века был заселён русскими. В настоящее время в селе проживает более 6000 человек (около 1000 дворов).

Конечно же, какая экскурсия в Абхазии обходится без посещения пасеки, где предлагают продегустировать мёд.



1. Продукция пасеки.



2. Во дворе дегустационного зала.



3. Оригинально наряженая коряга.



4. Ёмкости из глины для вина, коньяка и чачи.

Название Лыхны (Лехне) появляется в письменных источниках в первой половине XVIII века. Михаил Шервашидзе (владетельный князь Абхазии в 1824-1866 гг.) дал селу новое название - Соук-су («прохладная вода»). Действительно, на территории села из глубин земли бьет замечательный источник. Но это название полностью вышло из употребления к концу XIX века. В античный период на месте села Лыхны была расположена греческая колония Зуфу (Зупу, Зуппу). «Лыхны» означает «дворец Лоуовых», «место главы Лоуовых» (Лоу, или Лау - родовое княжеское имя). (по материалам книги В.Е. Кварчия. Историческая и современная топонимия Абхазии. Сухум. 2006).



5. Храм Успения Божией Матери (X-XI вв.).

Главной архитектурной и исторической ценностью села является знаменитый действующий храм Успения Божией Матери (X-XI вв.), который на протяжении своей тысячелетней истории не подвергся ни одной серьезной реставрации и сохранил свой первозданный вид. Храм относится к широко распространенному в раннесредневековой Абхазии типу крестово-купольных трехапсидных сооружений. Облик храма строг и прост: стены снаружи облицованы крупными гладкими плитами из красноватого известняка; с трех сторон выступают притворы; восьмигранный барабан увенчан низким куполом.



6. Центральный вход.

Легенла
В давние времена, много веков назад, на месте лыхненского храма было почитаемое до сих пор святилище Лых-Ныха. Когда начали строить христианский храм, то стены постоянно обваливались, строители гибли, и долгое время построить ничего не удавалось. Старики собрались и решили умилостивить Лых-Ныха. Для этого божеству была принесена человеческая жертва: в фундамент заживо замуровали юношу и девушку, после чего строительство пошло быстрыми темпами. У юноши была фамилия Бгьоу, а у девушки - Шакрыл.



7. Фото из сети.



8.

Даже в эпоху борьбы с религией лыхненская церковь не была закрыта: службы в ней продолжались без перерыва в течение почти всего советского периода. Внутри храма даже в самые жаркие дни царит прохлада. Вход в храм - через нартекс (западное поперечное помещение, отделенное от центрального зала монументальной стеной с арочным проходом в ней). Нартекс - двухэтажный, из нижнего этажа на верхний ведет узкая каменная лестница. Здесь располагаются хоры, связанные с залом тремя широкими арочными проемами. В храме сохранились фрагменты уникальных средневековых фресок, относящихся к разным векам. Древнейшие из них находятся в диаконнике (диаконник - правый (южный) придел христианского храма, где хранятся состоящие в ведении диакона священные предметы: ризы, сосуды, напрестольные Евангелия, кресты, дарохранительницы и др.), датируются специалистами X-XI веками: это элементы геометрического линейного орнамента, а также изображение головы старца с грузинской надписью «Закария» и фрагменты других фигур. Основные же фрески храма выполнены в византийском стиле и относятся к XIV веку.



9. Захоронение на территории храма.



10. Над входом в храм. Фото и видео внутри запрещено.



11.



12.



13.




14. 15. Повидавшие жизнь столетние памятники.



16.



17. Заменить черепицу на крыше не удалось, старая "приросла" друг к другу за многие века и начала течь. Соорудили леса на которых держится вторая крыша.

На одной из стен сохранилась надпись, выполненная на древнегрузинском языке и рассказывающая о появлении кометы Галлея в 1066 г.: "Христом, являешься ты благословен Богом и господином всего сущего. Это произошло от сотворения мира лета 6669 (1066) в царствие Баграта, сына Георгия... В апреле месяце появилась звезда, из недр которой [исходили лучи], возвышаясь перед ней, подобно святому сиянию. Это произошло от вербной недели до воскресения Христова".



18. Храм на фоне гор.

