В журнале "Український тиждень"(Украинская неделя) (№ 3 (220) от 19 января 2012 года), в статье "Как украинцы становятся русскими", напечатано письмо Дениса Дунаса из Москвы. Поэтому, сначала это письмо, а потом моё "послесловие" к нему:
ПОИСК ИДЕНТИЧНОСТИ
Моя мама переехала из города Пирятин, что в Полтавской области, в Москву, когда ей было 25 лет. Отец перебрался туда из поселка городского типа Чечельник Винницкой области, в возрасте 27 лет. Я вырос и родился в Белокаменной и считаю себя москвичом, русским. Каждое лето до первого курса университета я проводил время в Украине. Свежие фрукты и овощи, купание в реке, сбор яблок, кормления поросят и нутрий - этим нельзя было удивить моих одноклассников. Даже история о том, как я упал в туалет, - тот, который на улице с выкопанной ямой, - не имела такой популярности в Москве, как нечто другое - украинский язык. За летние месяцы мне удавалось ее неплохо овладеть. Немногое может рассмешить настоящего москвича так, как сказанное по украински предложения или хотя бы слово.
Накануне получения паспорта гражданина РФ баба Нина во время моего очередного приезда в Украину спросила: «Какую национальность я предпочитаю занести в документ: русский или украинец?» На что ей ответил: «Конечно же, русский! Я вырос и живу в Москве ». - «Родители твои украинцы и сра ... ты, а не москвич! Ты хохол ». В итоге я получил паспорт гражданина РФ, где не было графы «национальность».
Как-то целый год я был вегетарианцем. Сорвался в день, когда моя мама привезла из Украины кровяную колбасу и сало. Поедая их, я убеждал себя, что кровь и жир - это не мясо, и как же не повезло мусульманам, которые никогда не узнают, какое вкусное украинское сало с чесноком. Мне нелегко далось осознание того, что никакой я не вегетарианец и, возможно, даже немного хохол.
Недавно моя украинская подружка объяснила мне, что бывают хохлы, и бывают украинцы. Что «хохол» лишает личность права на достоинство. Согласен, когда меня так называют, немного обидно. Но здесь, в Москве, «украинец» звучит так же, как «молдаванин» или «белорус», а для некоторых и как «таджик». Зато один известный в Белокаменной профессор МГУ никогда не упускает возможность назвать себя хохлом. Из его уст это звучит даже гордо.
Я вижу, что у некоторых народов, например кавказских, корни дают себя знать. Несколько раз мне приходилось наблюдать, как чеченцы танцевали лезгинку напротив Кремля. Зато я ни разу не видел украинцев, которые танцевали бы «люли-люли» под звездами башен. Наверное, в бинарной оппозиции «русский - кавказец» оппозиции больше, чем в дихотомии «русский - украинец».
Я очень люблю звучание западного украинского языка. Считаю, что он красив и похож на польский. Но никогда не думал о том, чтобы начать его изучать. Овладеть бы английский. Мне не нравится тот «деревенский» украинский, на котором говорят родственники из Восточной Украины и мои родители друг с другом. Похоже на искаженный русский. Ко мне я их прошу обращаться на русском или на литературном украинском, как я называю язык Львова.
Никогда не задумывался и над тем, есть ли в Москве украинская диаспора. Но даже если бы и был какой клуб украинских знакомств, кружок рукоделия или свободный мастер-класс по приготовлению вареников, вряд ли туда пошел. Я не привык выбирать интересы или друзей по признаку национальности и происхождения. Особенно меня раздражало бы, если бы меня заставили туда пойти или наложили моральное обязательство уважать свои корни.
В меню лицензионных dvd дисков есть опция выбора украинского языка. Однажды мы с матерью смотрели мультик про попугая на украинском, и мне это нравилось. Но у мамы разболелась голова. Она сказала, что ей приходится напрягаться. «Ты же украинка», - заметил я. - «Ну и что, мне теперь надеть национальный костюм, заплести косу и ходить в этом по квартире? Борщ с пампушками готовлю, и хватит».
