В этом году вышел мини-сериал «Рипли», состоящий из восьми эпизодов. Пересказывать сюжет не имеет смысла, в 1999 году большая часть публики уже посмотрела фильм «Талантливый мистер Рипли», а многие читали роман Патриции Хайсмит о неуязвимом социопате Томе Рипли, которому посвящён целый цикл из пяти книг.
Тот, кто смотрел и был впечатлён фильмом 1999 года, обязательно должен посмотреть этот мини-сериал 2024-го. Будут интересные подача и осмысление. Другая режиссура, подход к раскрытию характеров, другая расстановка акцентов. Фильм 1999 года - это праздник цвета, солнца, прекрасных итальянских пейзажей, итальянской музыки. Чего стоит один только эмоциональный выплеск «Tu vuo fa l'americano»? Что говорить, музыка в «Талантливом мистере Рипли» не покидает зрителя ни на минуту, создавая нужное настроение. Мини-сериал 2024-го года снят в жанре нуар. Почти... почти, потому что всё-таки снят не на плёнку. Снят очень красиво, большинство сходится во мнении, что этот сериал для тех, кто любит глазами. Эстетика в сериале на первом месте. Музыки как раз не много. А вот немые сцены встречаются, но это не значит, что в них отсутствует звук. Прислушайтесь, в нашем мире полно звуков, в сериале именно они будут создавать напряжение.
Два отличных друг от друга фильма, неизменным в обоих случаях остаётся сюжет: ненависть и деньги сильнее любви.
Но я опять про эстетику. Том Рипли ценит вещественность: цвет, запахи, фактуры, то, что можно угадать на ощупь, - качество вещи, - благодаря прикосновению. Несчастье в том, что Том беден, и всё это ему недоступно.
Том Рипли не остановится ни перед чем. Объект, для достижения его цели, - Дикки Гринлиф, человек из другого мира, из числа счастливчиков, которые относятся к категории избранных. Помеха - подруга Дикки Гринлифа - Мардж Шервуд.
Окно новых возможностей для Тома открывается, но какой ценой?
В сериале будут постоянные переклички с сюжетами картин Караваджо, будет много красивых кадров, каждый из которых сам по себе картина. Это Италия, она прекрасна! А ракурсы, композиция, свет, детали, - признание в любви к этой стране от гениального оператора Роберта Элсвита. Меня не оставили равнодушными ни пейзажи амальфитанского побережья, ни архитектура, ни богатые и вычурные интерьеры, а также фантастический свет в них, ни скромные интерьеры со своей особенной атмосферой. Прекрасная подача произведений искусства в особых ракурсах, через другие предметы, размытость, недосказанность, ассоциативность, акцентированный свет. В деталях, будь то клубок шерсти, старые потёртые ключи на столе, дымящаяся сигарета в пепельнице - всё создано для любования. Оператор заново открывает для нас каждую вещь, заставляет заново видеть. Сериал получился неспешный, и всё-таки многие кадры хочется остановить, чтобы разглядывать бесконечно долго.
Атрани - это очень маленький поселок по соседству с Амальфи. Постройки домов уникальны: главная дорога проложена по крышам зданий. Достопримечательностей мало, но очень красивые улочки и лестницы. Фильм насыщен пешими переходами, подъёмами и спусками. Успеете нагуляться вместе с персонажами.
Богатые, но не знаменитые. Скорее дохлые рыбы на пляже. Дикки Гринлиф, Мардж Шервуд.
Дикки Гринлиф (актёр Джонни Флинн), вообще не понравился. Не похож он на прожигателя жизни.
В фильме 1999 года эту роль исполняет великолепный Джуд Лоу.
Мардж Шервуд (актриса Дакота Фаннинг). Дакоте могу сказать только одно слово: «Нет». Уж больно она мне напоминает нашу актрису Аглаю Тарасову, а я далеко не её поклонница. В фильме 1999 года в роли Мардж снималась Гвинет Пэлтроу, которая мне милее по типажу. И я помню, сильно сопереживала ей по фильму. В этот раз не случилось.
Красивому и жестокому фильму юмор не помеха. «Период абстракционизма» Дикки Гринлифа
Как не странно, в новой версии смешон именно Дикки. Образ никчёмного, бесталанного, пафосного разгильдяя.
Контрастом к искусству Гринлифа будет реализм от оператора фильма. Стоп-кадры подряд. Не могла удержаться.
Фредди Майлс - здесь мужскую роль сыграла Элиот Самнер (дочь Стинга).
То, что мужскую роль исполняет женщина, уже бесило само по себе. Утрированная мужеподобность в исполнении женщины выглядела, как мужская женоподобность. Бе-е-е. Если образ должен был раздражать, то роль удалась. В фильме 1999 года играл бесподобный Филип Сеймур Хоффман, ироничный, насмешливый, высокомерный. Мне его игра несказанно ближе.
Том Рипли (актёр Эндрю Скотт). Чёрные бездонные глаза, в которых затаилось само зло.
