Данная статья является текстовой версией доклада, который был сделан Альбертом Завьяловым на заседании клуба "Искатель" 9 ноября 2024 года.
Кыштым. Объекты древней высокоразвитой культуры.
Предисловие
Город Кыштым находится в Челябинской области у восточных склонов Уральских гор. Годом основания Кыштыма считается год пуска Никитой Никитичем Демидовым Верхнекыштымского чугунолитейного и Нижнекыштымского железоделательного заводов - 1757 г. Строительство заводов началось в 1755 г. Естественно, перед строительством этих объектов была проведена некоторая подготовительная работа.
В 1754 г. Демидов Н.Н. купил кыштымские земли у башкир. 21 сентября 1755 г. Демидовым было получено разрешение бергколлегии на строительство заводов. На момент начала строительства была проведена разведка местности с изучением географии, ландшафта, поиском предполагавшихся месторождений железных руд на близлежащих землях. Результаты этой работы были отражены на чертеже, выполненном берг-гешвореном Афанасием Кичигиным в мае 1755г.:
Рис. 1. Чертёж Афанасия Кичигина, май 1755г. Местность по руслу реки Кыштым, где предполагалось строительство чугунолитейного и железоделательного заводов.
В пояснениях к чертежу указывалось, что «между горами, где быть плотине по исподу (по низу) расстоянием 34 (сажени), а по верху ежели плотина будет поднята на 15 аршин (10,65м), то длиною оная будет 50 сажен (106,68м для «петровской» сажени). И разлив того пруда имеет быть весьма пристойной, и тою водою действительно две домны с пристойным числом молотов содержать будет можно и с излишеством. По построению того завода и действительному содержанию по близости того места вокруг, и вдали по выше писаным речкам прилегло красных, то есть сосновых, лесов довольно: между которыми находится отчасти и березник на уголь и дрова годный.
Также и на рудниках при ниже писаных литерах (на чертеже), в раскопанных копях по бокам и вглубь железных руд состоит довольно. И ежели оный построится, то рудами и лесами без оскудения в том каслинскому заводу имеет быть удовольствован».
Далее перечисляются четыре рудопроявления, находящиеся в 13 - 15 верстах от предполагаемого места завода, которые в будущем могли быть источниками железной руды для кыштымских заводов. О том, сколь велики разведанные запасы руды, ничего не пишется. Но скорее всего в середине 18в. при отсутствии мощной буровой техники и методов геодезической разведки серьёзная работа по точному определению количества руды в месторождении была невозможна. Кроме того, даже сегодня нам известны в данном районе лишь проявления железных руд с довольно малым содержанием железа. В основном это т.н. «болотная руда», т.е. бурый железняк, лимониты. Это достаточно важный вопрос, т.к. очевидно, что закладывать сразу два завода по получению и переработке железа в одном месте можно было лишь при условии изобилия сырья. Очевидно, что, условно говоря, если сегодня мы работаем, а завтра сырьё для переплавки закончится, то послезавтра все эти заводы станут никому не нужными. Значит железа должно было быть очень много.
Получается, что даже не имея точного знания о мощности железорудных залежей, Демидов строит в одном месте сразу два завода, опираясь лишь на количество открытых рудопроявлений, да на интуицию и опыт рудознатцев. Возможно, конечно, но как-то несколько сомнительно. Однако, возможно, что имелся и ещё какой-то источник металла, не учтённый в официальных документах, либо заботливо вычищенный из них позднее. Такой источник, как показывает практика, вероятно был. И, хотя данная статья не об этом, думаю, далее станет понятно, что это мог быть за источник.
Итак, продолжим знакомство с территорией города Кыштым, возникшего вокруг заводов, построенных на реке Кыштым. При установке плотины по руслу реки Кыштым в том месте, где ставился Верхнекыштымский чугунолитейный завод, русло реки оказалось запружено и разлилось, создав т.н. Кыштымский пруд.
Фактически город рос вокруг этого пруда. И сегодня Кыштым своим видом с высоты птичьего полёта напоминает Венецию (фото 2). Широкие водные пространства, острова, мосты создают неповторимое, уникальное лицо старинного уральского промышленного города. А силуэты Уральских гор на заднем плане дают великолепное обрамление для всей картины.
