Москва. Музей сословий России

Oct 23, 2024 12:46




Музей сословий России - это новая экспозиция Картинной галереи Ильи Глазунова. Открыт музей 12 июня 2017 года. Мы в нём побывали только в 2022 году, а вознамерилась написать об экспозиции я только сейчас, и то лишь по той причине, что во многих комментариях пишут, будто бы не все москвичи до сих пор знают об этой музейной площадке. Не беру на себя роль первооткрывателя, я даже экспозицию не очень подробно фотографировала, лишь то, что мне самой интересно и близко, но общее представление о музее можно по моим фотографиям получить. Будем считать, что я просто пишу отзыв.

Мне более всего был интересен 2 этаж, а всего их три. Но мы, как цивилизованные люди, не полезем сразу в окно второго этажа, а войдём через парадный вход и начнём осмотр с первого. «Первый этаж музея посвящен культуре дворянской России XVIII - начала XX веков. Он воссоздает уклад жизни дворянства в классических интерьерах усадебных анфилад, обставленных старинной мебелью, произведениями живописи и художественной бронзы, гравюрами, образцами общеевропейской моды того времени».




В пяти залах первого этажа, они расположены анфиладой, представлены шедевры западноевропейской живописи: Д. Винкбонс, Д. Досси, П. Морелсе, Л. Джордано, Дж. Панини, Ж.Л. Вуаль, Ф. Наполетано, К. Верне; и русской живописи: Д. Левицкий, В. Боровиковский, Ф. Толстой, М. Нестеров, В. Суриков, Т. Нефф, С. Жуковский, С. Колесников.




Платья, причёски, как я понимаю, из того же времени.










«Второй этаж, интерьеры которого вдохновлены убранством палат царя Алексея Михайловича, дает характеристику искусства Руси православной. Здесь перед зрителем предстанут произведения иконописи и деревянной храмовой скульптуры, меднолитые кресты, складни».

«Богоматерь с Младенцем», Васнецов В.М.; кон. XIX в.




Не скрою, тема собирательства икон мне очень интересна. Интересно, как тот или иной образ попал к коллекционеру, какова его история, кому принадлежал до этого. Иногда можно услышать просто фантастические рассказы. Что касается истории собрания произведений искусства из коллекции Ильи Глазунова, то сам художник в своих рассказах предстаёт то «русским богатырём», «то бурлаком на Волге», то «птицей Феникс».

«Равноапостольная царица Елена»; нач. XX в.




Несомненно, художнику свойственно жить в своём выдуманном мире. А мир Глазунова, в который он начал погружаться ещё в студенческие годы, - отечественная история и культура древней Руси. Отсюда любовь к былинам и сказкам, к которым постоянно идёт отсылка в разговорах с художником.
Первые, подаренные иконы, молодой ещё живописец, студент, привёз из Сибири. Дома, в Ленинграде, сразу же направился с ними в Эрмитаж к опытному реставратору Федору Антоновичу Калинкину. Он-то и дал студенту первые уроки по реставрации икон, их датировке, исходя из характерных признаков разных школ русской иконописи. В другой раз, в одном из сел Архангельской области, выпрошенную у председателя колхоза икону пришлось десять километров тащить на спине до ближайшего шоссе (по другой версии икону тянули вместе с женой на верёвках). Потом, когда она была отреставрирована, ее вешали на стену трое рабочих. Я не против, я тоже считаю, что в каждой истории должна быть легенда.

«Праведный Симеон Богоприимец»




Рассматривая иконы, не упустите из виду оформление интерьеров, роспись стен, где нижнюю часть, как в царских палатах или церковных залах, украшает пояс полотенец. Также интересны резные наличники, печи по старинному образцу с изразцовой плиткой, деревянная расписная мебель в русском стиле.




Нам предстоит увидеть большое число икон разных периодов и школ. Оно показывает и разнообразие и неповторимость самого явления иконы в России. Икона, написанная к примеру, в Ярославле во многом отличается от образа, созданного в пределах Архангельской губернии. Сегодня я не буду писать об отличительных особенностях стиля в разные периоды и в разных иконописных центрах. На эту тему у меня есть отдельные статьи. Скажу только, представленные фотографии икон показывают, что во все времена и на всей территории России образа писались высокого художественного качества и глубокой внутренней силы.

образ «Казанской иконы Божией Матери»




Леонид Леонидович Оболенский, потомок древнего княжеского рода, которого повстречал И. Глазунов в Минусинске, говорил, что от иконы нельзя ждать реализма в его понимании. «Задачей иконы не было изображать повседневную жизнь - мускулы, землю, леса, дома... Условность языка проистекает не от неумения, а от стиля. Тогда художник не живописал материальный мир, а создавал мир духовных понятий, нравственных категорий. Символов, если хотите, точнее - Евангельской Истины».

«Не рыдай Мене, Мати»; XVI в.




«Древнерусское искусство это тот мир, который должен открыть для себя каждый художник, тем более русский, - наставлял молодого живописца Леонид Леонидович. - Матисс приезжал в Россию, чтобы поучиться у наших иконописцев. Я помню, как он в Москве сказал, что Италия для современного художника дает меньше, чем живописные памятники древней Руси».

