Как обещал, выкладываю новую подборку музыкальных видео для антифашистской кампании "
Хрустальная ночь - никогда снова!". Искреннее спасибо всем, кто сделал ссылку на
первую серию из 13 песен против мигрантофобии.
Сегодня их будет 14 (в честь
статьи 14 Всеобщей Декларации Прав Человека, где говорится что "человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем"). О каждой из песен я написал пару абзацев. Буду рад, если кому-то понравится и кто-то сочтет важным высказаться на темы ксенофобии, дискриминации и антифашистского сопротивления у себя в блоге. Если хотим жить не в глухой провинции, а в большом мире, надо сделать так, чтобы наша позиция была более видимой, нежели троллинг сетевых неонацистов или желающих вновь оказаться за железным занавесом.
1) Рафаэль Арош - популярный французский шансонье. Французский - хотя у его отца еврейско-русские и марокканские корни, а мать - родом из Аргентины. Социальный статус родителей (оба - интеллектуалы: юристы, издатели) наверняка уберег этого парня от столкновений с бытовой ксенофобией. Однако тема границ и их перехода, проблемы беженцев и мигрантов, проблемы цивилизованных человеческих отношений вне зависимости от юридического статуса, культурной или этнической принадлежности появляется в песнях в том числе и в силу биографических мотивов (когда отец перебрался во Францию из Марокко, бывшей тогда под французским протекторатом, он долгое время боялся экстрадиции из страны под тем предлогом, что у него "неправильный" паспорт). Песня "Schengen" - о sans papiers (людях без документов), имевших дерзость просочиться в "заповедник гуманизма" - Шенгенскую зону; о людях, понимающих риски "нелегального существования", но не видящих иного способа избавится от нищеты и лишений (как у Les Ogres de Barback & Pierre Perret в песне "
Lily").
Click to view
2) "Decata Begalci" (Дети-беженцы) - так называют жертв гуманитарной катастрофы 1948-1949 годов на Балканах. Тогда из-за гражданской войны в Греции и после отступления DSE (Демократической армии Греции) с территории Эгейской Македонии, было эвакуировано 32 000 детей. Большинство из которых было вывезено без родителей в страны Восточной Европы в специальные детские лагеря. Специальным распоряжением победившее в войне эмигрантское греческое правительство лишило имущественных и гражданских прав людей, покинувших территорию Греции. В результате огромное количество детей осталось без семьи, без знания языка и прав в чужих странах: Югославской народной республике Македония - 20 000, Воеводине - 5000, Польше - 2500, Чехословакии -2500, Румынии - 500, Болгарии - 500, Венгрии - 500, Албании - 500. В СССР лагерь для македонских детей был основан в Ташкенте и там находилось около 100 детей. Лишь в 1982 Греция объявила частичную амнистию политбеженцам, окончательное же разрешение на въезд в страну бывших жителей Эгейской Греции было провозглашено лишь в 1998 году. Miyatta - македонская фолк-певица - в 2007 году
записала обо всем этом песню "Postojam" ("Я существую"). В видео использована хроника и интервью из канадского фильма "Decata Begalci".
Click to view
3) В относительно небольшом Израиле только за последние три-четыре года оказалось три десятка тысяч беженцев из африканских стран (Эритреи, Судана и Дарфура, Сомали, Уганды и др.). Прежде, чем перейти египетско-израильскую границу многие из них с риском для жизни пересекли пустынные территории других стран, становились заложниками у "торговцев живым товаром", побывали в рабстве у бедуинских племен на Северо-Востоке Синая, занимались принудительным трудом, подвергались избиениям и сексуальному насилию). Об опасностях подобного пути каждый из этих людей знал заранее, но - риск и верная угроза жизни на родине - это все же разные вещи. Израильская певица Альма Зоар занимается волонтерской помощью беженцам из Африки с 2008-го года. Получилось это почти случайно: друзья обратились с просьбой поучаствовать в концерте, организованном гуманитарными и правозащитными организациями, чтобы собрать деньги на жилье и питание беженцев. В 2009-ом певица ездила в составе международной волонтерской группы ездит работать в Уганду... После трех лет активных контактов с беженцами она призналась, что по тысяче раз на дню она проклинает тот день, когда впервые столкнулась с реальностью отчаяния и надежды этих людей, а также почувствовала себя морально ответственной за их судьбы. И в то же время - благодарит Бога за то, что подарил ее душе такой опыт. В 2010-ом, в разгар дебатов вокруг темы "нелегальной миграции", Альма Зоар выпустила альбом с песней "Прочь из Египта". В ней она сравнивает путь африканских беженцев через Синайскую пустыню с еврейскими преданиями об Исходе из Египта, с метафическим путешествием от рабства к свободе, на которое внутри собственной биографии должен решиться каждый из нас. На материале этих стихов правозащитные организации, занимающиеся просвещением в школах, объясняют детям базовые положения международных конвенций о правах беженцев.