Если же взглянуть на спутниковые снимки Кыштыма (фото 3), сразу бросается в глаза обилие островов и мостов, соединяющих эти острова с материком. Нельзя также не отметить тот факт, что значительная часть внутригородской береговой линии несёт отчётливые следы рукотворных преобразований в виде массы совершенно прямолинейных участков. По сути такая картина наблюдается на всей своей протяжённости внутригородского участка реки Кыштым. Появление строго прямолинейной береговой линии в природе маловероятно, ибо естественные элементы природного рельефа практически никогда не идут по прямой. Всегда есть изгибы в ту или иную сторону. Поэтому, если мы видим берег, простирающийся прямолинейно, как стрела, можно быть уверенным, к такой его форме приложил руку человек. Именно такую картину мы наблюдаем в городах, расположенных вокруг рек.
И в этом нет ничего удивительного. Но есть в этом столько совершенства и труда… А ещё закрадывается мысль - когда это у демидовских рабочих было время заниматься выравниванием береговой линии огромного пруда и островов, строительством мостов и дамб, соединяющих острова с материком, если на заводах продолжительность рабочей смены составляла от 11 до 15 часов при шестидневной рабочей неделе и сплошном ручном труде? Бульдозеров с экскаваторами у них не было.
Фото 2. Город Кыштым с высоты птичьего полёта. Источник фото - интернет.
Конечно, за 267 лет существования города было время, когда производительные силы нашего общества были чрезвычайно велики. Например в Советском союзе. Однако, в советское время, насколько известно, не производилось столь широкомасштабных работ по преобразованию береговой линии Кыштымского пруда. И всё же при взгляде на тщательно выровненные спрямлённые участки берега закрадывается мысль о применении в прошлом мощнейших усилий для освоения этой территории.
Есть и ещё один факт, говорящий в пользу того, что в прошлом эта местность подвергалась серьёзному инженерно-строительному совершенствованию. Недавно один из кыштымских краеведов проделал следующую работу: он пересёк в нескольких местах кыштымский пруд в его средней части, одновременно проводя эхолотом измерения глубины пруда по линии прохода. Оказалось, что по мере продвижения от берега к старому руслу реки, пролегающему сегодня по дну пруда, понижение уровня дна идёт постепенно. Однако, по достижении русла уровень дна резко уходит вниз, образуя практически вертикальную стенку. Затем идёт довольно ровное дно, а по достижении противоположного берега русла также резко, почти по вертикали дно поднимается к верху и далее идёт к берегу обычным порядком, постепенно поднимаясь к урезу воды. Таким образом, получается, что русло реки Кыштым, скрытое сегодня под водой, на каком-то своём участке представляет собой канал прямоугольного сечения. Невозможный в природе, но совершенно естественный в случае его рукотворного происхождения.
Фото 3. Город Кыштым (спутниковое фото) и кыштымский пруд. Спрямлённые участки береговой линии обозначены линиями жёлтого цвета.
Совершенно точно можно сказать, что ни в какой момент во всём обозримом прошлом ни при царском правительстве, ни при советской власти, ни тем более в рамках Российской федерации после 1991 года не проводилось работ по преобразованию русла реки Кыштым в канал наподобие петербургских.
Этот факт ещё больше заставляет задуматься о том, что местность, на которой Никита Демидов заложил свои заводы и город Кыштым, в прошлом уже несла следы каких-то более древних и очень серьёзных преобразований. Преобразований, выполненных с использованием очень больших технических и трудовых ресурсов. А отсюда возникает вопрос: а нет ли вокруг нас в Кыштыме каких-либо других фактов, свидетельствующих о присутствии на территории Кыштыма культуры, обладавшей высокими техническими возможностями, но как-то совершенно «случайно» оставшейся незамеченной нашими историками и археологами? В связи с этим попробуем рассмотреть ряд объектов известных давно и открытых недавно. Быть может что-то прояснится…
Вода из кыштымского пруда вытекает через два канала - северный и южный. Расстояние между входами в каналы составляет около 380м. Протяжённость канала, проходящего к северу от Кыштымского машиностроительного объединения (бывший Верхнекыштымский завод Демидовых), около 490м. Протяжённость южного канала (протекает под цехом завода) составляет около 650м.
Фото 4. Береговая линия в районе Кыштымского машиностроительного объединения (Верхнекыштымского завода), каналы и русло реки Кыштым.
В районе стадиона Металлург каналы сходятся в общее русло и река Кыштым несёт свои воды далее, к озеру Большая Нанога.
Глава 1. Блоки на северном канале.
В 2021 г. при реконструкции русла северного канала (канал 1 на схеме «фото 4») из стенок или со дна канала были извлечены четыре больших каменных блока. Масса их была такова, что их перемещением решили не заниматься, а оставили их прямо у дороги, рядом с каналом, откуда они были извлечены (фото 5).
