На выходной едем в Марфино. Добраться до места можно с Савеловского вокзала. Нужно доехать на электричке до станции Катуар, затем пересесть на автобус №37 и ехать до конечной остановки. Время в пути от порога до порога у нас занимает 1 час 15 минут. Территория усадьбы сейчас принадлежит Министерству обороны, здесь находится санаторий. Наконец-то возле КПП поставили кассы, и пройти в усадьбу больше не является проблемой. Билет на вход стоит 50 рублей. Но по-прежнему, для получения пропуска на территорию, нужен паспорт, не забудьте взять с собой документы.
Санаторий здесь находился с тех пор, как имение было национализировано, то есть с 1918 года.
Площадь на которой мы сейчас находимся, обзавелась новыми жилыми корпусами, объединёнными внутренним переходом с физкультурно-оздоровительным комплексом и бассейном, в период с 1990 по 2009 гг. Но мы приехали посмотреть усадьбу дореволюционного периода, поэтому сразу направляем взгляд на два невысоких здания, похожих друг на друга как братья близнецы.
Восточный и западный корпуса псарни
Поверить в утилитарность этих построек очень сложно, но факт остаётся фактом.
Подмосковной дворянской усадьбой с охотничьими угодьями последовательно владели боярин Василий Петрович Головин, дьяк Василий Щелкалов, думный дьяк Семён Заборовский. Первое упоминание об усадьбе Марфино относится к 1585 году. Каждый из хозяев привнёс что-то своё в развитие усадьбы. Так, при боярине Заборовском на реке Уча строят плотину. Из-за этого появляются три пруда. В 1698 году владельцем имения становится князь Борис Голицын. По его приказу здесь разбивают парк во французском стиле и строят церковь Рождества Богородицы. Мы её увидим позже. Следующий важный этап в истории Марфино связан с древним дворянским родом Салтыковых. Фельдмаршал Пётр Салтыков построил на берегу пруда двухэтажный каменный дом в стиле барокко с флигелями, а также небольшую зимнюю церковь Петра и Павла. После его смерти сын Иван Салтыков продолжил работы по обустройству имения. Главной страстью Ивана Петровича была охота, которой он посвящал всё свободное время. Именно тогда, в 1780-х годах в Марфино появились здания псарен.
При Иване Петровиче Салтыкове Марфино стало образцовой дворянской усадьбой екатерининской эпохи с парком, псарнями, конным и каретным дворами, оранжереями с экзотическими растениями, зверинцами. В имении собиралось высшее московское общество, устраивали грандиозные балы и концерты с участием европейских музыкантов. Гости выезжали на псовую охоту, участвовали в театральных представлениях.
Сама русская усадебная охота представляла собой некое театрализованное действо для высшего класса. Стаи составлялись не только по физическим характеристикам собак, но и по голосам. Такой подбор считался настоящим искусством, и за ценную собаку платили огромные деньги. Профессиональные псари являлись высокообразованными ветеринарами, дрессировщиками и заводчиками одновременно. Они должны были дрессировать, воспитывать и лечить питомцев.
По некоторым данным в Марфинских псарнях содержалось до 1000 охотничьих собак, к которым было приставлено порядка 60-ти профессиональных псарей.
Здания построены в стиле зрелого классицизма. Окна на северном фасаде помещены в большие ниши, над проемами первого этажа расположены прямоугольные филенки. Если обойти здания вокруг, то мы увидим, что главный южный фасад украшен восьмиколонным портиком тосканского ордера. Колоннам на плоскости стены отвечают пилястры.
Здания псарен завершали архитектурную композицию усадьбы, открывающуюся с парадного двора.
Будем продолжать двигаться от конца к началу, раз уж мы попали в усадьбу не через главные въездные ворота, а с «чёрного хода».
Во время Отечественной войны 1812 года усадьбу разграбили и частично сожгли французы. Потом владельцами Марфино становится семья Орловых. К 1820 году граф Владимир Орлов восстановил главный дом, а также построил кузницу, небольшой кирпичный завод, столярную мастерскую. Когда усадьба перешла к его дочери Софье Паниной, та затеяла масштабную перестройку. Для этого она пригласила одного из лучших архитекторов того времени - Михаила Быковского, который создал архитектурный ансамбль в средневековом стиле. На территории появились въездные ворота, арочный мост, спускающиеся к пруду террасы.
Главный дом в усадьбе Марфино, северный фасад
Главный дом в усадьбе Марфино первоначально сооружён во второй половине ХVIII века. Но, как я уже сказала, когда в усадьбе находились французские солдаты, здание было разрушено. С севера к усадебному дому примыкают два флигеля, построены в 1820-х годах по проекту крепостного архитектора Фёдора Тугарова. Тогда же восстанавливался и главный дом.
Западный флигель усадебного дома
В конце 1830-х гг. дворец был реконструирован по проекту архитектора М.Д. Быковского. Здание подверглось снаружи существенной перестройке. Были сделаны контрфорсы с фиалами, сооружены две башенки на южном фасаде и балкон между ними, устроены зубчатые парапеты по всему периметру здания, созданы лоджии на северном фасаде, сделаны новые оконные переплёты.