По моему мнению, ничто не формирует человека больше, чем социальный контекст. Повторюсь, я вырос и родился в Москве и считаю себя москвичом, русским. Не знаю, правильно ли это и логично, но знаю точно: это естественно. Произнести «я украинец" не искусственно я не смогу.
Моя мама, когда скучает по Родине, говорит: «Родная Украина» - и мечтает вместе с отцом встретить там старость. Если я не наберу денег на домик в Швейцарии, то тоже скорее предпочту Украину чем Москву.
* * *
Это письмо еще одного "русского в первом поколении" существенно помогает понять феномен русского народа - то есть то, почему только и именно к нему органично подходит известное выражение- "Умом ... не понять, аршином общим не измерить" ...
Современное понимание термина "народ, нация", во-первых - касается "воображаемых сообществ" (Б.Андерсон), которые появились после "весны народов "в 19 веке.
Во-вторых - из двух не тождественных понятий- "политическая нация" и "этническая нация", здесь будет идти речь о "этнический нации".
Когда все происходит "естественным путем", то (конечно- полушутя), - имеем такую картину:
А если без шуток, то подозреваю, что "русский народ" только формуется - ( как подросток у которого только начинают играть гормоны). И по сей день ему необходим Отец - Царь - Генсек- Лидер.
Логика такая - чтобы сделать тесто хозяйка должна "бросить в кадку" и там смешать- муку, дрожжи, соль ..... добавить воду ... и ОСТАВИТЬ В ПОКОЕ чтоб созрело, чтоб взошло, чтоб перебродило.
Только после этого она получит готовое тесто.
Взять гагаузов- им хватило 200 лет (покоя) отдельной жизни от Османской империи, чтобы они "почувствовали" себя отдельным народом. Вера у них православная, язык- на основе западно - огузского диалекта турецкого. Жили бы они среди турок, на другом берегу Босфора, наверняка бы сегодня считали себя турками христианского вероисповедания.
В России за всю её историю не было времени, когда "то, что попало в кадку" было бы оставлено в покое, чтобы вызрело, выиграло, перебродило. Все время добавлялись новые земли с новыми "племенами", и все это летело в тот котел.
Как только начинало там, в котле, что-то формироваться, - (элементарно- чтобы люди сочинили и начали петь свои песни, 20 лет мало- надо хотя бы чтобы сын спел своему сыну, и сказал- "Слушай, сынок- эту песню еще твой дед молодым пел ").
А тут уже следующий правитель добавляет туда новую порцию дрожжей, добавляется новый "ингредиент", и так без остановки.
Там где народы уже есть, не возникает вопросов- "а как определить" кто такой /грузин/японец/швед. И это при всех их внутренних различиях, например в Грузии- Менгрелов от Сванов или Пшавов от Имеретинцев. У Менгрелов с 13 века язык настолько "ушел в сторону" от общего картвельского, что очень много слов ещё похожи, а многие уже вообще другие. Например по грузински вода- "цхали" - менг.- "Цкаро", хлеб - груз.- "пури", Менг. - "Кобали". Но когда кто "снаружи" спросит, то ВСЕ они скажуть- мы грузины (картвели).
Я обратил внимание (особенно перед 4м числом, с ежегодным "Русским маршем"), что в России сами свои меж себя не могут договориться - кого считать "Русским". Причем все (по крайней мере большинство) свято уверены, что такой народ мало того что есть, так он уже есть 1000 лет и имеет соответственно 1000 летнюю великую культуру, язык, государство ... То есть- "полный комплект-" Все при нём ".
А присмотреться ближе- все разбегается на отдельные части, если не явно свежезаимствованные у других народов, то такие, по которым видно их свеженькую, только вчерашнюю заимствованность у других народов.
Есть, конечно отдельные случаи, когда человек о себе говорит - "На лицо чистый поляк, и я сам о себе так думаю (есть у него такие слова), а мы его знаем как "арийца- белокурую бестию " Фридриха Ницше, а не Фредерика Ницкого (как писалась его польская фамилия до онемеччивания), но не так же массово?
