Возможно, в силу того, что все балийцы- предки раджей, что приехали на остров в 11 веке с Явы, у них врожденное чувство красоты и тяга к искусству. Возможно, потому, что плоды творчества - это пища для небожителей, а балийцы всегда заботятся о Богах, радуя их искусством.
Но факт есть факт : практически все занимаются творчеством. Каждая четвертая женщина - танцовщица, каждый третий - художник или музыкант.
Творческая энергия течет бурным потоком на Бали. Что тоже важная составляющая внутреннего счастья.
Для меня в практике монахов с
мандалами есть и второй смысл. У нас, западных людей все творчество сводится к продукту творчества как само-ценность. Художник рисует картину ради того чтобы нарисовать лучшую. Чтобы показать ее в галереях, чтоб сравнили и выбрали самую красивую. Важен только и результат творчества. Поэтому нас обычных людей не гениев в музыке, не талантов в живописи всегда останавливает мысль: а зачем я буду писать картину, если все лучшее уже написано и превзойти я не смогу. А зачем я буду писать книгу ведь полки уже ломятся и гениального я не напишу. Мозг западного человека сфокусирован на продукте творчества.
Человек востока мыслит иначе. В творчестве более важно само творчество- процесс. А что вы нарисуете или напишите - вторично. Главное что получит ваша душа само выражаясь в творчестве. Эта идея снимает преграды и опасения " я не сделаю лучшего" ….
Просто делайте, пишите, рисуйте, танцуйте . А продукт творчества - это побочный элемент и кстати пища для богов. Да да боги любят полакомиться вашими творениями от души.
Поэтому Балийцы творят и обогащают свои души в процессе.
Поскольку все балийские танцы первоначально имели религиозный характер и были даром богам, балийцы всегда придавали своим танцам огромное значение. И по сей день ни одна крупная кремация, храмовая церемония, свадьба или важное событие в общественной жизни не обходится без танцевальной драмы или представления ваянга. Некоторые танцы даже запрещено представлять на публике поскольку это лично для небожителей.
Думаю, далеко не случайно, что самая известная шпионка XX века Мата Хари первоначально прославилась именно как исполнительница индонезийских танцев (точнее - мало похожей на оригинал их весьма отдаленной аналогии). Но проверить-то тогда ее никто не мог, поскольку все остальные разбирались еще хуже.
«Эти абсолютно подлинные брахманские(!) танцы мадам Мата Хари выучила на Яве(!) у лучших жриц(!) Индии(!!!)» - писала в рецензии на одно из ее выступлений «La Vie Parisienne»).
Кстати, самым важным аспектом танца является
"таксу" или божественное вдохновение - зажигательное присутствие, которое заколдовывает аудиторию и переносит исполнителя и зрителя в иное время и место. Таксу может превратить танцовщицу-дурнушку в великолепную красавицу, а испытывающую недостаток техники - в великую художницу… Тех, кому недостает "таксу" сравнивают со "слабым огоньком" - и танцоры молятся богу "таксу" перед каждым выступлением.
Еще про танцы на Бали достаточно много информации у Михаила
Цыганова
А в особый день в месяце Kajeng Kliwon все творческие люди просят Богов об этом даре - таксу.
Я тоже прошу, чтоб таксу не оставляло меня, когда я в пятый раз везу туристов по одним и тем же достопримечательностям и стараюсь сохранить огонь в глазах будто я с новыми гостями открываю это впервые.