Двухэтажное кирпичное, оштукатуренное здание на белокаменном цоколе выстроено в стиле псевдоготики. Протяжённый прямоугольный в плане объём ориентирован по оси «восток-запад», имеет повышенную центральную часть.
Композиция северного фасада имеет пятичастную структуру. Центральный ризалит расчленён высокими, охватывающими два этажа стрельчатыми нишами, в которые вписаны прямоугольные проёмы первого и второго этажей. Центральный нижний проём - входной. Декоративно решено завершение ниш, заполненное лепными розами со свисающими гирьками. Боковые крылья разделены контрфорсами на три равные части в две оси каждая. Соединяющие центральный ризалит с боковыми крыльями застеклённые лоджии-галереи являются одним из самых эффектных художественных акцентов на фасадах памятника. Объединённые между собой архивольтами три проёма первого этажа и пять второго, заполненные «готическими» переплётами, образуют лёгкие ажурные галереи.
Северный фасад выходит на парадный двор.
Южный фасад (главный)
Ризалит на южном фасаде выделен трёхэтажными пятигранными башнями, между которыми во втором этаже устроен балкон. Боковые крылья протяжённых фасадов расчленены контрфорсами. На главном фасаде в центре первого и второго этажей помещено три высоких стрельчатых проёма, рисунок переплёта которых отличается «готической» формой. Балкон, опирающийся на крестовые своды, образует «висячую» стрельчатую аркаду с импостами-гирьками.
Башни членятся междуэтажными тягами, образующими архивольты над окнами. Архивольты повторяют форму перемычек проёмов - полукруглую в первом этаже и стрельчатую - во втором. Переплёты этих окон также имеют «готический» характер.
Боковые крылья решены значительно скромнее и строже. Окна первого этажа - прямоугольные, обрамлённые наличниками с «ушами». Во втором этаже окна двух боковых секций - арочные, объединены архивольтами. В секциях, прилегающих к башням, окна второго этажа - прямоугольные, декорированы навершиями в виде скоб. Над венчающим карнизом всего фасада проходит зубчатый парапет.
Вдоль западного торца здания проходит подъездная дорога от моста к парадному двору.
Подъездные ворота со сторожевой башней
Белокаменные ворота и кирпичная сторожка выстроены в стиле псевдоготики. Однопролётные ворота стройных пропорций образованы двумя пилонами, несущими архитрав. Изысканная профилированная внутренняя арка ворот имеет двухлопастное завершение с килевидным архивольтом.
С востока к воротам примыкает краснокирпичная башня-сторожка. Завершается башня белокаменным парапетом с квадратными «бойницами», под которым проходит карниз с крупными «сухариками». Эти постройки также выстроены по проекту архитектора М. Быковского.
Перед южным фасадом дворца, мастерски используя ландшафт, архитектор Михаил Быковский создал три террасы, спускающиеся к пруду. Парапеты оформлены белокаменными цветочницами с крокусами, на верхней террасе высажен девичий виноград.
Лестничный сход с террас украшает фонтан «Дети и дельфины» работы российского скульптора итальянского происхождения Ивана Витали. У подножия лестницы возлежат грифоны - крылатые существа с туловищем льва и головой орла.
А вот и Красный мост, а вернее Большой мост, Малый мост и Переходная галерея
Представьте, кареты многочисленных гостей поместья останавливались перед галереей моста, где их встречал духовой оркестр из крепостных музыкантов, играющих на рожках красивые мелодии. Гости пересекали Учу по мосту и прибывали в усадьбу по Рыцарской аллее через парадные белокаменные ворота.
Мост был построен на этом месте в 1770-е гг. А в 1839 г. капитально перестроен архитектором М. Быковским.
Кирпичное сооружение в стиле псевдоготики состоит из двух арочных пролётов, расположенных почти под прямым углом относительно друг друга, между которыми со стороны главного фасада устроена крытая сквозная галерея.
Галерея поднята на глухую стену и фланкируется по сторонам прямоугольными башенками. Аркада галереи опирается на гранёные столбы с базами и капителями. Южный и северный фасады башенок прорезаны крупными арочными проёмами. С юга проёмы делятся витой пустотелой колонкой на две части.
Галерея прикрыта системой крестовых сводов, пол вымощен белокаменными плитами. Над проёмами, ведущими из галереи в башенки, помещены закруглённые щиты, поле которых занято крестом.
Мост и галерея на данный момент находятся в плачевном состоянии.
Главный усадебный дом, расположенный на верхней террасе партера, возвышается над большим прудом
Восточный торец здания обращён в сторону регулярного парка
В глубине парка стоит памятник ротвейлеру Султану, любимой собаке графини Паниной
Вообще, парковая зона достаточно большая, с липовыми аллеями, маленькими водопадами, прудами и каналами, через которые переброшены каменные мостики. В парке сохранились беседки, построенные в XVIII веке при Салтыковых.
