Санкт-Петербург. Архитектура А.Л. Лишневского. Часть III

Jun 17, 2024 10:28




Эх, в короткую поездку всегда хочется вместить не вмещаемое. У нас, по крайней мере, так часто бывает. Это даже сын усвоил с пелёнок. На себе испытал, что за родители ему достались. И уже в три года с большим подозрением относился к прогулкам вокруг дома, которые ничего в себе не заключали. В таких случаях он с настороженностью говорил: «Хм, ходим, ничего не делаем», - и заглядывал мне в лицо, чтобы уловить настроение.
Да, расслабленно гулять в никуда, для нас это нонсенс. Вечно мы летим к какой-то цели. А если их несколько, так даже лучше. Ещё в 90-ые, когда у многих проявлялись симптомы психологического выгорания, на занятиях у Лидии Павловны Дыко услышала от неё такую фразу: «Задач и целей в жизни должно быть больше, чем времени их выполнить. Между свершившимся и новой задачей не должно оставаться пробела. Именно в эту пустоту закрадывается депрессия. Не оставляйте ей места». Педагог по фото- и кинооператорскому мастерству не забывала о нашем душевном состоянии. Среди наших работ на чёрно-белую плёнку она умудрялась увидеть и свет, и радость и цвет, и то мрачное, что нас угнетало.
Но и минусы такой марафонской жизни не скрыть. Конечно, есть счастливые люди, чья фантазия обалдевает от их возможностей. Но наши возможности всё-таки поскромнее нашей фантазии. К примеру, я бы хотела растянуть сутки, чтобы побольше всего в них вместить. Нереально. Да и силы для пробега уже не те.
К чему я всё это говорю, вы сейчас поймёте.

Продолжаю обзор по архитектуре А.Л. Лишневского. Вечером нам надо было попасть на Литейный, и как раз по соседнему адресу у нас были отмечены дома архитектора, которые мы хотели посмотреть. Улица Белинского, дом на фотографии по центру, со светящимся брандмауэром.




Но дело в том, что и соседний дом, левее, тоже возведён по проекту Лишневского. И вот беда, один дом мы успеваем хорошенько осмотреть, терпеливо ждём, когда выглянет солнце, чтобы сделать отдельные кадры, а на второй дом нам не хватает времени, потому что в театре на Литейном вот-вот начнётся спектакль, и мы летим туда уже сломя голову. Такие три марафона на четыре дня: знакомство с архитектурой Лишневского - главенствовало; три театральных вечера - традиция, от которой не собирались отказываться; и нужно было ещё навестить несколько домов в стиле модерн с совами, которые только-только открыли после реставрации.

Итак, окунаемся с головой в архитектуру Александра Львовича. Доходный дом А. Ф. Шмюкинга




Шестиэтажный доходный дом построен в 1912-1913 годах для одного из петербургских торговцев колбасными изделиями, германского подданного Альфреда Шмюкинга. Лицевой фасад задумывался архитектором в духе и формах неоклассики, с башенкой-бельведером, служащей основным акцентом. В ходе строительства здание претерпело кардинальные изменения. Сейчас перед нами предстаёт собирательный образ готического собора.




Его основные черты: устремлённость ввысь за счёт вертикальных линий; вход в парадную, напоминающий перспективный портал готического храма; лепные образы, населяющие фасад (тритоны, горгона Медуза); островерхие башенки, наподобие готических пинаклей. Возможно, внесённые архитектором изменения в основной проект, навеяны происхождением домовладельца.



Ещё один интересный элемент декора - лепное полотнище, на котором помещено плоскостное изображение дома Шмюкинга. Краевед, кандидат исторических наук Александр Иванович Чепель утверждает, что подобный мотив уходит корнями в Средневековье, он призывает вспомнить, «что на фасадах готических соборов изображались святые-основатели, держащие макеты собора. В этом же ряду - петербургские архитекторы с моделями своих построек в руках». Несмотря на призыв краеведа, сколько я не пыжилась, ничего подобного вспомнить не смогла. Святые - действительно, одни из главных персонажей в искусстве Средневековья. Но обычно их изображали с иконографическими атрибутами, указывающими на тип святости. Так, у ног святой Екатерины лежит пыточное колесо с шипами; рядом со святой Варварой стоит башня, в которую ее заточил отец; святой Лаврентий изображался с решёткой, на которой его изжарили язычники... Так что архитекторы с макетом здания в руках - этот элемент остаётся для меня уникальным. Я скорее вспомню православные иконы, где как раз основатели монастырей держат в руках макеты архитектурных ансамблей.



