Есть сотни подходов к решению проблем ксенофобии и дискриминации. Они отличаются в первую очередь по выбору субъекта ответственности: в одних случаях общество делегирует право защищать инаковость чиновникам, полиции и адвокатам, в других - полагается на силу убеждения и просвещенности учителей, в третьих - закладывается на влияние общественного мнения и действие неформальных норм, принятых в профессиональных, местных, религиозных и других сообществах...
Последний путь почему-то наиболее проблематичен в русскоязычной среде.
Так называемая "политкорректность" вызывает усмешки и служит иллюстрацией того, как принцип толерантности можно довести до абсурда. При этом, как правило, из виду теряется цель (создать среду общения, в которой комфортно находиться людям с самыми разными идентичностями) и не обращается внимание на то, что нормы политкорректности чаще всего не имеют статус общеобязательных законов и являются производными добровольных внутренних соглашений в какой-либо группе (т.е. выступают как нормы обычая или субкультурных кодов речевого поведения, опираются на подзаконные акты вроде Этических кодексов, Уставов и т.д.).
Исключение языка вражды не остановит преступлений ненависти, но нейтрализует бытовую ксенофобию в ситуациях, где не срабатывает социальная эмпатия и здравый смысл. Как механизм влияния институт политкорректности, на мой взгляд, куда более эффективен, чем печально знаменитая ст. 282 УК РФ, которая вводилась, чтобы гарантировать общественную безопасность и снизить уровень агрессивности в адрес меньшинств, а используется - не столько для судебного преследования расистов, экстремистов, сексистов, гомофобов и т.д., сколько для наказания политически нелояльных.
Никто не знает, возможно ли юридически провести
четкую и понятную для всех границу между принципом свободы слова и убеждений (в том числе и отрицающих признание универсального равенства прав и человеческого достоинства) и необходимостью предоставлять гарантии безопасности тем, кто в силу исторически унаследованных предрассудков находится в группе риска (коренные народы, мигранты, "
философские меньшинства", находящиеся на экономически уязвимых позициях и мн.др.).
Гражданские сообщества, продвигающие принципы прав человека, толерантности, мультикультурализма посредством развития неформальных правил политкорректности в конечном итоге стремятся к тому же, что и страны, которые сделали ставку на судебно-полицейскую защиту от агрессивности к Другому. Никто не хочет повторения коллективного помешательства подобного тому, что поразило казалось бы исторически авангардные европейские государства в первой половине XX века, когда истребление людей по признакам расовой, этнической, идеологической, классовой принадлежности было поставлено тоталитарными режимами на поток.
+ + +
Французский шансонье Бенабар в недавно вышедшем альбоме "Les bénéfices du doute" ("Преимущества сомнения") исполнил довольно провокативную песенку "Politiquement correct". Музыкант признает, что далеко не все, кто отрицает смысл правил политкорректности априори являются женоненавистниками, антисемитами, гомофобами, расистами и т.д. Признает и то, что фанатичное навязывание пресловутых правил вполне может приводить к результатам прямо противоположным тем, что декларированы как желаемые (и в этом случае круговая порука гуманистов-моралистов рискует стать отправной точкой для солидарной... травли тех, кто намерен обсуждать антропологические различия без намерения унизить или оскорбить - см. к примеру кейс с "
Woman is the Nigger of the World" Джона Леннона).
При этом Бенабар с лукавой улыбкой кается в собственной нетерпимости и вовсю разжигает рознь, неполиткорректно - скажем так - чихая на милитаристов и
носителей животного меха, на
исламобофов и
воюющих с "пропагандой гомосексуализма", на взирающих сверху вниз из-за разницы доходов и подсчитывающих количество евреев в СМИ и мире финансов.
Benabar - Politiquement correct
Click to view
Я люблю своих родителей,
И я люблю своих детей.
Оно и понятно.
Я не люблю ни войну,
Ни страдания:
Они нервируют.
Возможно, по-твоему,
Это политкорректно,
Но чихать я на тебя хотел!
Я не расист,
Я за права человека.
Я не ношу одежду из меха.
Я не жалею, что гильотины больше нет.
Я не женоненавистник.
Я сортирую свой мусор.
Я - повторю это еще раз -
Политкорректен,
Но на тебя я чихать хотел!
Я не имею ничего против мечетей,
Я не ощущаю себя в опасности
Из-за минаретов.
Я не верю, что гомосексуалисты
Ненормальные или неизбежно
Начнут приставать.
Я - болтун, и я
Политкорректен,
А на тебя я чихать хотел!
Жертва общественного мнения,
Я существую - я это понимаю -
Пока я мыслю.
Я уточняю, что я не верю,
Что в прессе и в сфере финансов
Слишком много евреев.
Я рискую показаться тебе
Политкорректным,
Но я чихать на тебя хотел!
Тебе это покажется демагогией,
Но я рекомендую не принимать
Наркотики даже подросткам.
Я не борюсь (минуту внимания!)
За вымирание дельфинов.
Я не хочу, чтобы они вымерли.
По-твоему, это наивно и глупо,
Политкорректно,
Но чихать я на тебя хотел!
Я не разговариваю с консьержкой
Или домработницей,
Как с шавкой.
Нужно уважать каждого человека.
Я учу этому своих детей,
Чтобы они стали...
Однажды, как мне хотелось бы,
Политкорректными,
И чихать бы они на тебя хотели!
http://fr.lyrsense.com/benabar/politiquement_correct