Первая часть рассказа о мероприятии -
бордоccкое вино, архитектор Эктор Гимар и ар нуво, вторая часть рассказа о мероприятии -
бургундское вино, архитектор Огюст Перре и ар декоВ третьей части мероприятия рассказывали о самом известном, наверное, архитекторе того времени Ле Корбюзье, и о вине из не самого известного в отношении вина, но начавшего приобретать популярность региона Лангедок-Руссильон (хотя это самый древний винный регион, известный еще со времен римлян, и тут производится самая разнообразная палитра вин).
Вино 3. Лангедок-Руссильон
И предложено нам было самое необычное вино региона Languedoc-Roussillon - Сент-Марк сира, но розовое. Сорт винограда сира -это черные ягоды с зеленоватой мякотью. Из него обычно получается вино насыщенного красного цвета, а чтобы получить розовый цвет, надо "поймать цвет"-лишь легко давить на ягоды, не придавливая при этом кожицу. Это автохтонный сорт винограда района Лангедок-Руссильон (т.е. тот, который именно здесь произошел, и многие годы и века продолжает возделываться в этом регионе). В последние годы сельскохозяйственное министерство приняло решение развить виноделие в районе, и многие виноделы из Бордо и Бургундии брали тут наделы и начинали производить свое вино, так что сейчас тут выпускается его почти 500 сортов.
Вино было закрыто винтовой пробкой. В последнее время это распространенное явление, в Австралии и Новой Зеландии вообще все вина выпускаются именно с такими пробками, не подверженными пробковой болезни, срок хранения вина увеличивается.
Цвет вина легкий и красивый, бледно-лососевый.
Вкус вина сомелье определил как выраженно ягодный, красная смородина, переходящая в малину, немного грильяж.
Идеально это вино в сочетании с морепродуктами:кКреветки, мидии, устрицы.
В идеальном вине все три составляющие винного треугольника - танин, кислотность и сахар - имеют значение, и идеальную их гармонию специалисты называют особым образом - что "вино круглое". Вино, которое мы дегустировали, очень близко к круглому.
Дальше сомелье поговорил об истории спасения вина. Во 2-й половине XIX века большинство виноградников Европы пострадали от виноградной филлоксеры и грибковых болезней. С большим трудом (и благодаря тому, что к тому времени виноград из Европы стали возделывать в других частях света) удалось спасти исходные сорта винограда, частично импортировав их из новых винодельческих регионов.
Архитектура 3. Ле Корбюзье и модернизм.
Ну и новому вину сопоставили модернизм и его главную фигуру, Ле Корбюзье, круглые роговые очки и бабочка которого узнавает каждый. Главная идея его архитектуры - простые лаконичные здание, главное в здании - его функция, здание должно быть легко тиражировано.
А известен он не только своими проектами, но и активной общественной деятельностью по спасению памятников, проведению конгрессов и пр
Настоящие имя и фамилия Ле Корбюзье́ (фр. Le Corbusier) - Шарль-Эдуа́р Жаннере́-Гри (фр. Charles-Edouard Jeanneret-Gris). Будущий великий французский архитектор в 1887 г в Швейцарии в семье часовщика и по образованию был гравером. Интересно, что и два предыдущих архитектора, о которых мы говорили, тоже не имели законченного профессионального образования. Так и Ле Корбюзье учился в школа декоративно-прикладного искусства, но даже не поступал в школу искусств, которая готовила в том числе архитекторов, а учился у братьев Перре и других архитекторов, работая чертежником в их бюро. Первые работы Корбюзье были выполнены в соавторстве на родине, и только потом он переехал в Париж. Его творчество по времени совпало с русским авангардом, что оказалось очень важным в его становлении как архитектора. Выпуск Ле Корбюзье кодекса архитектора - "Пять отправных точек современной архитектуры" - сделали его необычайно знаменитым и как теоретика архитектуры. Конечно, многие эти (и другие) принципы использовались архитекторами и до него, но именно он создал стройную теорию, похожую на принципы античного ордера, но на современный лад (ортодоксальный модернизм):
1) Столбы-опоры. Дом приподнят над землей на железобетонных столбах-опорах, при этом освобождается место под жилыми помещениями - для сада или стоянки автомобиля.
2) Плоская крыша-терраса. Вместо традиционной наклонной крыши с чердаком под ней, Корбюзье предлагал устраивать плоскую крышу-террасу, на которой можно было бы развести небольшой сад или создать место для отдыха.
