Когда начала коллекционировать сов северного модерна в Санкт-Петербурге, попутно высматривала птиц в Москве, и расстраивалась, что их в столице в разы меньше. Но, на самом деле, это не совсем так. В Москве сова тоже прекрасно прижилась и даже неплохо себя чувствует, т.е. в хорошей сохранности, на большинстве старинных фасадов. Что такое сова в архитектуре, какие тайные функции она несёт, что символизирует - всё это мы уже обговаривали в предыдущих записях, рассматривая ночную птицу в Санкт-Петербурге. Теперь рассмотрим сов в Москве.
Доходный дом Бочаровых
Здание построено в 1903 году по проекту известного московского архитектора Льва Кекушева для семьи зажиточного крестьянина Фёдора Бочарова. Причём в творчестве Льва Кекушева не так много примеров постройки доходных домов. Но это один из них.
Дорогие многокомнатные квартиры в доме Бочаровых, отделанные по последней моде того времени и оборудованные всеми удобствами, предназначались для состоятельных съемщиков - крупных коммерсантов, адвокатов, профессоров, инженеров, врачей, артистов.
Четырехэтажное здание, фасад которого построен на чередовании фактурных вертикалей: облицовка кремовой керамической плиткой и оштукатуренные гладкие пространства между ними. Такое чередование характерно для многих построек Кекушева. Уникальный авторский почерк архитектора здесь проявляется также в изящной прорисовке окон эркеров, а также в необычном, ни на что не похожем, лепном декоре: на фасаде можно увидеть оригинальные египетские мужские маски в подоконных панно и фризе, а выступы эркеров поддерживают необычные консоли - великолепные скульптуры сов с распахнутыми крыльями. Когда-то аттики здания венчали вазоны, но, к сожалению, они не сохранились до наших дней.
Чего вы не найдёте на фасаде, так это знаменитых кекушевских львов, которые красуются на других домах Льва Кекушева, как подпись архитектора.
Посмотрите ещё раз на это здание. Интересно, что дом братьев Бочаровых перестраивался в 1906 году архитектором К.Ф. Буровым. С правой части дома была сделана пристройка к основному зданию. Она в точности повторяет стиль основной постройки. «Возможно, что заказ на пристройку поступил от владельцев дома все тому же Льву Кекушеву, а тот передал его своему помощнику».
Анастасьинская рукодельная школа (слева)
Переулок достаточно узкий, как видите. Рассмотреть такие высокие дома не легко, но мы постараемся. Полное название дома изначально звучало так: «Первое Городское Анастасьинское училище рукоделия (Городская рукодельная школа имени великой княжны Анастасии Николаевны)». Это была благотворительная школа для девочек, ее назвали в честь младшей дочери Николая II. Школа была построена в 1908 году по заказу В.О. Гаркави и А.И. Угримова. Автор проекта - гражданский инженер А.Н. Зелингсон (1867-1919) - известный архитектор, работавший в стиле неоклассицизма с элементами модерна. Эти направления были наиболее популярны и востребованы тогда в застройке города.
Сразу обращаем внимание на сову, украшающую фронтон здания. Причина появления её на рукодельной школе не очевидна с первого взгляда. Но обратимся к древнегреческим поэтам. Гомер упоминает, что Афина сама изготовила свою одежду и одежду Геры, а также обучила феакиянок ткацкому искусству. Гесиод говорит, что Афина изготовила платье для Пандоры. И, наконец, из древнегреческой мифологии мы знаем, что Афина - не только богиня справедливой войны и победы, а также богиня мудрости, знаний, искусств и ремёсел. Так что спутница Афины - сова, как покровительница ткацкого ремесла, не случайно оказалась на фасаде.
Также в этой части фасада, над пилястрами (над левой), можно увидеть лепное изображение двух девушек возле швейной машинки. Правда для этого придётся очень напрячь зрение и пустить в ход всё своё воображение, но я уверяю, они там есть.
Если внимательно посмотреть на входную группу, мы заметим ещё один символ трудолюбия - пчелу. Пчёлы украшают лепные щиты, являясь геральдическим символом учреждения, т.е. оформление здания напрямую связано с его первоначальным назначением.
Главный фасад решен в неоклассическом стиле, имеет несимметричную двухчастную композицию, где использованы рустовка натуральным камнем, пилястры и рельефы. Левая часть фасада оформлена плоским ризалитом с фронтоном. Центральную украшает фронтон с лепным декором.