Фото 5. Каменные блоки, извлечённые из канала 1.
Рис 6. Расположение блоков около северного канала 1 в Кыштыме.
Геометрические параметры блоков и их массы (при плотности кварца около 2,65 т/м3 таковы:
1 блок - высота 0,81 м, длина 1,30 м, ширина 1,08 м, объём 1,14 м3 (масса около 3,02 т);
2 блок - высота 0,93 м, длина 1,30 м, ширина 1,20 м, объём 1,45 м3(масса около 3,84 т);
3 блок - высота 0,80 м, длина 1,84 м, ширина 0,95 м, объём 1,40 м3(масса около 3,71 т);
4 блок - высота 0,51 м, длина 2,10 м, ширина 1,09 м, объём 1,17 м3(масса около 3,10 т).
Сами блоки выглядят следующим образом:
Фото 7. Блок 1.
Фото 8. Блок 2.
Фото 9. Блок 3.
Фото 10. Блок 4.
Однако данная находка была не из простых. Самым удивительным был материал, из которого были сделаны блоки. Это кварц. Даже не гранит. Во-первых, найти кварцевую жилу, из которой можно получить монолиты более метра в поперечнике - не самая тривиальная задача. Гранита вокруг огромные массивы. Бо́льшая часть Уральских гор сложена гранитом. Мощные массивы кварца встречаются нечасто. Правда, как раз здесь, недалеко от Кыштыма, есть такое место. Посёлок Слюдорудник. Поблизости от него существуют несколько полей кварцевых жил, которые вполне могли бы быть источником материала для таких блоков. Однако по официальной информации эти источники кварца были разведаны и начали эксплуатироваться лишь в середине 20 века.
Если демидовским мастерам надо было во что бы то ни стало устлать дно или стенку канала мощными каменными блоками, почему не воспользоваться гранитными? Прочность гранита такова, что такие блоки спокойно обеспечили бы прочное основание канала на много столетий. Однако, некто решил, что в этом месте непременно должны были быть использованы именно кварцевые блоки, хотя найти такой материал непросто.
Во-вторых, кварц значительно твёрже гранита. А значит, сложнее поддаётся обработке. Строго говоря, кварц твёрже большинства современных сталей. И вырубать кварцевые блоки по нескольку тонн весом из монолита - не самая простая задача для демидовских рабочих. Если верить официальной версии строительства демидовских заводов в Кыштыме, первые цеха строились из дерева. Ни о каком камне даже на основном производстве (я уже не говорю о вспомогательных объектах) и речи не было. Почему, собственно, первый завод вскорости и сгорел. И уже следующий завод был построен из кирпича. Опять же кирпич, но никак не гранит, а тем более кварц! Месить глину легче, чем искать мощные кварцевые жилы в горах, вырубать из них блоки по три - четыре тонны весом и обрабатывать их. Поэтому осмысленность и логичность решения демидовских мастеров о добыче кварцевых блоков для укладки их в канал более, чем сомнительна.
Наиболее логичным объяснением появления в канале кварцевых блоков может быть либо создание канала в далёком прошлом той культурой, которая не испытывала трудностей с добычей и обработкой камня любой редкости или твёрдости, либо случайное сбрасывание с поверхности в канал блоков, предназначенных для каких-то других целей, но опять же созданных не демидовскими мастерами в 18 - 19 вв. О том, какая сила могла сбросить их туда, мы можем только догадываться. Трудности же обращения с такими изделиями очевидны даже сегодня. Для того, чтобы просто увезти пару блоков общей массой более 7 т нужен КрАЗ грузоподъёмностью 10 т. Уже третий такой блок будет для КрАЗа лишним. В связи с этим вообще интересно было бы знать, как должны были демидовские рабочие перемещать такие блоки откуда-то с гор до канала? Причём лишь за тем, чтобы «похоронить» их в этом канале? Ни одна телега не выдержала бы трёх-четырёхтонный камень. Грузоподъёмность обычной телеги составляет порядка 750 кг. Не увезти даже один такой блок, ни даже треть блока… Даже если усилить оси, добавить колёс и лошадей, можно было бы, наверное, повысить грузоподъёмность раза в полтора-два. Но это не решило бы проблему перемещения таких масс. Можно, конечно, представить, что блоки катили на деревянных катках двадцать пять - тридцать километров откуда-нибудь от подножья горы Тёплой. Героически вырубили из кварцевой жилы, докатили с грехом пополам - и в канал! Абсурд.