С одной стороны, та, 18го столетия, "весна народов" когда выросли другие, уже прошла, уже модерн и постмодерн, уже человечество другое. Уже более удобные времена для "политической нации".
С другой стороны, например у Чехов, - "будитель" Масарик не так уж и давно рассказал чехам "кто они такие", да и у Греков подобное было. Но там была неперевранная основа.
Это "воображаемое сообщество" (русские) - до Ивана Грозного "взрастало" на почве автохотнов- финно-угров, булгар. Затем, с присоединением славянських земель, в ту "кадку с тестом" начались - чем дальше, тем больше, добавления украинской составляющей.
С 1917 года и до 1991-го этот процесс (перемещение масс людей на просторах Империи) принял такие масштабы, что сейчас надо очень постараться, чтобы найти семью, где несколько поколений (особенно в городах) живут на том же месте, что и 100 лет назад.
И тут начинается самое интересное:
Природа живет по своим законам. Люди это отчасти понимают, когда заботятся об исчезающих видах животных, растений, заводят всякие "Красные книги" ...
То есть, вобщем, в природе, не действует закон рыночной "экономики" - "выживает сильнейший" в "плоском смысле". Когда в результате "конкуренции" на Земле остались только один " самый красивый цветок", только один вид "хищной пресноводной рыбы", один вид "хвойного дерева", один сорт " самого вкусного яблока".
Я не по ошибке взял в скобки слово экономика- дело в том, что большинство из того что нас окружает, и что мы называем этим словом, на самом деле является не экономикой, а "хремастикой". О чем уже давно написал Аристотель:
Об опасности именно таких вещей, похоже, и размышлял Аристотель (в IV в. До Р. Х. первым определил экономику как науку- экономика («упорядоченный дом» - от ο?κος- дом, νόμος - порядок, закон): «Хрематистика (деятельность, ориентированная на прибыль, от χρημα - имущество.) Расположена рядом с экономикой, .. но она - не экономика, а направлена на эксплуатацию. На нее работает ростовщичество, что ... черпает прибыль из денег, а не из вещей, к распространению которых привели деньги ... Поэтому этот вид обогащения наиболее извращенный »(Политика, Кн. 1).
Когда для ребенка его родная мама красивее всех матерей мира, когда каждая культура каждого народа - все (и только все вместе) создают целостную картину мира, когда взрослый человек любит свою семью больше чем семью соседа (хотя рядом есть и счастливее, и богаче, так же как и беднее и несчастнее), свой народ, то это одно.
А когда (уже в системе ценностей хремастики) человек начинает объяснять:
Я присоединяюсь к этому "народу", потому что он "перспективнее", и речь его "великая и могучая"- в отличие от родительской-" смешной и неуклюжей ".... (-Иду работать на эту фирму, при этом надо наилучшим выполнять все указания Хозяина и топ-менеджеров фирмы, с надеждой когда-то и самому попасть в их круг, потому что эта фирма крупный игрок на международном рынке, а фирма родителей не так известна) .. .
То это уже не мнения ребенка о родной семье, не слова супружеской пары "Буду рядом и в горе, и в радости, пока смерть не разлучит нас", а мысли "бизнесмена ". С обязательной выгодой-прибылью, с конкуренцией -"выживает сильнейший", С скрытой возможность перекинуться на сторону еще более сильнее конкурента- (получить боле вьигодное бизнес- предложение) ...
Если в "естественных координатах" семья счастлива тем, что им хорошо между собою, то в хремастике надо постоянно бороться , сравнивать себя с конкурентами , что-то всем (и себе) постоянно доказывать. Всем же известно, что тот, кто "остановился", - уже "потерял лидерство". И тогда целая "национальная ментальная травма" - Как мы переживем такой позор, что уже не являемся супердержавой (суперфирмой которая потеряла рынки сбыта и капитализацию)? Что нас уже не весь мир боится? Надо срочно догонять, потому иначе- банкрот.