Click to view
4) По осени 2011 немецкий журнал Spex проводил конкурс музыки протеста. Победила работа лейпцигской электро-поп-группы "Brockdorff Klang Labor", посвященная иммиграционной политике в Европе и её изменениям в связи с революциями в Северной Африке и массовому притоку беженцев из Египта, Туниса, Ливии и других стран региона. Музыканты обеспокоены тем, что кризис долговых обязательств государств Еврозоны, рост социальной напряженности, безработица и т.п. приведут к фактическому "переизданию" нацистской доктрины "Крепость Европа". С их точки зрения, предоставление убежища всем преследуемым - это "ein Wert und kein Geschenk" (это ценность, а не подарок).
Click to view
5) Песня "La chasse est ouverte" ("Охота открыта") лилльской рэп-группы M.A.P. (Ministère des Affaires Populaires) появилась на свет летом 2008-ого в знак протеста против ужесточения иммиграционной политики в 27-ми странах Евросоюза и в знак солидарности с sans papiers ("люди без документов" - термин, введенный в оборот после многолетних социальных кампаний, требующих исключения из словаря публичной речи словосочетания "нелегальный мигрант"; ибо "
нелегальных людей не бывает"). Решения Европарламента поставили перед угрозой экстрадиции жизни свыше 8 миллионов человек (а значит - и те семьи в "странах третьего мира", которые выживают за счет труда гастарбайтеров).
Click to view
6) "Bentesoi" - анимационный клип сардинской фолк-группы "Lame a foglia d'oltremare" - призывает чтить древний Закон Моря, обязывающий проявлять гостеприимство ко всем, потерпевшим крушение. Посвящен беженцам, отправлявшимся в плавание с надеждой пересечь Средиземное море и добраться до Мальты, итальянского острова Лампедуза, Сицилии или Сардинии.
Click to view
7) О песне "Московская стройка" Юлии Теунниковой много говорить не нужно. Просто послушайте. Или
прочитайте стихи. О тех таджиках и узбеках, которые строят московские дома. О том, что чувствуют люди, живущие в страхе перед полицейскими облавами, примирившиеся с тем, что они "социально невидимые".
Click to view
8) Видео на песню "Libertad" снято как документальное свидетельство о "
Дне без мигрантов" - массовых акциях 1 мая 2006-го года, организованных десятками американских правозащитных, профсоюзных, либертарных, католических, студенческих и др. организаций, занимающихся защитой прав мигрантов (как фундаментальных, связанных с правами человека, так и социально-трудовых), противодействием расизму и нетерпимости, социальной интеграцией и др. Протесты были связаны с обсуждением в Сенате США законопроекта "HR-4437" (см. сатирическое регги -
New Immegration Law), направленного против нелегальной миграции и затрагивающего порядка 11-12 миллионов человек (главным образом,
el mojado). Закон приравнивал пребывание с просроченной визой к уголовному преступлению (ранее - относилось к административным нарушениям), вводил санкции против работодателей, использующих труд нелегалов, предусматривал расходы на строительство заградительной стены на границе между США и Мексикой и т.д.
