Диана, Артемис, Геката - все они связаны с Луной и друг с другом так, что не всегда можно отличить, где заканчивается одна и начинается другая. Хм... Насколько мне представлялось - это одна сущность, но в разных ипостасях: нарождающаяся луна соответствует девушке Артемиде (недаром ведь она девственница), полная - женщине Диане, ущербная - старухе Селене, новолуние - смерти Гекате (и дробление (на 4, а не 3), и соответствие тех или иных богинь тем или иным стадиям - более чем условно).
Ну, у Гекаты всё-таки три лица, а не четыре. Но её соответствие трём возрастам женщины - насколько я знаю, новодел, его придумали язычницы феминистического направления уже во второй половине 20 века.
И я не помню, чтобы Селену представляли старухой. Кажется, у греков она вообще не имеет возраста, как и Гелиос.
Да я, собственно, к тому, что у нас с древними налицо разница восприятия: нам важнее общий процесс и преемственность, а им - конкретное проявление (так что в известном парадоксе про Арго - мы бы скорее склонялись бы к тому, что это всё ещё прежний корабль, а для ахейцев - скорее новый). Так что для нас луна - это всегда Луна (а её фазы - это уже далеко вторично), а для сочинителей мифов - молодой и старый месяц - разные "луны", хоть определённая взаимосвязь между ними очевидна. Почему, кстати, и такое множество богов - которые отражают не просто глобальные процессы, а чаще отдельные аспекты этих процессов. Для нас озеро - речка - море - океан - это всё вода (пусть и в разном количестве и со своими особенностями - например солёностью), у Греков же от острова направо - это одно море (и там рулит, скажем, Главк), налево - другое (не просто с условной границей для удобства - а "совсем" другое - там же Тритон за хозяина), а позади острова - третье ("под Протеем"), и все они, в свою очередь, являются вассалами Посейдона - как и множество
( ... )
Comments 33
Reply
Reply
Reply
Хм... Насколько мне представлялось - это одна сущность, но в разных ипостасях: нарождающаяся луна соответствует девушке Артемиде (недаром ведь она девственница), полная - женщине Диане, ущербная - старухе Селене, новолуние - смерти Гекате (и дробление (на 4, а не 3), и соответствие тех или иных богинь тем или иным стадиям - более чем условно).
Reply
И я не помню, чтобы Селену представляли старухой. Кажется, у греков она вообще не имеет возраста, как и Гелиос.
Reply
Так что для нас луна - это всегда Луна (а её фазы - это уже далеко вторично), а для сочинителей мифов - молодой и старый месяц - разные "луны", хоть определённая взаимосвязь между ними очевидна.
Почему, кстати, и такое множество богов - которые отражают не просто глобальные процессы, а чаще отдельные аспекты этих процессов. Для нас озеро - речка - море - океан - это всё вода (пусть и в разном количестве и со своими особенностями - например солёностью), у Греков же от острова направо - это одно море (и там рулит, скажем, Главк), налево - другое (не просто с условной границей для удобства - а "совсем" другое - там же Тритон за хозяина), а позади острова - третье ("под Протеем"), и все они, в свою очередь, являются вассалами Посейдона - как и множество ( ... )
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Бывают же ещё перекрёстки с четырьмя возможными направлениям движения.
Reply
Leave a comment