В Росии уже давно в национальном вопросе "перевели стрелки" на эту, хремастическую колею.
Вот потому-все попытки подойти к пониманию России в системе "координат природы" - то есть понять и измерить "общим аршином" - заканчиваются ничем.
Поэтому правители России так негативно относятся к естественному желанию народов иметь свое государство, называя "норму" - "преступным извращением".
Раз став на эту колею, человек начинает бессознательно действовать как менеджер из той хремастики.
Раскладывает по полочкам - это "престижнее", поэтому для моего статуса "естественно" быть членом коллектива фирмы "Фиат". Мне приятно чувствовать себя "одним из семьи Фиата" - у нас (Фиата) столько призов и достижений ...
А мои родители- с их "Запорожцем" - так это же так смешно, для меня, такого современного и конкурентного.
А вот тут-ловушка, даже две ловушки.
Первая- (которая находится "на колеях хремастика") - всегда найдется "фирма еще круче" (он это бессознательно чувствует, когда пишет о том, что неплохо бы изучить английский язык- потому что за ним стоят Роллс-Ройсы и Бентли- а они гораздо круче Фиата ). Вторая- (частью своего естества он помнит о "природную колею" на которой он оставил свою старую бабку) - когда он признает, что если уж ему "делая карьеру" не удастся попасть в "семью Бентли" (если я не наберу денег на домик в Швейцарии), то он оставляет себе возможность вернуться к "естественному положению вещей" (то тоже на пенсиии предпочту Украину перед Москвой).
Так заканчивает свое письмо этот "русский в первом поколении".
Что то из всего будет дальше ???
Происходило бы это все где-то на другой стороне Земного Шара- Бог им судья, - пусть играют, - что малые дети ...
А это же рядом, - "за забором" ...
Кому пожелаешь таких "братьев - соседей"?
А так хотелось бы вдоль того забора цветочков насадить, ульев под вишнями поставить .. Чтобы с потом с дружелюбным соседом (из-за того ж забора) посидеть уютно, в воскресенье вечером, поболтать о чем-то умном - "За жизнь" ...
* * * P.S. В каждом сообществе неофиты стараются показать, что именно они и есть самые достойные среди остальных. Новообращенные действуют по принципу, который сформулировали иудеи, которые и сами много натерпелись от таких же: "дед-ортодоксальный еврей, сын-выкрест, внук- ярый антисемит". Почему-то большинству бросаются в глаза почти исключительно те случаи, когда в "русские в первом поколении" записываются пассионарии- "России верные жиды". Но если вы присмотритесь внимательнее к тем, кто сегодня делает погоду в РФ, то окажется, что все пассионарные русские, это "русские в первом поколении" разного этнического происхождения. И тогда становится понятным, механизм того явления, которое гораздо позже назвали "Стокгольмский синдромом" - человек всю жизнь по капле выдавливает из себя ментальность "рода своего по отцу и матери" и декларирует своё пренебрежение к тому, чего он отрекся в пользу новой, по его мнению высшей идентичности. Если он из украинцев, то такие больше всего брезгуют хохлами, если "из мордвы", то пренебрежительно-презрительно относится к Чухне всякой- как эти два мужичка [о которых писал Куприн:]о которых писал Куприн:
Однако недалеко то время, когда финны притворялись глухими, и немыми, и слепыми, едва заслышав русскую речь. Это было в эпоху крутых мер генерал-губернатора Бобрикова. И то сказать, хорошо было наше обрусительное культуртрегерство. .................... ( когда цитируют этот отрывок , то 99% цитирующих, этот первый абзац, который про русифиацию, пропускают) .................... Помню, лет пять тому назад мне пришлось с писателями Буниным и Федоровым приехать на один день на Иматру. Назад мы возвращались поздно ночью. Около одиннадцати часов поезд остановился на станции Антреа, и мы вышли закусить. Длинный стол был уставлен горячими кушаньями и холодными закусками. Тут была свежая лососина, жареная