1 мая 2006-го миллионы людей отказались выйти на работу (не только мигранты, но и те, кто считал их требования справедливыми), не совершали покупок, не отводили детей в школу, не посещали занятия в университетах и проч. Работа тысяч предприятий (торговых центров, кафе, ресторанов, ферм, строек и мн.др.) оказалась парализована. Целый ряд независимых арт-институций (художественные галереи, киноклубы, фотовыставки и др.) сделали тематические экспозиции для свободного посещения. Кроме того, состоялась Gran Marcha Americana 2006 (даже в прессе название чаще всего писали по-испански), лос-анжелесские фрагменты которой и запечатлены в клипе.
Click to view
9) Есть древний, известный еще с античности, обычай: люди, спасающиеся от преследования, мести или гонений, скрывались за стенами храмов. И ни у кого не хватало духа вызволять их оттуда силой. Даже в тех случаях, когда беглец нарушил закон. В средневековье считалось, что переступив порог монастыря или церкви, взывающий о пощаде оказывался перед правосудием более высокого порядка. Современность кодифицировала этот обычай, обязав государства, входящие в ООН, придерживаться норм правовых документов о международной защите ищущих убежища. Благодаря этим нормам были спасены миллионы людей, чья жизнь находилась под угрозой в случае принудительного возвращения на родину.
В 2009 году Дания была взволнована историей с несколькими десятками иракцев, которых гуманитарные, добровольческие и правозащитные организации (Красный крест и др.) укрыли в протестантской церкви Брорсонс (в районе Норребро города Копенгаген). Это случилось после того, как датское правительство приняло решение отклонить их ходатайства о выдаче статуса политических беженцев. Клип на песню "Leave on the Light", сделанный "рэптивистами" (хип-хоп-проект "Raptivism") включает сцены происходивших рядом с церковью событий.
Click to view
10) В апреле 2011-го испанское правозащитное Movimiento contra la Intolerancia запустило информационную кампанию "Rap contra el Racismo". Кампания, с одной стороны, стремилась визуализировать позицию той части общества, которая не приемлет ксенофобию и дискриминацию и готова выразить это поступочно (акциями, музыкальными перфомансами, граффитти и т.д.), с другой - осознанно искала контакта с школьной и студенческой аудиториями, на идеологическую индоктринацию которых неонаци традиционно делают особую ставку, с третьей - побуждала общественное мнение прессинговать в отношении тоталитарных движений и субкультур, добиваться закрытия расистских сайтов, отмены концертов одиозных рок-групп, уголовного преследования футбольных фанатов, использующих трибуны для пропаганды насилия и нетерпимости.
Click to view
11) Фламенко "Los ojos del faro" андалусийско-каталонского дуэта Algiva - о беженцах и иммигрантах, пересекающих гибралтарский пролив в поисках лучшей жизни и безопасности. Песня не подталкивает к какому-либо действию или сочувствию к этим людям. Она всего лишь предлагает взглянуть на испанский берег с его маяками глазами тех, кто рискует оставить свою прошлую жизнь и отправиться в море безо всяких надежд быть принятым. Такое путешествие - огромный риск, поскольку чаще всего маршрут лодок, переполненных беженцами, лежит не по прямой: из страха быть задержанными марроканской морской полицией, "
Papeles Mojados" (букв. "мокрые бумаги") стремятся подальше обогнуть зоны контроля и молятся о том, чтобы не попасть в шторм. По подсчетам APDHA (андалусийской ассоциации по правам человека), в одном только 2008-ом году стало известно о 581-ом утонувшем (342 в Средиземном море, 239 - в Атлантике).
Click to view
12) "Революция эмигрантских кварталов" 2005-го года заставила французское общество говорить о проблемах иммиграционной политики, о бытовой ксенофобии, о том, как в действительности обстоят дела с декларируемыми ценностями равноправия и толерантности. Поэт-сюрреалист, шансонье, композитор Юбер-Феликс Тьефен комментировал случившееся: везде, где есть гетто, предсказуемы социальные взрывы и неуклюжие попытки эмансипации. Правда его напрягали журналистские сравнения уличных беспорядков мая 68-го и в наши дни. Не без иронии он реагировал на них так: "тогда маленькие дети из семей среднего класса требовали себе цветной телевизор, а сейчас все сложнее".