Домовладелец и колбасных дел мастер расположил в подвале дома колбасное производство: цеха, коптильню, а также склады, где хранилась готовая продукция. Колбасы продавались тут же, в магазине первого этажа.
В доме в разное время жили известные люди города, художники, театральные деятели. Имя одного из них увековечено на мемориальной доске.

В советское время здесь жил художник В.В. Лебедев, «мастер живописи, рисунка и детской книги»



А мы уже возле другого здания, возведённого по проекту А.Л. Лишневского. Доходный дом Ш.З. Иоффа




Угловые здания Лишневского особо узнаваемы. А уж дом №11 стал одним из символов района Петербурга. Своей башней здание выходит на перекрёсток, именуемый «Пять углов». Массивный дом в формах неоклассицизма был построен в 1913-1914 годах для купца 2-й гильдии Шнеер-Залмана Иоффа. В доме жили сплошь состоятельные люди. Всего шесть квартир, по две на этаже. Можете представить их площадь. В нижних этажах размещались магазины, опять же для состоятельной публики. А в 1915 году архитектор А.Л. Лишневский устроил в корпусе со стороны Троицкой улицы кинотеатр на 300 мест.




Выпуклый, рельефный, очень выразительный декор свидетельствует о влиятельности и зажиточности квартиросъёмщиков, воплощает понятие роскоши. Полукруглые венецианские окна; кариатиды поддерживают ложные балконы. Кстати, кариатид на фасаде, подозреваю, было больше, чем обитателей в самом доме.




Пышногрудые девы, если уж роскошь, так во всём, разместились в углах фронтона; и тут же вазоны, экзотические птицы... А о деятельности домовладельца нам расскажет такой элемент декора, как увитые змеями кадуцеи. Как известно, «носитель жезла золотого» Гермес был покровителем разного всякого, но в том числе торговли. Начиная с XIX века символом мирной международной торговли стал изображаться атрибут Гермеса - кадуцей.






В 30-ые годы прошлого столетия в этом доме жил Матвей Петрович Бронштейн, физик-теоретик, доктор физико-математических наук. Был арестован и расстрелян в 38-ом году. Его жена, дочь Корнея Ивановича Чуковского, была близкой подругой Анны Ахматовой, писала детские книги под псевдонимом Алексей Углов. Также Лидия Корнеевна Чуковская оставила мемуары «Записки об Анне Ахматовой».

Башенка не оставляет в покое. Интересно же, кто там живёт.



Долгое время башня находилась в запустении, к началу 90-ых имела совсем уж плачевный вид. Сегодня помещение с панорамным видом на город занимает художник Сергей Семкин. Сергей получил студию по наследству от художника Александра Мельничука, который привел в порядок заброшенное пространство. Так что в наши дни здесь находится мастерская фотохудожника.

Теперь нам нужен дом на Лиговском проспекте, но подходили мы к нему со стороны Свечного переулка.



Его светлый брандмауэр уже виден на фото выше. Доходный дом А.Л. Сагалова. Подходим, и первое, что бросается в глаза, маскароны животных. Не решаюсь назвать, к какой категории они относятся. В одном единственном месте прочитала, что это морды львов. Правда, что ли? А я вот сомневаюсь.




Но зато я точно знаю, что видела похожие морды в Выборге. Позволю себе выдержку из собственной записи.
Невозможно пройти мимо, чтобы не восхититься, домом Пиетенена у Вокзальной площади (Выборг).




Этот дом, известный также как дворец Пиетинена, строился в 1906-1908 годах. Заказчиком строительства выступал мебельный фабрикант Матти Пиетинен. Авторами проекта были архитекторы Бертель Юнг и Оскар Боманссон, а автором гранитных маскаронов, украшающих главный фасад, Армас Линдгрен, финский архитектор, который считается одним из основоположников стиля национального романтизма, в котором и был построен этот дворец.




