Придётся разбить запись на две части: первая будет информативная, вторая - легкомысленная.
Для того, чтобы лучше представлять местность, на которой находится Дворцово-парковый ансамбль, о котором пойдёт речь, прилагаю схему, скачанную с официального сайта парка. Подпишу только те объекты, которые буду описывать в своём рассказе.
1. Елагиноостровский дворец
2. Оранжерейный корпус (музей художественного стекла)
3. Конюшенный корпус
4. Фрейлинский корпус
5. Кавалерский корпус
9. Музыкальный павильон
Вначале покажу несколько осенне-дождливых фотографий. Они вполне атмосферные, поэтому, мне кажется, имеют право быть опубликованными. Погода в тот день была настолько недружелюбной, что обломанные и торчащие из воды деревянные сваи подчёркивают то давнее настроение, как нельзя лучше.
Правда, настроение кардинально изменилось, когда мы обнаружили, что не одни на острове
Оказывается, плохую погоду приятнее разделить с кем-то ещё, чем бродить в полном одиночестве. А хорошую - ни с кем делить не хочется, и толпы народу бесят до невозможности. В тот день я бы исключительно порадовалась демонстрации из цветных дождевиков и зонтов, но и один единственный художник вполне согрел мне душу.
Перед нами Елагиноостровский дворец (восточный фасад). Перейдём потихонечку к его истории.
Мишин остров. Название известно с 1711 года. Этимология такова: согласно легенде, группа солдат, производивших здесь разведку, встретила на острове медведя... Вот и вся история. Были у острова до и после также и другие названия, а вот прижилось и сохранилось до наших дней название, которое считалось когда-то неофициальным, известное в народе под именем Елагин.
У графа Г.В.Орлова в 1817 году здесь была выкуплена территория, где предполагалось построить новую летнюю резиденцию для вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Автором проекта и главным архитектором был назначен малоизвестный тогда в Петербурге К.И. Росси, которому покровительствовала императорская семья, знавшая его с юных лет. Из обветшавшего усадебного дома графа И.П. Елагина и заросшего парка он создал великолепный дворцово-парковый ансамбль.
Елагиноостровский дворец. Западный фасад, обращенный к Масляному лугу.
Архитектор сохранил фундамент, подвалы и старые кирпичные стены елагинского особняка, но увеличил объем нового дворца за счет надстройки третьего этажа и купола, венчающего здание. Он полностью изменил фасады, применив пышный и парадный коринфский ордер. Центральную часть главного западного фасада, обращенного к Масляному лугу он выделил шестиколонным портиком, а восточного, с видом на реку и Каменный остров - выступающей полуротондой. Углы дворца обрамлены портиками с фронтонами и сдвоенными колоннами. Оба парадных фасада имеют широкие эффектные лестницы, спускающиеся в парк.
А вот и лето, вот и солнце. В дальнейшем плазменный шар не покинет нас ни на минуту. Ручаюсь.
Декор восточной парадной лестницы
С восточной стороны лестницу украшают великолепные полутораметровые вазы из каррарского мрамора, выполненные в мастерской скульптора Ф. Трискорни и чугунные корзины-цветочницы. Вазы желательно осмотреть со всех сторон, т.к. лепнина на них имеет разный характер.
Декор западной парадной лестницы
На западной лестнице установлены скульптуры львов, отлитые в 1822 году на Казенном чугунно-литейном заводе, на боковых пандусах можно увидеть чугунные шары. Лев недремлющий, охраняющий вход во дворец, часто встречающаяся скульптура вообще. Лев, положивший лапу на шар, стал символом дворцово-паркового ансамбля на Елагином острове.
У вас есть версии по поводу того, зачем лев держит лапу на шаре? Моя версия самая простая. Царственная природа львов сама по себе подчёркивает статус дворца, а также о монархической власти хозяйки дома говорит тот самый шар (держава), на который опирается лев.
Другая версия уже не моя, но она мне очень нравится. Львов любили устанавливать возле входных групп, т.к. издревле считалось, что эти животные спять с открытыми глазами, а значит, как нельзя лучше подходят для охраны дома. Чтобы лев всё-таки не уснул, одну лапу он держит на шаре. В случае, если животное задремлет, лапа скатится с шара, и лев тотчас проснётся.
Елагиноостровский дворец с видом на Масляный луг
Во внешнем облике здания Росси удалось сочетать пышную парадность императорского дворца и компактность усадебного дома. Цвет сохранён исторический, жемчужно-серый или, как тогда говорили, «перловый».