форель, холодный ростбиф, какая-то дичь, маленькие, очень вкусные биточки и тому подобное. Все это было необычайно чисто, аппетитно и нарядно. И тут же по краям стола возвышались горками маленькие тарелки, лежали грудами ножи и вилки и стояли корзиночки с хлебом. Каждый подходил, выбирал, что ему нравилось, закусывал, сколько ему хотелось, затем подходил к буфету и по собственной доброй воле платил за ужин ровно одну марку (тридцать семь копеек). Никакого надзора, никакого недоверия. Наши русские сердца, так глубоко привыкшие к паспорту, участку, принудительному попечению старшего дворника, ко всеобщему мошенничеству и подозрительности, были совершенно подавлены этой широкой взаимной верой. Но когда мы возвратились в вагон, то нас ждала прелестная картина в истинно русском жанре. Дело в том, что с нами ехали два подрядчика по каменным работам. Всем известен этот тип кулака из Мещовского уезда Калужской губернии: широкая, лоснящаяся, скуластая красная морда, рыжие волосы, вьющиеся из-под картуза, реденькая бороденка, плутоватый взгляд, набожность на пятиалтынный, горячий патриотизм и презрение ко всему нерусскому - словом, хорошо знакомое истинно русское лицо. Надо было послушать, как они издевались над бедными финнами. - Вот дурачье так дурачье. Ведь этакие болваны, черт их знает! Да ведь я, ежели подсчитать, на три рубля на семь гривен съел у них, у подлецов... Эх, сволочь! Мало их бьют, сукиных сынов! Одно слово - чухонцы. А другой подхватил, давясь от смеха: - А я... нарочно стакан кокнул, а потом взял в рыбину и плюнул. - Так их и надо, сволочей! Распустили анафем! Их надо во как держать!
Немножко Финляндии Январь 1908
Кстати- статистика "коренных народов Росии" тает в пользу увеличения количества "русских" благодаря и таким вот "русским в первом поколении":
Когда случайно увидел первое видео, то еще не зная абсолютно ничего об этом человеке, спросил у него: - "Вот смотрю видео, и Не могу понять, что это за акцент такой у дедушки? Такое впечатление, что он по русски с гостем разговаривает из уважения (иногда с трудом подбирает нужные слова, ошибается пару раз в падежах ...), а дома говорит на другом языке. Я ошибаюсь, или оно так и есть? " ответ: - "Да, Александр Ильич всю жизнь говорит на коми языке. Но если бы мы сделали по-комы материал, пришлось бы все переводить." http://ucmopuockon.livejournal.com/1014209.html?thread=2710465#t2710465
2) Вот и разговор с дедом, которого автор видео приводит пример настоящего "русского мужика" - "соль земли русской" (то, что русский язык не является родным для обоих, чувствуется, - просто по деду это видно больше): http://ucmopuockon.livejournal.com/1014209.html?thread=2710465#t2710465
* * * А чего стоит только один (но какой!) пламенный трибун- "объединитель славян"- эрзя Кирилл/Гундяев !: "Ни мордвины, ни мордва. Их настоящее имя - эрзя и мокша". http://mysliwiec.livejournal.com/357577.html
* * * Представьте себе, что вы детектив, которому надо найти определенного человека. Первое и обязательное условие- вы должны знать приметы того кого вы ищете: Возраст, рост, вес, цвет волос, глаз, комплекцию, шрамы и увечья, татуировки, есть ли усы или борода, какая прическа и.т.д. Если вам дали задание найти реального человека, то составить такое описание (полное или неполное) всегда можно.
Но если вам начинают рассказывать, что надо найти того, у кого нет головы, или наоборот- две головы, или что у него левая половина лица как у башкира, а правая как у финна, левая рука- как у украинца, а правая- как у татарина, что если посмотреть на него слева- то выглядит он стариком, а если сверху, то подростком, а сзади- женщиной и.т.д.,- то перед вами не реальный человек, а мифический, не существующий в реальности, персонаж.
Точно так же- Если я хочу "по приметам" найти какой-нибудь народ, то в эти "особые приметы" входят: (дальше здесь:)