про источники снова-3

Jan 26, 2016 00:02

Предыдущие серии 1, 2

Ладно, со Страбоном дело ясное, что дело тёмное.
Что там с Плинием, который Страбона не знает, но знает четырехсотлетнего фантазера Пифея?

"Плиний Старший (лат. Plinius Maior, настоящее имя Гай Плиний Секунд, лат. Gaius Plinius Secundus; между 22 и 24 годами н. э., Новый Ком - 24 или 25 августа 79 года н. э., Стабии) - древнеримский писатель-эрудит. Наиболее известен как автор «Естественной истории» - крупнейшего энциклопедического сочинения античности; другие его сочинения не дошли до наших дней." (вики Р)

"«Естественная история» (лат. Naturalis historia) - составленная примерно в 77 году н. э. Плинием Старшим и посвящённая римскому императору Титу энциклопедия природных и искусственных предметов и явлений. Послужила прообразом всех последующих европейских энциклопедий в плане объёма, цитирования авторов тех или иных утверждений и наличия указателя содержания. Это единственная сохранившаяся работа Плиния и едва ли не самый длинный текст на латыни античного периода."  (еще вики Р)

Опять куча плохих рукописных кусочков, первая публикация в Венеции в 1469 году.
"Джон Босток и НТ Райли сделали полный перевод на английский в 1855 году" (вики А)

Нет, про Плиния я не хочу читать.
А вот еще какая-то энциклопедия есть.

"Naturales Quaestiones это латинская энциклопедия природного мира, написанная Сенекой около 65 г. нашей эры. Она гораздо меньше, чем Naturalis historia, написанной Плинием Старшим около десяти лет спустя. Это одна из немногих римских работ, которая имеет дело с научными вопросами, хотя и не систематическая работа, а коллекция фактов природы из разных писателей, греческих и римских. Моральные замечания разбросаны по работе; и цель энциклопедии, по-видимому, в том, чтобы обнаружить фундамент для этики в познании природы....Известная история текста начинается в 12 веке. Эразму Роттердамскому когда-то принадлежал экземпляр исследования, который ранее принадлежал Рудольфу Агриколе.
Первое издание было опубликовано в Венеции в 1490 году"  (еще вики А)

Ну, это мы уже проходили, да.
Все первые публикации ведут в Венецию :).
Ладно, посмотрим про Сенеку, надо же, наконец, узнать что за книжка у меня много лет валяется, как у древнегрека все равно (ну не люблю я философов, не люблю, я сама себе злобный буратина философ :) ). Но я, по крайней мере, ее не переписываю))).

"Луций Анней Сенека (лат. Lucius Annaeus Seneca minor), Сенека Младший или просто Сенека (4 до н. э., Кордуба - 65, Рим) - римский философ-стоик, поэт и государственный деятель. Воспитатель Нерона и один из крупнейших представителей стоицизма.
Сын Луция (Марка) Аннея Сенеки Старшего (выдающегося ритора и историка) и Гельвии. Младший брат Юния Галлиона. Принадлежал к сословию всадников....Был идеологом сенатской оппозиции деспотическим тенденциям первых римских императоров."

Биография подробная и оочень богатая.
Там еще про сенекины изображения очень смешно написано, что ученые (историки) в XVII-XVIII веках много лет спорили какой из двух бюстов правильный (оба утрачены, но когда утрачены не говорится). Потом, с конца XVIII века, стали внезапно! находить другие бюсты, но спорили - подделки или нет. Пишут, что пришли к какому-то компромиссу, но не поняла, к какому. Восхитительно.
Один из этих спорных бюстов изображен на картине Рубенса, но про картину потом.

Историю про бюсты на самом деле изложил Герман Хафнер (1911-2008) в 1999 г.
"Данные о Германе Хафнере столь скудны, что можно подумать: профессор изучал не греческую скульптуру и римскую керамику, а расщепление атомного ядра в условиях комнатной температуры."

Богатую биографию, видимо, сочинил Тацит и где-то я мельком видела упоминание Светония.
Попытка "освежить" про Тацита вылилась в очередной занос и с криком "дачтожтакоевсамомделе" была насильственно остановлена. Так что, без уточнений, а про Тацита, может, напишу потом, хотя я и не собиралась им вовсе интересоваться сверх уже знаемого.