Стоит отметить также, что организованная, системно налаженная добыча кварца в районе Кыштыма началась только при советской власти, в пятидесятые годы двадцатого века, после посещения этих мест академиком Ферсманом А.Е., обнаружившим большие залежи кварца в районе посёлка Слюдорудник. Посёлок находится в 12 км к юго-западу от Кыштыма. С учётом изгибов дороги, по которой можно было бы доставлять добытый в этом районе камень, расстояние увеличивается раза в два. Так что добыча кварцевых блоков, найденных в канале, в 18-19 веках не могла быть организованной и типичной. В лучшем случае непреднамеренной, случайной, и очень трудно представить, чтобы данные блоки были использованы для укладки в канал.
В связи со всем вышесказанным, думаю, самым логичным было бы предположить, что найденные в канале кварцевые блоки остались там со времён существования здесь, на кыштымских землях, народа, населявшего изучаемый нами город на озере Иртяш, на «Каменном месте». Отсюда, кстати, следует, что с большой долей вероятности и сам канал был создан тем же самым народом. А также следует отметить, что мысль рассмотреть сооружения, находящиеся ниже современного уровня земли, оказалась плодотворной и принесла, как мы видим, новые находки.
Глава 2. Блоки на южном канале.
Рассмотрим южный канал, проходящий под цехом Кыштымского машзавода, или, как он сегодня называется, «Кыштымского машиностроительного объединения». Пруд, разлившийся над руслом реки Кыштым, подходит с запада почти к самому первому цеху машзавода. Здесь начинается русло канала, идущее сначала под землёй и затем выходящее на поверхность у восточной стены заводского периметра.
Фото 11. Местонахождение южного канала (кнала 2) под цехом Кыштымского машзавода.
В 2023 г. южный канал также, как и северный (канал 2), проходил ремонт или реконструкцию. И на каком-то этапе оказалось, что процессу ремонта мешают такие же блоки, как и на канале 1. Из канала 2 были подняты и оставлены рядом с руслом канала три каменных блока объёмами около 1 м3 каждый. То есть их массы примерно равняются массам блоков из северного канала. При ближайшем рассмотрении оказалось, что эти блоки сделаны из разных материалов. Два блока состоят из гранита и один - из кварца. Ниже на фото 12 - можно видеть, как выглядят эти блоки.
Естественно встают вопросы о времени создания этих блоков, и о том, кто создавал эти блоки. Кроме того, логично предположить, что в руслах каналов осталось ещё немало подобных изделий. Крайне маловероятно, что ремонтникам удалось «выловить» единственные семь блоков, которые устилали дно или стенки каналов.
О чём точно можно было бы сказать, что эти блоки были уложены в каналы руками создателей этих самых каналов. Это подтверждается как местонахождением блоков, так и материалами и размерами этих изделий. Другие элементы конструкции канала мы рассмотрим несколько позже. А пока попытаемся понять, кто же так запросто укладывал в каналы блоки массами по 3 - 4 т в то время, когда все здания и сам завод строились деревянными.
Фото 12. Каменные блоки из южного канала (канал 2) около ограды машзавода.
Первое действие при изучении инженерно-строительных элементов, это поиск следов обрабатывающего инструмента и применявшихся технологий обработки камня. В случае с блоками с канала 1 было ясно лишь, что данные изделия создавались не для чистовой отделки и установки их в какие-то сооружения, видимые глазами. Отсутствие гладких граней и грубообломочная поверхность кварца в этих блоках лишь приблизительно, достаточно грубо придавали им формы параллелепипедов. Очевидно, что блоки, которые достали из канала 1, создавались именно для укладки на дно или в стенки под воду, не неся функции декора. Эти блоки должны были нести лишь прочностную функцию, укрепляя стенки и дно канала.
Однако, что касается блоков, извлечённых из канала 2, можно сказать, что нам повезло. На их боковых поверхностях можно видеть следы пикетажа - операции по обкалыванию лишнего камня для придания блокам необходимой формы, по сути черновой обработки изделия (фото 13).
На нескольких гранях пары блоков можно наблюдать системы параллельных протяжённых по всей поверхности граней неглубоких прямолинейных канавок. Очевидно, что это следы инструмента или оборудования, призванного сбить или срезать лишний камень с боковых граней блока для придания ему необходимой формы. И вот тут возникает вопрос: а не встречались ли нам ранее точно такие же следы обработки камня? И ответ очевиден: да, встречались! И неоднократно.
