Отрочество. Часть 13

Sep 06, 2010 10:56

Продолжение главы III. Отрочество.
См. Часть  1,  2,   3,  4,  5,  6,  7,  8,  9,  10,  11,  12.
См также главы:
Глава I. Довоенное детство. Части 1 - 15.
Глава II. Военное детство. Части 1 - 20.

учусь в 6-б классе

В детстве я не замечал, что время бежит быстро. Зато теперь я могу сказать, что оно быстро пролетело. А тогда все было естественно: я рос, впереди у меня была вся жизнь. Конечно, я не знал, сколько мне отмерено судьбой, но тогда я и не думал об этом. Наоборот, мне хотелось быстрее расти, чтобы стать взрослым. Сейчас я не понимаю такого стремления, но помню, что оно было.

И вот я пошел в 6-й класс. Теперь было два шестых, наш класс был 6-б.

Когда 1 сентября 1947 года я зашел в школьное здание, я сразу почувствовал какие-то изменения. Гардероб на первом этаже был загорожен сеткой, и туда не пропускали, чтобы повесить курточку. Поэтому перед гардеробом было столпотворение.


Мы зашли в класс, и Варвара Михайловна сразу же вывела нас в коридор, где нам показали наше место напротив нпшего класса. Нас построили в корридоре в три шеренги. У нас окна всех классов выходили на ул. Салтыкова-Щедрина, а двери в противоположную сторону в коридор. Он был широкий и светлый. Окна коридора выходили на пустырь между двумя школами - нашей и женской.

По школьному радио гремела музыка. Такого раньше не было. Классные руководители стояли вместе с нами, каждый со своим классом. Так было на всех 4-х этажах школы. Вскоре перед нами появился мужчина в полувоенной форме - кителе, галифе и сапогах. Он поздоровался и представился нам: «Я новый директор школы Алексей Акимович Грищенко».

Мы потом узнали, что на самом деле его звали Елисей Акимович, но он зачем-то решил изменить свое имя.

Директор вышел к нам с указкой. Он держал ее в одной руке и иногда хлопал указкой по другой, а иногда - по голенищу сапог. Это меня отвлекало. Я стоял и загадывал. Куда он хлопнет указкой в следующий раз.

Он еще долго нам что-то говорил - о дисциплине, в основном, о том что за нарушение дисциплины будут вызываться наши родители, что нас будут исключать из школы временно или насовсем. Мы должны вырасти достойными строителями коммунизма, - поэтому нам надо хорошо учиться и быть дисциплинированными людьми.

Директор говорил с мягким украинским акцентом. Очень спокойно и уверенно. Но когда кто-то вдруг засмеялся, он так же спокойно и уверенно сказал: «Выйдите, пожалуйста. Да-да, Вы. Повернитесь лицом к ребятам. За нарушение дисциплины исключаю Вас на три дня из школы. Придете ко мне завтра вместе с родителями».

Стало тихо. Я боялся пошевелиться. Наверное, все остальные ребята тоже. Преподаватели, как мне показалось, изумленно смотрели на нового директора. А, может быть, только показалось. Но я видел, что они совершенно не были готовы к такому повороту событий.

«Теперь каждое утро, - говорил директор, - мы будем начинать с построения в коридорах школы. Я в это время буду с вами разговаривать, а потом все вместе мы будем делать 15-минутную зарядку».

Тогда все в стране делали зарядку. Утреннюю гимнастику несколько раз утром, передавали по радио. Днем же раза два по радио передавали производственную гимнастику. И тогда все прекращали работу, выходили из-за станков или письменных столов и делали упражнения. Вот теперь и нас приобщили к утренней зарядке.

Директор поздравил нас с новым учебным годом и мы, ошеломленные, разошлись по классам.

Наш классный руководитель Варвара Михайловна Королева снова, как и в пятом классе, преподавала «Ботанику».

Инна Яковлевна Макарова вела у нас историю. Обычно я запоминал ее рассказ в классе, и дома уже больше учебника не читал. Но оказалось, что она рассказывает не все, некторые вещи необходимо было самостоятельно прочесть и выучить дома. К сожалению у меня иногда не оказывалось времени, чтобы просто прочесть, не то, что выучить. Когда это случалось, я придя утром в класс, лихорадочно читал неувыученный урок, надеясь на свою память. Чаще всего это помогало.

Юлий Юльевич Мерсио был одновременно преподавателем черчения и военного дела. Он носил полувоенный костюм, был очень деликатен и никогда не делал никому из нас никаких замечаний. Он научил нас чертить карандашом и тушью за что я был ему впоследствии в институте благодарен. А по военному делу мы ходили строем, учили команды, а иногда ходили стрелять из малокалиберной винтовки в подвал нашей школы, где благодаря его усилиям был оборудован тир, где мы и стреляли из положения «лёжа» по мишеням на дистанцию 25 м. В конце года на школьных соревнованиях я выбил 49 из 50 (пять выстрелов) и стал школьным чемпионом. Для меня это было совершенно неожиданно, но никаких последствий не имело.