Заметили, я ещё ни разу не показала его лицо? А есть ли оно у него вообще, своё лицо?
Кто такой Том Рипли? Где он сам - талантливый мастер мимикрии? Забрав себе жизнь Дикки Гринлифа и всё, что вместе с ней причитается: одежду, кольца, деньги, занятия, увлечения, новые возможности, он как будто пошёл дальше.
Его увлечённость картинами Караваджо, кстати, это полностью режиссёрская придумка, этого нет в книге, Караваджо необходим режиссёру Стивену Заилляну, чтобы раскрыть суть мистера Рипли, его внутренний мир, который не опишешь словами или неприемлемо называть словами, но который можно передать ассоциативно. Интересно, что в конце фильма Рипли видит себя, видит себя... но кем? Давидом, Голиафом, прообразом с картины Караваджо?
Но не будем забегать вперёд, тем более, что я вообще не собираюсь давать ответы. У каждого они свои.
А пока ещё несколько персонажей, о которых нельзя умолчать. Самый человечный кинокот
Пьетро Равини (инспектор полиции) - итальянский актёр Маурицио Ломбарди
Подвижное, интересное лицо, глаза, руки. Разве могло быть иначе. Ведь это итальянец. Надо сказать, в фильме много итальянских актёров, все они характерные, харизматичные, фактурные.
А как вам такое «выражение лица»? Я уже говорила про переклички с картинами Караваджо.
Не все они явные. Но здесь я увидела отсылку к «Жертвоприношению Исаака». Хозяин за кадром спрашивает у своей козы: «Что ты там увидела?» Не пропустите, когда будете смотреть фильм, под горой обнаружится жертвенник, очень своеобразное место заклания.
Немного чудной Венеции и опять через предметность, неявно, вскользь, как движение гондолы по каналу
Динамика к середине восьмого эпизода возрастёт, кольцо вокруг главного героя начнёт сужаться.
Напряжение, ассоциации, отсылки посыпятся, словно карты из рукава шулера.
Караваджо играет на противоположности света и тени, темноты. Он создает контраст: на одном полюсе темнота и неясность, а на другом - её преодоление. Мир оказывается у Караваджо достаточно хорош на фоне тьмы. Каким бы проблематичным мир-помещение ни был, стоит его осветить, и всё в нём будет прекрасно и благословенно.
Об этом, но более коротко говорит в сериале ксендз: «Свет. Смысл всегда в свете».
...и всё в нём будет прекрасно и благословенно.
Время для размышлений. Сюжет, который вдохновлял многих авторов шедевров литературы и искусства.
Жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт или иная композиция, центром которой традиционно является человеческий череп. Жанр, получивший название ванитас (лат. vanitas). Здесь скорее всего отсылка к картине «Святой Иероним в размышлении». Человеческий череп побуждает старца к размышлениям о сути бытия.
Чаще других в сериале можно встретить полотно «Мадонна с младенцем и святой Анной». Сюжет, как известно, посвящён важному моменту, когда Дева Мария, придерживая маленького Христа, пытается вместе с сыном растоптать змею, символизирующую зло и первородный грех. Картина задумывалась для украшения алтарной части в капелле братства Палафреньери, расположенной в соборе Святого Петра, но от картины в итоге отказались. По одной из версий, полотно не соответствует традиционным церковным канонам, в работе художника отсутствует должная благопристойность.
Справедливости ради надо заметить, что сколько бы зло не попирали, его не становится меньше.
А тайное не всегда становится явным
«Давид с головой Голиафа», картина, которую я уже упоминала
Живописец долгое время возил картину с собой и совершенствовал. Художник все еще находился вне закона и надеялся на прощение Папы. Караваджо изображает себя в виде Голиафа, которому Давид отрубил голову, но Давид на картине не показан как победитель - он смотрит на отсеченную голову Голиафа почти с сочувствием. На мече Давида находятся буквы «h.o.s.», означающие «скромность побеждает гордость».
Многие искусствоведы сходятся во мнении, что на полотне живописец изобразил две версии себя: Давид - художник в юности, а отрубленная голова Голиафа представляет собой автопортрет позднего Караваджо. Итальянец не раз преступал закон, вследствие чего скитался большую часть своей жизни. В картине видится внутриличностный конфликт, противостояние двух начал в душе человека. «Давид с головой Голиафа» является размышлением на тему собственного наказания, где Караваджо изображает себя преступником (образ Голиафа) и карателем (образ Давида).
Надо сказать, что до встречи с Дикки Гринлифом, Том Рипли ничего не знал о Караваджо. Но из уст легкомысленного, поверхностного Дикки информация о сложной судьбе художника звучит, как сенсация со страниц жёлтой прессы. Чем хорош злодей Том Рипли - его чувства и понимание намного глубже, он становится одержим Микеланджело Меризи да Караваджо, и судьба его невольно переплетается с судьбой художника.