Что интересно, здание в наше время принадлежало дошкольному образовательному учреждению. Для Москвы это не типично, типично для Санкт-Петербурга, где детские сады занимают первые этажи исторических особняков, и это никого не удивляет. В Москве подобное помню только по фильму «Подкидыш», а фильм снимался ещё до Великой Отечественной войны. Так душевно и мило было, если бы здесь по-прежнему находился детский сад, но есть подозрение, что в здании что-то происходит, табличка департамента образовательных учреждений с дверей пропала. Появились государственные флаги...
Идём далее. Серое здание на заднем плане само подскажет, где мы находимся.
Но нас интересует то, что на переднем плане. Доходный дом Ивана Баскакова.
Дом был построен в 1909 году московским архитектором О.Г. Пиотровичем для московского домовладельца Ивана Степановича Баскакова. Архитектор Ольгерд Густавович Пиотрович известен строительством доходных домов среднего класса в Москве. По мнению доктора искусствоведения М.В. Нащокиной, работы О.Г. Пиотровича определили облик Москвы в начале XX века.
Нижний этаж и торец гладко оштукатурены, верхние этажи облицованы керамической плиткой «кабанчик» и украшены оригинальным лепным декором. Причём каждый этаж имеет свои украшения: над окнами второго этажа - раковины с листьями, над окнами третьего этажа - женские головки, обрамленные листьями и цветами, а над окнами четвертого этажа - совы с лентами.
Барельеф над входом
Небольшая неувязка. С 1910 по 1930 гг. в доме проживал известный художник К.Ф. Юон. Правда никаких табличек в связи с эитм фактом вы не найдёте. Зато рядом с входом появилась памятная доска, гласящая, что в этом доме в 1906 году жил Иван Бунин. И это ничего, что дом был построен в 1909 году. И теперь не понятно, то ли года перепутаны, то ли дома. Потому что по другому адресу, на Поварской улице, д. 26 - это тоже доходный дом Ивана Степановича Баскакова, и тоже построен архитектором О.Г. Пиотровичем, только в 1914 году. И в том доме, вплоть до своей эмиграции, с осени 1917-го до следующей весны проживал Иван Бунин, где им была услышана не «музыка революции, но какофония бунта», что послужило поводом для отъезда. А жил ли Бунин в доме с совами, который я показала, или нет, остаётся загадкой. Но памятная доска повешена, вот только память кого-то подвела.
Следующий адрес - доходный дом церкви Троицы на Грязех. Дом со зверями
Построен в 1908-1909 гг. по проекту архитектора Л. Кравецкого и инженера-строителя П.К. Микини.
Терракотовые барельефы, сейчас идёт реставрация дома и барельефы пока белые, фантастических животных, птиц и растений, выполнены художественной артелью «Мурава» по эскизам художника С.И. Вашкова - ученика Васнецова.
Образцами фантастических животных, птиц и деревьев послужили барельефы Дмитриевского собора во Владимире, который С.И. Вашков считал вершиной владимирского зодчества. Перекличка улыбающихся львов с владимирскими львами особенно хорошо видна. Однако это не копии знаменитых средневековых барельефов, а их образное прочтение с позиций эстетики начала XX века в нарочито укрупнённом масштабе и гротескной прорисовке.
А совы всем хорошо видны?
Первоначально дом был четырехэтажным с шатровыми башнями по краям. В 1945 году по проекту архитектора Б.Л. Топаза дом был надстроен еще двумя этажами. При этом пропал ряд верхних барельефов (над окнами четвёртого этажа), были уничтожены балконы второго этажа...
А эта деталь не имеет никакого отношения к первоначальному архитектурному решению, но совы-то есть.
Несколько лет назад на первом этаже была произведена реконструкция, в результате которой вместо окна сделали дверь, а к дому была пристроена лестница с совами в стиле модерн. В конце 90-тых - начале 2000-ных можно было всё, и даже такой ход, вернее, проход был позволителен. Куда только жильцы дома смотрели и чем им, интересно, рот заткнули? Сейчас, думаю, поднялся бы такой кипеш, если бы кому-то приспичило лицевую стену фасада ломать в историческом здании. В чью пользу история бы закончилась, всё равно, конечно, известно, но скандал был бы мировой.
Будет продолжение