Людмила Николаевна Богомолова вела у нас теперь три предмета - арифметику, алгебру и геометрию. По арифметике задачки были трудными, и у меня было ощущение, что она не знает их решения, пока кто-либо из учеников не расскажет. Как он решал эту задачку. Но иногда решали неправильно, а она не поправляла, и только когда Миша Лесохин или я говорили, что нам кажется, что решение неверное, что у нас другое решение, она просила нас изложить его и, видимо, доверяя нам, признавала прежнее решение неверным. Она старалась не выглядеть растерянной, но я все-равно видел, что она выглядит неуверенной.

А алгебру и геометрию она объясняла из рук вон плохо, и мне приходилось разбираться самому. Видимо, Людмила Николаевна не знала ни алгебры, ни геометрии, а попытка выучить их самостоятельно не была успешной. Так мы целый учебный год и промучились с ней.

После уроков в класс зашли наш пионервожатый и классная руководительница - Варвара Михайловна. Разбили всех на три звена, и меня избрали звеньевым 3-его звена. Мою кандидатуру предложил наш вожатый, а классная руководительница поддержала. Ну и проголосовали единогласно. Потом выбирали в Совет отряда. Избрали трех человек, в том числе Игоря Лопатина. Его выбрали председателем. Игорь сразу сказал, что нужно выпустить газету, и за это надо взяться. Действительно, скоро появилась стенгазета, а все заметки были написаны почерком Игоря, - он умел быстро писать печатными буквами. А что надо было делать еще, кроме газеты, никто не знал. Поэтому ничего и не делали. Говорили о пионерской дружбе, но если с кем-нибудь я не хотел дружить, я все-равно не дружил.

Пионерская работа совершенно не отнимала у меня никакого времени, потому что ничего не нужно было делать, - все предлагал и делал за нас вожатый, видимо, ему давали какие-то стандартные рекомендации. Например, на торжественную линейку, посвященную празднованию Октябрьской революции, придумывалась кем-то литературно-музыкальная композиция. Один за другим выходили пионеры и читали стихи о стране Советов, нашем счастливом детстве, великом Сталине, эти выступления назывались речевки. Иногда их даже произносили хором несколько человек, а отдельные слова произносила вся линейка вместе. Мы разучивали эти стихи предварительно и репетировали, в каком порядке выходить и произносить их. Кроме того, выходили группы и пели пионерские песни под музыку, которые они разучивали на уроках музыки. Эти песни были бодрыми и призывали нас любить нашу Родину и нашего великого вождя.

фонтан «Самсон»

Я знал, что раньше в пригородах Ленинграда находились Летние двоцы русских царей и их придворных, замечательные парки. Но самым красивым местом был Петергоф с его фонтанами, который стал называться Петродворцом. Кстати, все наименования были изменены - Царское село стало называться городом Пушкин, Ораниенбаум - Ломоносовым, только Павловск свое название почему-то не изменил. На 14 сентября 1947- в Петродворце под Ленинградом было назначено открытие одного из красивейших фонанов - фонтан «Самсон», который восстановили после немецкой оккупации. Вообще повсюду дворцы были полностью или частично разрушены, а все самое ценное вывезено немцами, и в первые годы после войны сил на восстановление не было. Их начали отдавать военным институтам, чтобы они потихоньку восстанавливали и сохраняли, что осталось неразграбленным и неразрушенным.Теперь же они все работают и снова сияют своим великолепием и красотой.

Я уже бывал в Петродворце не раз и подолгу гулял по парку с Мишей Лесохиным. Вот и на этот раз мы поехали с ним. Самсон потряс меня своей красотой. Был открыт и работал весь каскад фонтанов и мы любовались ими несколько часов. «Фонтаны Петергофа - это одно из чудес света», - решил я тогда. Я и сегодня так думаю.

пионерские песни

Любые детские, школьные, туристские, спортивные песни я условно называю пионерскими песнями. О пионерских песнях разговор особый, - я их очень любил. Но в 1947-48 годах мы пели песни, написанные еще до войны. Впоследствии появилось много замечательных пионерских песен, и хотя я тогда уже был комсомольцем, все-равно их пел. Я о них расскажу чуть позже.

, Зато в это время мы пели замечательные довоенные песни: «Взвейтесь кострами...» написанную в 1922 году, «Эх хорошо в стране советской жить», которая появилась в 1935 году, «Веселый ветер» - в 1936, «Веселый турист» - в 1939,  «Возьмем винтовки новые» - в 1940 году.

А летом 1947 года по радио стали передавать песню «У дороги чибис», которую сразу начали петь все дети, так она нам полюбилась. Правда, она не пионерская, а скорее туристская, но мы этих различий не замечали.

Продолжение следует
 

отрочество. Миша Качан

Previous post Next post
Up