3) Свободная планировка. Поскольку стены больше не являются несущими (в связи с применением ж/б каркаса), внутреннее пространство полностью от них освобождается. В результате внутреннюю планировку можно организовать с гораздо большей эффективностью.
4) Ленточное остекление. Благодаря каркасной конструкции здания и отсутствию, в связи с этим, несущих стен, окна можно сделать практически любой величины и конфигурации, в том числе свободно протянуть их лентой вдоль всего фасада, от угла до угла.
5) Свободный фасад. Опоры устанавливаются вне плоскости фасада, внутри дома (буквально у Корбюзье: свободно расположены внутри помещений). Наружные стены могут при этом быть из любого материала - легкого, хрупкого или прозрачного, и принимать любые формы
С использованием этих принципов и была построена Вилла Савой в Пуасси.
Это было совершенно необычное сооружение, использующее принципы-отправные точки, но и содержащие много противоречий с ними, например, наверху на крыше была создана надстройка, которая имела функциональное назначение - давать тень. Корбюзье старался добиться в архитектуре поэзии.
Внутри дом был еще более необычным. Так, были предусмотрены два технол пути, линии движения: хозяин быстро идет в спальню кратким путем, а гости медленно осуществляют передвижение по пандусу в солярий.
Дом был удивительно необычен, но в нем было совершенно невозможно жить: крыша и трубы протекали, туалет в спальне использовать было неудобно и так далее. Так поэтически задуманная идея потерпела крах в жизни.
Большие надежды у Корбюзье были связаны с СССР, где он много раз бывал в конце 20-х - начале 30-х гг XX века. Очень многие советские архитекторы активно пытались использовать его идеи, внося много нового, что Корбюзье в свою очередь с удовольствием использовал в своих работах.
Примером совместной работы архитектора Ле Корбюзье, Пьера Жаннере и Николая Колли может послужить Центросоюз в Москве.
Каркас-этажерка, поэзию символизирует полукруглое здание - клуб. Здание опять же было выстроено по всем "точкам", но имело массу неудобств. У него даже не было удобного входа, потом уже пришлось его прорубить; мало лестниц, зато пандусы, пологие подъемы, open space. Была придумана причудливая система циркуляции воздуха, но она не заработала. Были сконструированы лифты непрерывного действия, но пользоваться ими было неудобно, для входа и выхода надо было выпрыгивать (нормальные лифты сделали уже позже). Здание было полно поэзии, но неудобно людям.
Во многих нереализованных проектах мы видим влияние или даже участие Ле Корбюзье. Например, в одном из проектов Дворца советов из розового туфа на месте Храма Христа спасителя, проекте зеленого города в Генплане Москвы (предполагалось все снести и заново построить, сделав город нового мира из прямых линий-улиц).
После войны Ле Корбюзье уехал из Парижа, и с 1945 г он участвовал в разработке новых двухуровневых квартиры-ячеек. В итоге дома на 1340 человек, 337 квартир, были реализованы: 4 в Париже и 1 в Берлине.
В Марселе был построен дом на ножках (как ноги зверя) в чистых красно-желто-зеленых цветах. В этом проекте также широко применялось пропорционирование по системе «Модулор». Обыгрывался стиль примитивизм, украшения-пещерное искуство.
Ле Корбюзье очень аккуратно рассчитывает, как будет себя чувствовать в квартире человек роста 182 см человек, когда и где в доме он находится, и делает спальни низкие, где и стоять нельзя, а потолки в гостиной выше. Коридоры было так хитро сконструированы, что занимали минимальную площадь, 1 коридор на 2 этажа. Здание имело 17 этажей, на 7-8 этажах - магазины, кафе, улица, здесь можно было жить, не выходя наружу. На крыше размещались беговая дорожка и бассейн.
Идея дома, как мы видим, была во многом была взята от дома Наркомфина Гинсбурга (мы были
на экскурсии по нему два года назад)
В последние годы своей длинной жизни Ле Корбюзье дает жизнь новому искусству. Примером может послужить Нотр-Дам-дю-О ( Notre Dame du Haut, "Дева Мария на высотах") или капелла Роншан - бетонная паломническая церковь, построенная в 1950-1955 гг. во французском местечке Роншан на Вогезской возвышенности, над Бельфором. Идея архитектора - церковь в форме краба с алтарями на улице и внутри. Этот ковчег фактически является железобетонной скульптурой, а не архитектурой
Внутри это здание тоже необычно, там темно, и лишь иногда играют всполохи света, создавая ощущение пещеры, склепа, как у первых христиан