Главная водонасосная станция Одессы и по сей день работает по чертежу, изготовленному румынами

Sep 29, 2014 23:38

При отступлении из Одессы Красная армия взорвала и разрушила все основные системы жизнеобеспечения Одессы. Взрывались и поджигались не только военные объекты, но и школы, хлебозаводы, портовые сооружения, электростанции, заводы и заводское оборудование - всё, что могло представить ценность для румын.
Во время обороны Одессы в городе вода была, не так, как в довоенное время, но была.
Сказки про поголовную жажду- это всё враньё (или если мягко, то "художественный вымысел").
Конечно не так, чтобы открыл кран и вода пошла, но (как рассказывала мне женщина прожившая всю оккупацию в Одессе) надо было поднять сою задницу, взять в руки бидончик и пойти или к одной артезианок, или на Польский спуск, или на Балковскую где текли родники.
В водопроводе воды не стало ещё во время обороны, зато сразу после обороны, в городе воды добавилось выше крыши.
Оккупанты румыны, зайдя в город, первым делом мобилизовали на трудовую повинность население для восстановления взорванной НКВД дамбы Хаджибея (естественно, что взрывая дамбу в НКВД думали только о том, чтобы принести вред румынам, а о том, что будет затоплена вся Пересыпь и сколько от этого утонут одесситов, как всегда никого не волновало - "лес рубят, щепки летят").
Решение сдать Одессу румынам было принято в Москве 30 сентября 41 года.
Дамбу Хаджибея взорвали в трех местах "поздно вечером 15 октября сапёры под руководством Г.П.Кедринского".
В это время, начиная с 19 часов 15 октября уже полным ходом шел "отвод последнего эшелона войск оборонявшейся Приморской армии", и к 3-м часам ночи последний пароход отправляющийся на Крым был загружен.
Загружен так быстро, что на эти суда не успели добраться ни раненые из больницы на Слободке, ни около тысячи солдат из частей прикрытия. В плен к румынам попали (вместе с ранеными) 3-3,5 тысяч.
Взорвавшие за дачей Ковалевского свою 411 батарею артиллеристы, бежали оттуда в порт пол ночи - к утру еле успели.
К 6-ти утра из Одессы ушли почти все суда, уничтожив за собой всё, что не смогли взять на борт.
Сотни не поместившихся на судах лошадей просто расстреляли на причале.
Последний катер ушел к 9-ти утра.
16 октября Одесса почти на день оказалась в состоянии безвластия.
Только к 11 утра румыны поняли, что в городе уже никого нет (румынская авиационная разведка доложила и о отходе каравана судов, и о затоплении Пресыпи).
Поэтому, спокойно обойдя со Шкодовой горы Пересыпь через Балковскую и Молдаванку, румыны к 5-ти часам вечера зашли в центр Одессы.

Потом для полного осушения и предотвращения подтопления Пересыпи в будущем, румынские инженеры спроектировали и построили вот этот канал (из недавних одесских новостей):

Летом 2014 года, впервые за 20 лет, проводится очистка грунтового канала «лиман - море», называемого в Одессе Румынским. Канал протяженностью около 2 тысяч метров проходит по ул. Жеваховой и является главным сооружением для отвода поверхностных вод по грунтовым кювет-лоткам с прилегающих улиц.
Работы по очистке канала не велись более 20 лет. За эти годы он засорился бытовым мусором и заилился.
Приведение Румынского канала в порядок станет важнейшим шагом ...
Что интересно, - в основном одесситы про этот канал знают, но нигде в общедоступной литературе вы не найдете объяснения, почему он назвается "румынским". Понятно почему.

1941. Затопленная Пересыпь с румынского самолета:





Потом румыны взялись за восстановление водоснабжения Одессы.
Эвакуируясь, советская власть что могла уничтожила, а остальную документацию водканала вывезла.
Так что пришлось румынским инженерам заново составлять подробный план всех подземных коммуникаций главной насосной станции Одессы- "Чумки" (названа так потому, что расположена недалеко от искусственной горы "Чумка" под которой захоронены жертвы чумной эпидемии в Одессе).
Построена она ещё бельгийцами.
Занимает  довольно большую территорию. Кроме комплекса построенных ещё бельгийцами технических и жилых зданий ( до 1917 года управляющий жил в одном из зданий там же), рядом с ними есть громадные полуподземные демпферные закрытые "бассейны" для воды (метров 6 глубиной под землю, своды поддерживается арочными колоннами, сверху насыпана земля поросшая травой,но всё равно воды там столько, что зимой температура внутри "Чумки" на пару градусов выше чем в городе, а летом- на пару градусов прохладнее, что чувствуется и без термометра).
Из двух насосных залов, сегодня один "паровой" законсервирован, работает второй "электрический".
В машином зале, среди гула  здоровенных насосных "улиток", дико смотрится висящая там с глубоко советских времён  картина маслом на задней глухой стене этого зала (для понимания масштаба-  низ картины начинается на высоте человеческого роста).
Картина таких громадных размеров, что её ни занести ни вынести ни через двери, ни через окна зала, на которой изображен штурм Зимнего дворца в Петрограде. Мельком увидеть её можно в темное время суток из окон трамваев проезжающих по Водопроводной.



Во втором резервном зале на стене тоже большая картина (правда чуть поменьше) - Ленин выступает перед делегатами, но эту с улицы не видно.



Румынские инженеры собрали весь оставшийся в Одессе технический прсонал станции и с оставшейся документацией в руках, где надо раскапывая территорию для уточнения деталей, составили точный план "Чумки"- "на основании уцелевших материалов и устных опросов".

План оказался настолько точным, что по нему продолжили работать и после войны.
В 50-е годы, когда в Одессу вернули и всё что сохранилось от документации насосной станции из эвакуации, во время ремонта помещений одного из зданий, вся  технгическая документация  была на время вынесена в один из строительных вагончиков, вместе с которым все бумаги и сгорели.
Румынский план в это время (как рабочий чертеж) лежал в кабинете начальника насосного зала.
Естестенно, что "первый отдел" не мог допустить, чтобы советская военизированная организация продолжала работать по документации оккупантов, потому было дано указание перечертить.
Что и было честно исполнено.
В результате на румынском чертеже справа внизу появилась советская спецификация, где тогдашние чертежники скопировавшие румынский план, тоже честно повторили вслед за румынами их фразу про "план составленый на основании уцелевших материалов и устных рассказов" и так как план этот не был предназначен для чужих глаз (а свои и так знали его происхождение), то чертежники от которых требовали точную копию, так же честно скопировали и настоящую дату изготовления оригинала - 1 мая 1942 года.

Как эту "идеологическую диверсию" проморгали тогдашние и последующие МГб/КГБисты,- ума не приложу, но прошляпили.

С тех пор и по сегодняшний день, этот румынский план и есть - основной рабочий документ по которому работает КНС "Чумка" обеспечивающая водой весь центр Одессы.

* * *
Когда работники Чумки мне рассказали эту историю, я тоже сачала не поверил
(это вам не что-нибудь-как : один из главных советских стратегических объектов до конца советской власти работал по оккупационной документации).

Сказал, что не поверю, пока сам не подержу этот румынский чертеж в своих руках.
Подержал, убедился.

Вот он:
(специально сфотографировал не весь чертеж, а только правый нижний угол, чтобы не предъявили "разглашения секретной информации")



Больше и подробнее по теме оккупаци Одессы ЗДЕСЬ:


кажущееся и действительное, документ

Previous post Next post
Up