Кухонный корпус
Название корпус получил по своему назначению, некогда здесь располагалась кухня. Это двухэтажное в плане здание имеет форму полукруга. Восточный фасад оформлен портиком с декоративными вазами в нишах. Южный фасад декорирован четырнадцатью скульптурами, изображающими античных богов и героев, выполненными из пудожского камня скульптором С. Пименовым. В центральной части фасада расположен шестиколонный портик дорического ордера с массивными воротами, закрывающими вход во внутреннюю часть здания. Снаружи Кухонный корпус не имеет ни одного окна. Все окна выходят во внутренний дворик, который в XIX веке был вымощен булыжником. Здание построено таким образом, что солнце никогда не попадает в помещения, предназначенные для приготовления и хранения пищи. При этом догадаться об утилитарном назначении сооружения невозможно. Своим видом здание украшает парковую композицию.
Глухие стены Кухни, обильно декорированные скульптурой. Артемида, Вакх, Юнона, Флора
Оранжерейный корпус
Оранжерею построили еще при И.П. Елагине. Архитектор К.И. Росси перестроил здание. Сохранив старые каменные стены, по-новому декорировал фасады, изменил планировку, сделав ее симметричной. В центральном зале оранжерейного корпуса была коллекция редких растений. К залу примыкали оранжерея и два двухэтажных флигеля, пристроенных с западной и восточной сторон. Восточный флигель, где находились жилые комнаты наследника, назывался «наследницким», западный - там располагались великие князья - «великокняжским».
Стены южного фасада оранжерейного корпуса застеклены. В декоративном оформлении фасадов использованы чугунные гермы, выполненные по эскизам К.И. Росси скульптором С. Пименовым и отлитые на Санкт-Петербургском литейном заводе.
Конюшенный корпус
Двухэтажное здание подковообразное в плане. Оно состоит из главного фасада с пропилеями, соединяющими два симметричных флигеля. В них размещались флигель-адъютанты и свита императрицы. В остальной части здания квартировали конюшенные офицеры, камер-казаки и конюхи. В полуциркульной части здания хранились зерно, сено, находились кареты и стойла для лошадей. Таким образом, Конюшенный корпус состоял из жилых и хозяйственных помещений. Конюшенный корпус - ещё одно украшение архитектурного ансамбля, в котором нельзя угадать настоящее предназначение.
Дом смотрителя и гоф-фурьера
Постройка Кавалерского корпуса имеет каменный первый этаж и два деревянных. Завершено строительство двухэтажного здания по проекту Шарлеманя было в 1836 году. Здание Кавалерского корпуса по стилю перекликается с домом для садовника Питера Бука, который строился по проекту архитектора К. Росси.
Важная персона, клумбный кот, потому что проживал под клумбой.
Фрейлинский корпус
Изначально здание было одноэтажное на высоком цоколе из Путиловской плиты и в плане имело П-образную форму. Серьезно пострадало от наводнения 1824 года. Перестраивалось архитектором Л.Б. Шарлеманем. После обследования 1851 года здание было полностью разобрано и вновь выстроено уже по проекту Р. Кузьмина. По проекту сохранялась принципиальная россиевская планировочная схема с восемью оконными проемами и дверьми в центре по фасаду. Над тремя оконными проемами от угла здания был надстроен 2-й этаж, который продолжался вдоль боковых крыльев. Объемы вторых этажей связал балкон с балюстрадой. В ходе строительства был достроен на 2-м этаже еще «небольшой мезонин» и частично изменен внешний облик фасадов в сторону упрощения.
Очень колоритная и живописная одноэтажная хоз. постройка возле Фрейлинского корпуса
Музыкальный павильон
Странное дело, я его впервые увидела только в этом году. Никогда на глаза не попадался. Построен в 1826 году. В плане павильон состоит из двух симметричных комнат. В центре его изящная, открытая полуротонда с колоннадой из натурального мрамора.
Как и все здания на острове, павильон богато декорирован скульптурным убранством в виде лепных карнизов, маскаронов и барельефных композиций. Вдоль фасадов расположены чугунные вазы-цветочницы, имеющие форму жертвенников.
Изначально предполагалось использовать помещение в качестве жилых комнат для дежурных офицеров. В конце XIX века в праздничные дни в павильоне стали проводить концерты.
За павильоном открывается живописный вид на Старый английский сад.
Да, островной парк, это не только архитектурный ансамбль, это ещё и большой пейзажный парк, включающий в себя Масляный луг; Рощу с вековыми дубами, липами, елями; Собственный сад императрицы, Старый и Новый английские сады.
Так в английском саду архитекторы искусно скомпоновали различные породы деревьев и кустарников, связали их с характером рельефа, водной поверхностью и «построили пейзажи», обладающие большой художественной выразительностью.
Один из самых живописных пейзажей сада - мыс Геракла. Здесь на возвышенном берегу на фоне густолиственных деревьев, на гранитном постаменте установлена статуя Геракла Фарнезского. Скульптура была установлена здесь в 1936 году. Предположительно, ее привезли сюда с одной из дач соседнего Каменного острова.