Ниже, на фото 14 - 16 можно видеть примеры той же самой технологии на объектах, принадлежавших древней высокоразвитой культуре и находящихся на Урале, в т.ч. совсем недалеко от кыштымских каналов. Ширина канавок, их расположение по поверхности блоков, сами блоки со своими массогабаритными характеристиками и их расположение на соответствующих объектах говорят о том, что данные изделия принадлежат одной и той же культуре. То есть культуре, использовавшей на карьерах инструменты и оборудование, имевшие существенно более высокие эксплуатационные характеристики, чем наше современное.
Фото 13. Направления следов пикетажа на блоке из канала 2.
Фото 14. Блок массой около 15т на карьере у оз. Иртяш со следами пикетажа.
Фото 15. Дефектный блок массой около 1,5т в отвале иртяшского карьера со следами пикетажа.
Фото 16. Блок «Дунькин сундук» (масса около 12т) на древней каменоломне между озёрами
Б. Акуля и Акакуль со следами пикетажа.
Таким образом, исходя из точного соответствия технологий, наблюдаемых на объектах древней высокоразвитой культуры (ДВК), можно утверждать, что блоки, извлечённые из северного и южного каналов (1 и 2 на фото 4) в г. Кыштыме, принадлежат той же самой ДВК. К сожалению существование такой ДВК современная история и археология не признают. Но факты говорят об обратном. В данной статье мы не рассматриваем особенности и характеристики инструмента и оборудования, применявшихся на древних объектах, но массовое использование прочнейших материалов (гранит, кварц) и чрезвычайно массивных изделий массами до десятков тонн говорят сами за себя.
На сегодняшний день уже есть ряд находок фрагментов такого карьерного оборудования и материалов. Химический анализ сплавов, из которых состоят эти изделия, показывает, что металлургия древних строителей из мегалитов, находится на вполне современном уровне, а в некоторых случаях и превосходит его. То же подтверждают и следы обрабатывающего инструмента на карьерах этой ДВК.
Но вернёмся к каналу 2. Естественно возникает вопрос: а почему раньше мы не видели такие гранитные и кварцевые блоки в стенах канала? Как мы можем видеть ниже на фото 17, 18, стенки канала выложены мелкообломочным камнем на растворе.
Фото 17. Стенка канала 2 с внешней стороны заводской ограды.
Очевидно, что это типичная кладка, использовавшаяся в уральских городах и деревнях с 18века. Вероятно и вполне возможно, это и есть кладка из рваного камня массами до нескольких десятков килограммов, использовавшаяся демидовскими рабочими при подготовке канала к эксплуатации в середине 18в.
Размеры камня в такой кладке таковы, что его вполне может перемещать один человек. Не требуется никаких специальных грузоподъёмных механизмов и средств передвижения. Очевидно, что для перевозки даже одного единственного блока массой в 3 - 4 тонны в 18в.
Фото 18. Кладка стены канала 2.
нужна была специальная платформа, запряжённая многими лошадьми. Для сравнения, самая прочная телега с одним конём может перевозить лишь не более 750 кг груза. Для перемещения одного (!) блока массой в 4 т потребовалось бы 6 коней и «спецтелега» повышенной прочности, которая сама весила бы несколько сотен килограммов.
В условиях, когда все силы (а их было совсем немного!) были брошены на строительство завода (деревянного!!!), совершенно невозможно, чтобы Демидов отрядил сотни людей на вырубание, обработку, перевозку и установку в ложе канала многотонных кварцевых и гранитных блоков.
Кстати, первая плотина, построенная перед каналом, представляла собой «свинки» (срубы) из брёвен, заполненные землёй. Вот истинный уровень инженерно-строительных технологий Демидовых в середине 18в. Очевидно, что при Демидовых ни о каких мегалитах не могло быть и речи.
Однако, тот факт, что где-то под этой кладкой существует облицовка канала совсем другими, многотонными мегалитическими блоками из гранита и кварца, говорит о том, что каналы эти изначально создавались в рамках совсем другой технологической культуры.
А само присутствие этих каналов на сливе воды из Кыштымского пруда в русло реки Кыштым говорит о том, что Кыштымский пруд существовал уже в рамках этой самой ДВК. Это прекрасно подтверждается анализом географии на спутниковых снимках территории г. Кыштым, о чём писалось ранее.
Есть в Кыштыме и ряд других объектов этой ДВК. О них и поговорим далее.
Продолжение