Но смотрите, смотрите, не буду вас отвлекать. «Пророк Илия в пустыне»; XVIII в.




«Богоматерь Владимирская»; XVI в.




«Троица Ветхозаветная (Гостеприимство Авраама)»; сер. XVII в.




«Святитель Николай Чудотворец»; кон. XVII в.




Общий план зала, где можно увидеть мебельный гарнитур с росписью по эскизам И.Я. Билибина к «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А.С.Пушкина




деревянные скульптуры «Богоматерь» и «Иоанн Богослов» (Распятие с предстоящими); кон. XVIII - нач. XIX в.




И всё-таки при том, что И.С. Глазунов передал в дар городу Москве свое личное собрание, которое складывалось в течение всей жизни художника, начиная со студенческих лет; он никак не ассоциируется у меня с тем же П.М. Третьяковым. Может быть дело в идее? Нет, не в идее самого собирательства, а идее дарения. Я уже рассказывала, с каким трудом доставались Глазунову те или иные экспонаты, которые он лично находил, подбирал, выпрашивал, вымаливал, покупал в поездках по стране или за её пределами. Все вещи художник реставрировал своими силами. Жена художника Нина Александровна Виноградова-Бенуа была превосходным реставратором. Да, иконы XV-XVI веков, или XVIII века - это всё произведения искусства уникальные. Но меня коробит фраза о том, что художник буквально вытаскивал иконы из огня в 60-ые годы. Из огня?! Имея другие сведения по книгам, фильмам, документальным расследованиям про «Достояние республики», «Шествие золотых зверей», «Двойной капкан», «И снова Анискин» (по книге там крадут именно иконы а не керамику), «Кража», «Сибирский Спас», сильно удивлена, если не сказать больше, что иконы жгли почём зря. Что же получается, все эти расследования и возвращение культурных ценностей стране - втирание народу про наши доблестные органы, которые стоят на страже сохранения культурного наследия? Какое наследие, если икона жглась, не считаясь за ценность? Так ли это? А как же Оружейная палата, исторические музеи, залы Эрмитажа и Третьяковской галереи с большим собранием икон. Значит всё-таки ценилась икона во все времена. Но к чему тогда эта скромно брошенная фраза про спасение произведений искусства из огня? «Когда творят хорошие дела, Нужна ли им пустая похвала?» (Алишер Навои). И да, «Мудрость желает одобрения, тщеславие требует похвал». (Пьер Буаст)

Последний зал второго этажа самый эффектный. Стилизована комната под убранство палат царя Алексея Михайловича (Тишайшего). И, как я поняла, здесь представлены иконы работы мастеров Оружейной палаты Московского Кремля.










Богоматерь Одигитрия (Смоленская); пер. ч. XVIII в.




Пророк Исайя; тр. ч. XVII в.




Зал прекрасен, приходите, наслаждайтесь. Важнейшая ценность этого собрания в том, что оно наглядно свидетельствует о непрерывности традиций, идущих от творчества первых иконописцев, начиная от знаменитого Алипия, работавшего в древнем Киеве, до ХХ века. А «Высшая похвала художнику - это когда перед его произведением забываешь о похвалах». Надеюсь, вы испытаете это чувство, стоя перед образами.

Снимала фрагмент расписной двери между залами. В кадр попал фрагмент иконы Богоматерь и апостол Иоанн Богослов; кон. XIX в. На лике Иоанна Богослова можно увидеть следы повреждений (от пуль или штыков).




При желании можно выйти в огромный зал с высоким куполом, объединяющий боковые флигели здания. Там представлены портреты всех царственных особ от Петра I до Николая II. Если вы даже не интересуетесь портретами, любопытно увидеть сам зал, эффектный по своему строению. Но я отвлеклась на смотрительницу, и дома оказалось, что общий план зала не сфотографировала.




В переходах между залами репродукции картин А.Н. Бенуа, С.В. Иванова, В.М. Васнецова, Д.Н. Кардовского

Петербург при Петре I (А.Н. Бенуа 1912 г.)




Петр Великий (В.А. Серов 1909 г.)




Великий государь царь и самодержец всея Руси (С.В. Иванов 1908 г.)




Христиане и язычники (С.В. Иванов 1912 г.)




Торг в стране восточных славян (С.В. Иванов 1912 г.)




«Промыслы, обычаи и повседневность крестьянской России отражены на третьем этаже музея в убранстве избы, расписных санях и дугах, сундуках и ларцах, самоварах, прялках и народных костюмах более 20 губерний России».

Старинное зеркало с отражением в нём манекена в народном костюме










Экспозиция большая, но лучше вам увидеть её самостоятельно. Как я уже сказала, в музее представлены три сословия. По словам Ильи Глазунова именно на них, как на трёх китах, держится Россия.
Меня же интересовала именно коллекция икон, ради которых я и посетила музей.

музей сословий России, музей, отзыв, впечатления, Москва

Previous post
Up