В вики есть еще забавный список сохранившихся античных трагедий, так вот Еврипид (Эврипид, V в. до н.э.) и Сенека (I в.н.э) написали по "Медее", "Троянкам" и "Финикиянкам" каждый, Софокл (V в. до н.э.) и Сенека - по "Эдипу", Эсхил (VI-V в.до н.э) и Сенека - по "Агамемнону". Какой-то недостаток сюжетов в древнем мире наблюдался, видно.
Про Федру параллельно (или нет, последовательно Сенеке) написал Расин примерно в 1677 г.
И Petrus Corneille (Пьер Корнель, Корней), которого совершенно случайно звали как Тацита :), в том же XVII веке тоже написал Федру, Медею и Эдипа.
Вот, раньше были какие творческие люди, пьесы свои писали, если чужая не нравилась, а нынешние только перепостановки старых делают со своим видением :). Измельчали :)).
Так, это опять попытка заноса.

Сенекин стоицизм сам по себе меня не заитересовал (см. выше), но время появления рукописей я узнать попыталась. Это оказалось как-то не очень просто, в итоге, я так ничего толком и не узнала, но обнаружила якобы первого издателя стоических произведений и он, о чудо!, оказался не из Венеции.


"Древняя философия стоицизма, происходящая из Афин около 300 г. до н.э., известна за пропаганду принятия судьбы и преодоления эмоций. Суть философии заключается в высказывании Эпиктета "Нас расстраивают не вещи, но наши суждения о вещах". При повороте внутрь и вниманию к нашим суждениям, а не преследуя внешние вещи, мы можем развивать рациональное состояния ума, преодолевать вредные эмоции, а также разработать и принять спокойное отношение ко всем событиям.
Тексты первых греческих стоиков были потеряны, хотя некоторые были найдены на папирусах из Геркуланума в 19 веке. Стоицизм прослеживается в работах более поздних римских стоиков, таких как Сенека, экс-раб (?ex-slave) Эпиктета и император Марк Аврелий, а также в важных компиляциях, составленных античными авторами, такими как Цицерон.
В 16-м веке фламандский Гуманист Юстус Липсиус (1547-1606) возрождает интерес к стоицизму, сначала в его De Constantia (1584), а позже в двух Stoic handbooks, изданных в 1604 году Его работа завершилась в великолепном фолио издании произведений Сенеки, впервые опубликованных в 1605 году и переиздававшихся в течение 17-го века. Частично его целью было показать, что нет большого конфликта между стоицизмом и христианством, признавая, что некоторые аспекты должны быть изменены. Результатом был христианский неостоицизм (Christianized ‘Neostoicism’).
Липсиус окружил себя студентами, одинаково преданных стоицизму. На картине "Четыре философа" (1611) Питера Пауля Рубенса представлены Липсиус и три ученика - одним из которых был брат живописца Рубенса, Филипп - углубившиеся в тексты стоиков. За группой наблюдает бюст Сенеки, любимый Липсиусом.
Движение неостоиков быстро распространилось в Англию. Первый библиотекарь Бодли, Томас Джеймс, перевел на английский язык Neostoic трактат французского моралиста Guillaume Du Vair под названием Моральная Философия стоиков (The Moral Philosophie of the Stoicks). По Джеймсу, "нет вида Философии выгоднее и ближе приближающейся к христианству чем Философия стоиков".
Английский ученые, такие как Thomas Gataker произвели важные издания текстов стоиков в 17-м веке. Издание Gataker "Размышлений Марка Аврелия" получило высокую оценку за его обучение. Тексты стоиков были переведены на английский язык. Выдержки Roger L’Estrange из работ Сенеки оказались особенно популярными и выдержали многочисленные издания. Процесс перевода древних текстов стоиков на английский язык был завершен в 18-м веке, когда Элизабет Картер выпустила первое полное английское издание Эпиктета в 1758 г."
(кое-как отредактированный г-перевод)
http://www.johnsellars.org.uk/stoicism-and-its-legacy.html

Оказывается, я тоже в какой-то мере стоик)). Говрю же - сама себе философ)).
Хотя, "Все мы немножко лошади", и вот ведь откуда пошла эта лошадь. От Юстаса, да.



Не все имена разобрала. Геркулес наличествует, хотя среди стоиков не упомянут)).
Нижний кружок очень смешной.

Туби, ну вы в курсе.

чтение с интересом, история, тексты, цивилизация

Previous post Next post
Up