Внутри церкви находится усыпальница Сафар-бея (в крещении Георгия) Чачба-Шервашидзе, умершего в 1821 г., - последнего владетельного князя, при котором Абхазия вошла в состав Российской империи (1810 г.). На княжеском надгробии сохранилась надпись на греческом языке. Останки Сафар-бея перенесли сюда из Сухумской крепости.
Храм окружает древняя ограда, сложенная из булыжников. К ней примыкает каменная двухярусная колокольня (XIX в.). Снаружи, рядом с оградой - столетние липы.



19. Развалины княжеского дворца.

Недалеко от храма на поляне стоят живописные развалины двухэтажного дворца, принадлежавшего на протяжении нескольких столетий абхазским владетельным князьям из рода Чачба-Шервашидзе. Дворец является ярким образцом светской архитектуры средневековой Абхазии, Он много раз перестраивался. Наиболее древней частью той постройки, которая сохранилась до наших дней, является фундамент, заложенный еще в IX веке. Во время археологических исследований дворца в нем был найден клад золотых византийских и серебряных грузинских монет, относящихся к 70-м гг. IX в. Эта находка и позволила определить возраст сооружения.



20.

За свою тысячелетнюю историю дворец пережил много осад и неоднократно разрушался, в последний раз - в 1866 г. русскими войсками во время антироссийского народного восстания. Сейчас от здания осталось немного. Глядя на развалины двухэтажной каменной постройки, трудно представить, как она выглядела в прошлом. Однако исследования ученых помогли реконструировать облик дворца. На первом этаже располагался обширный зал для приемов и пиров. К его южной стене примыкала маленькая домовая церковь. На втором этаже находились жилые комнаты, к которым вела внешняя каменная лестница, пристроенная к северной стене.



21.

Парадный вход был обращен к площади и скромно украшен фигурной кирпичной аркой. В XI в. к южной стене здания была пристроена широкая галерея. В XVI в. северо-восточный угол первого этажа превращают в кладовую. Археологи обнаружили здесь зарытыми в землю около десяти крупных глиняных бочек с вином, зерном и другими продуктами. В конце XVII в. дворец вновь перестроили, расширили и во многом изменили. Северная стена, обращенная к храму, украшена декоративными элементами: аркадой (ряд арок, опирающихся на колонны или пилоны, либо свободно стоящих, либо примыкающих к строению), колонками из камня и кирпича, изображениями креста, ромба, шестиконечной звезды. Наибольший интерес вызывает присутствие на дворцовой стене шестиконечной звезды, часто называемой «Звездой Давида» или «Звездой Соломона».



22.

Дворец был окружен деревянным забором, не сохранившимся до наших дней. Сзади дворца, над обрывом, стоит небольшая сторожевая башня, сложенная из местного камня. Башня гораздо древнее здания.



23.



24.



25.



26. Полусухой плющ на стене развалин.



27. Панорама, увеличение по клику.



28. Часовня.

Напротив княжеского дворца, на западном краю Лыхнашты, стоит небольшая часовня, внутри которой находится братская могила добровольцев, погибших во время Отечественной войны Абхазии 1992-1993 гг. здесь захоронены 39 человек, имена четырех из них неизвестны.

Литература:
Кварчия В.Е. Историческая и современная топонимия Абхазии (Историко-этимологическое исследование). Сухум. 2006.
Хрушкова Л.Г. Средневековый дворцовый комплекс в Абхазии.М.:1998.
Хрушкова Л.Г. Абхазия. Краткий исторический очерк.М.:2003.

Часть 1: Абхазия Лыхны
Часть 2: Абхазия Новый Афон
Часть 3: Иверская гора и Анакопийская крепость
Часть 4: Гегский водопад
Часть 5: По дороге на Рицу
Часть 6: Озеро Рица
Часть 7: Ассир в Черниговке
Часть 8: Вечерний Сухум
Часть 9: Патриарший собор в Пицунде
Часть 10: Абхазия Пицунда
Часть 11: Гуляем по пляжам Пицунды
Часть 12: Солнечная Лидзава
Часть 13: Заброшенная Абхазия

Абхазия, Церкви и монастыри, Абхазия/Лыхны, Заброшенное, 2016

Previous post Next post
Up