Балладу об Абдалле Иерониме Коэне он написал в конце 90-ых. Уже тогда дебаты о национальной идентичности, условиях интеграции и натурализации, о гражданстве ius sanguinis (по праву крови, т.е. - происхождения) и ius soli (по праву земли, т.е. - по месту рождения) дошли до откровенного абсурда. Певец предрекал, что уже через несколько поколений во Франции произойдет то же, что и в Штатах: зоологические националисты вымрут, как динозавры, и люди перестанут удивляться даже самым причудливым именам вроде тех, что звучат в песне - Гвендолин фон Штрудель Хитачи Дюпон Леви Чанг, Зорба Джонни Строганоф Гарсия М'Голо М'Голо Ланг...
Любовь же не может быть преступлением... Именно поэтому Тьефен был среди подписантов нашумевшего воззвания французских интеллектуалов против ужесточения иммиграционного законодательства в 2006-ом.
Click to view
13) "Peurs" Жан-Жака Гольдмана - о страхах и интолерантности, связанных с предрассудками в отношении мигрантов. У музыки настолько простой и доходчивый видеоряд, что нет смысла его комментировать: каждый из нас бывал в сходных ситуациях и может вспомнить свои ощущения от пребывания в среде, где ты - в меньшинстве и твое отличие от других вызывает тревогу или дискомфорт.
Для Гольдмана проблема заключается не в том, что подобные эмоции существуют, а в том, в состоянии ли люди относиться к ним рационально, попробовать рассеять предубеждения, отнестись к себе с самоиронией. Нужно научиться жить в социально-антропологически разнообразном мире, поскольку, как писал Умберто Эко в эссе "Миграция, терпимость и нестерпимое" (из книги "Пять эссе на темы этики"): "Феномены, которые Европа все еще пытается воспринимать как иммиграцию, в действительности представляют собой миграцию. Третий мир стучится в двери Европы и входит в них, даже когда Европа не согласна пускать. Проблема состоит не в том, чтобы решать (политики любят делать вид, будто они это решают), можно ли в Париже ходить в школу в парандже, или сколько мечетей надо построить в Риме. Проблема, что в следующем тысячелетии (я не пророк и точную дату назвать не обязываюсь) Европа превратится в многорасовый, или, если предпочитаете, в многоцветный континент. Нравится вам это или нет, но так будет. И если не нравится, все равно будет так". И там же: "Нетерпимость к иному или к неизвестному естественна у ребенка, в той же мере, в какой и инстинкт завладевать всем, что ему нравится. Ребенка приучают к терпимости шаг за шагом, так же как приучают уважать чужую собственность, приучают раньше, чем он научается контролировать собственный сфинктер. К сожалению, если управлять своим телом в конце концов обучаются все, толерантность остается вечной лакуной образования и у взрослых, потому что в повседневной жизни люди постоянно травмируются инакостью".
Click to view
14) У видеоклипа «Si Se Puede» американо-мексиканского рэппера El Chivo правдоподобно комический сюжет (можно, по Вашему, провести аналогии с Москвой?). Камера приводит нас на тайное заседание группы наци-расистов, на футболках собравшихся надписи "Deport Pedro", "Говори по-английски"... Затем открывается дверь: время истекло, помещение надо убирать... Гордые своей WASP (White Anglo-Saxon Protestant)-идентичностью расисты и мигрантофобы послушно сворачивают манатки по сигналу уборщика - мигранта с полуострова Юкатан.
Песня была написана в знак протеста после рейдов агентов спецгрупп, организованных иммиграционными депортаментами США осенью 2008-го года. Тогда было произведено свыше 1150 арестов с предъявлением обвинения в нелегальной миграции и нарушении приказа о депортации. Арестам подверглись люди из 34 стран.
В клипе реально все - и надпись "America for Americans" на внедорожнике, и дети в майках с надписью социальной кампании "Born in the U.S.A.", и лица их родителей. Хочется верить, что реален и happy end.
Click to view