Одна из них - в форме полуротонды с куполом - служила музыкальным павильоном
Белокаменная постройка в стиле зрелого классицизма представляет собой полуротонду. Поставлена на единый цоколь. Четыре тосканские колонны несут антаблемент, на углах композицию замыкают сложные по конфигурации сечения пилоны, между которыми перекинута высокая арка.
Пространство павильона перекрыто полусферическим куполом, над полом возвышается ступенька-сиденье, проходящая вдоль вогнутой цокольной стенки. Архитектор сооружения Н.А. Львов
Другая беседка двухъярусная со статуей Аполлона Бельведерского. Беседка «Миловида»
Стиль: зрелый классицизм. Архитектор Н.А. Львов. Во внутреннем пространстве нижнего яруса вписана восьмиколонная ротонда. Белокаменные колонны тосканского ордена, соединённые между собой арками, несут купольный свод. Нижний ярус несёт открытую ротонду завершённую купольной кровлей. Верхний ярус беседки образован восемью колоннами ионического ордена, на которые опирается антаблемент с купольным сводом. Волюты с рвами между ними составляют основу композиции капители. Свисающие с волют грозди винограда и поясок акантовых листьев в завершении капителей придают им нарядность.
Согласно легенде, граф Иван Петрович Салтыков построил беседку для своей жены Дарьи Петровны в честь годовщины их свадьбы. Когда-то они отмечали это событие в Усадьбе. Спустя много лет граф Салтыков решил повторить былое. Он придумал большое театральное действо на территории парка, для которого были построены натуральные декорации, а сама беседка служила алтарём. Действие начиналось большим концертом у музыкальной беседки и заканчивалось в ротонде «Миловида», где всё повторяло атмосферу торжества.
Когда-то на второй ярус беседки можно было подняться, чтобы обозреть просторы усадьбы, теперь данной привилегией может пользоваться только Аполлон. Причём раньше скульптура Аполлона Бельведерского стояла в парке, а в беседку ее поместили в 1950-е г., во время реставрационных работ, проводимых здесь. Сделано это было ради целостности и сохранности скульптуры, так как к тому времени из парка усадьбы уже исчезла мраморная скульптура Амур и Психея. Чтобы подобное не повторилось, решили Аполлона пристроить повыше и понадёжнее. Обе скульптуры были привезены из Италии в период владения усадьбой графом Паниным, в середине XIX века.
В юго-западной части усадьбы расположены две церкви. Одна из них - церковь Рождества Пресвятой Богородицы
К сожалению, я не смогла подобрать нормальную точку съёмки. Снимала очень близко от церкви, ракурс получился агрессивный, со вздыбленными фронтонами, крышу почти не видно. Но я надеюсь, по фото можно всё-таки оценить формы, в которых был выстроен храм, и рассмотреть детали.
Церковь Рождества Богородицы построена в 1701-1707 годах по проекту крепостного архитектора Владимира Ивановича Белозёрова. Это крестчатое в плане центрическое здание увенчано широким световым барабаном; последний завершается куполом с небольшой главкой. Здание украшено коринфскими пилястрами с резными белокаменными капителями. Окна декорированы строгими белокаменными наличниками.
Н.К. Квятковская, написавшая книгу об усадьбе Марфино, так представила архитектурные особенности этого храма: «Постройка весьма оригинальна для московского зодчества начала XVII века. Если в общей композиции и отдельных деталях можно найти отголоски архитектуры «московского барокко», то в характере замысла, трактовке отдельных форм и применении ордера видны новые тенденции, характерные для архитектуры петровского времени».
Необычно и интересно решено Белозеровым внутреннее пространство храма. В центре по кругу он поставил четыре монументальные пилона, поддерживающих световой барабан, что не имеет аналогов. По преданию, Б.А. Голицын остался недоволен постройкой, так как пилоны заметно уменьшили внутреннее пространство церкви. За самовольное изменение проекта он велел высечь розгами крепостного архитектора. Сердце немолодого уже зодчего не выдержало, то ли побоев, то ли унижения. Вскоре он скончался. Достоверна эта история или нет, доподлинно не известно.
Рядом находится небольшой каменный храм святых апостолов Петра и Павла
Построен храм при Иване Петровиче Салтыкове, в 1777 году. Принадлежит к редкому для конца XVIII столетия типу церкви «под звоном». Центральную часть составляет двухсветный ротондальный объем. Со всех четырех сторон церковь окружена симметричными выступами: алтарной полукруглой апсидой - с востока, прямоугольным притвором - с запада, и ризалитами с боковыми входами - с юга и севера. Нижние окна ротонды - полукруглые, высокие, обрамлены простыми наличниками с козырьками; над ними прорезаны окна второго ряда - маленькие, квадратной формы; наличники верхних и нижних окон смыкаются, как бы сливаясь в один. Над полукруглыми завершениями дверных проемов также прорезаны небольшие окошки, но не квадратные, а прямоугольные, расположенные попарно над каждым входом. Венчает ротонду восьмигранный, перекрытый куполом барабан, служивший колокольней. Имя архитектора история не сохранила.