Позднее читаю: «По мнению искусствоведа Бориса Кирикова, прообразом здания послужил выборгский дом Пиетинена. Хотя влияние первоисточника значительно, Лишневскому удалось привнести свою трактовку северного модерна и создать самобытное, стилистически гармоничное здание».

Теперь осмотрим другой фасад доходного дома А.Л. Сагалова, который выходит на Лиговский проспект.



Врач-гинеколог Аркадий Львович Сагалов приобрёл в 1896 году участок на пересечении современных Лиговского проспекта и Свечного переулка. По его заказу архитектор Александр Львович Лишневский и ассистент Абрам Берлин спроектировали семиэтажный доходный дом с двумя поперечными флигелями. Здание возвели в 1913-1914 годах.













Облик фасадов строг и геометричен, его смягчают только полуциркульные окна. Лестничная клетка располагается по красной линии, тогда как обычно в Санкт-Петербурге они сориентированы в сторону двора. Фасады здания декорированы сдержанно и покрыты цементной штукатуркой, на этом фоне особенно эффектно выделяются пластические композиции: женские и мужские маски архаичного стиля, горельефные морды львиц (те самые), коленопреклонённые фигуры в капителях. Изначально пирамидальную крышу венчала круглая башенка. Утрачена в 30-ые годы прошлого века.
Документально известно, что после окончания строительства в доме был открыт родильный приют на 28 комнат. Первый этаж отдали под магазины, второй занимало кафе под названием «Капля молока», на четвёртом - располагался кабинет зубного врача Мизучи.

Вид на доходный дом А.Л. Сагалова по проекту А.Л. Лишневского из Сангальского сада



Заглянули мы сюда не случайно. Мой муж родом из этих мест. Родился и жил на Лиговке. Его мама, моя свекровь, работала в доме, который частично виден на фото, справа от ажурной решётки сада. Это особняк Ф.К. Сан-Галли. Франц Карлович Сан-Галли купил участок у Лиговского канала в 1853 году и основал на нём кузнечную мастерскую, чугунолитейный и механический завод Сан-Галли. По имени владельца особняка назван и прилегающий зелёный садик. В этом Сангальском саду выгуливался в детстве мой муж. Провёл здесь, можно сказать, лучшие свои годы.

Жаркий выдался денёк. Выходим на набережную Фонтанки. Вечером мы опять вернёмся сюда в театр «Дождей», он остался за кадром справа. А сейчас наша цель на другом берегу реки, в стройном ряду фасадов.




Серия снимков по мере приближения. Нас интересует ближайшее серо-белое здание. Доходный дом Марголиных






До 1828 года на этом участке находился небольшой каменный дом, расположенный непосредственно на углу, остальные постройки - деревянные. В 1835 году архитектор Е.Т. Цолликофер составил для надворного советника Шерцера и его жены проект нового большого доходного дома, охватывающего весь участок по периметру. Старый угловой дом надстраивается и включается в состав нового, гораздо большего дома. К тому времени это уже трёхэтажное здание со срезанным углом и эркером на втором этаже.







В 1913 году дом приобрели братья Соломон Ильич и Иехиель Ильич Марголины. Один из них был купец 2-й гильдии, торговец драгоценными камнями, другой - врач. Дом было решено надстроить и реконструировать в соответствии с техническими требованиями времени. При перестройке здания в 1914 году А.Л. Лишневский сохранил основной каркас здания и даже эркер на углу, хотя изначально это не предусматривалось проектом.



Здание в стиле неоклассицизм, со строгими формами и элементами античности. Надстройка Лишневского выполнена в другом цвете. Она включает в себя «глубокие венецианские лоджии», множество вычурного декора: вазоны с женскими головками, различные маскароны, цветочные гирлянды, орёл со змеёй. Также окна каждого этажа имеют свой декор.












Сегодня мы увидели дома, разные по объёму архитекторской работы. Это и сделанные с нуля проекты, и переработки чужих проектов. Теперь становится понятно, что для Александра Львовича не существовало второстепенных заказов. К любой поставленной задаче он относился с одинаковой ответственностью и вниманием.

Будет продолжение, но теперь не скоро...

А.Л. Лишневский, архитектура, архитектор, архитектурный стиль, декор, Санкт-Петербург

Previous post Next post
Up