Всемирная выставка 1900 года в Париже. В продолжение темы о вышивках.
Paris, Exposition Universelle de 1900. Pavillon de l'Asie Russe © ebay Павильон России.
Построенный по проекту Р.Ф.Мельцера Павильон русских окраин повторял архитектуру Московского Кремля и Казанского Кремля. В оформлении павильона приняли участие художники Александр Головин и Константин Коровин, которые, в частности, написали 28 живописных панно на темы из жизни Кавказа, Средней Азии, Сибири и Крайнего Севера. Павильон Русских Окраин был выполнен из кирпича. Фасады были побелены, отделаны штукатуркой под камень, украшены цветной майоликой, многочисленными затейливыми деталями. Самая высокая башня - высотой 47 метров. На одной из башен были размещены колокола.
По проекту Александра Коровина архитектор И.Е.Бондаренко построил рядом со стенами Павильона Русских Окраин вереницу небольших деревянных построек, которую французы назвали «Русской деревней» (Das russische Dorf), здесь располагался Кустарный отдел. Именно о нём мой рассказ.
Мне удалось разыскать впечатляющие фотографии, относящиеся к разделу русского декоративно-прикладного искусства. Тема подготовлена по материалам обзорной статьи из немецкого журнала «Dekorative Kunst» 1900 года.
Коровин за основу проекта взял одну из полуразрушенных деревень в Архангельской губернии. Точнее так: авторы статьи сообщают, что «Русская деревня» не являются копией конкретной деревни; различные строения были спроектированы русским художником Коровиным, который брал идеи / черпал вдохновение в руинах старой полуразрушенной деревни в Архангельской губернии. Двери, окна и все декоративные элементы были изготовлены «кустарём» Поляковым и другими мастерами из небольшого городка вокруг знаменитого Троицкого монастыря (aus der kleinen um das berühmte Kloster Tro'itza gelagerten Ortschaft, вероятно, Сергиев Посад - N.). Широкие двери гостеприимно приглашали вовнутрь, остроконечные крыши красноречиво рассказывали о долгих суровых зимах и затяжных снегопадах, от которых люди старались защититься, большие печи и маленькие окошки помогали сохранить тепло, несмотря на мороз и снежные заносы.
В «Русской деревне» были представлены церковь с иконами и культовыми принадлежностями; воссозданный «Терем» XVII столетия (женские комнаты в боярской усадьбе) с костюмами, вышивками и т.п. той эпохи; открытая галерея, на которой были собраны лучшие товары деревенских ярмарок и, наконец, выставочный павильон, разделенный на три помещения. В первом помещении, что-то вроде передней / прихожей (Vorzimmer, сени? - N.), находились изготовленные крестьянами игрушки, одежда, корзины, щетки и т. д., произведенные товариществами (Genossenschaften), находившимися под покровительством царицы. Во втором помещении была представлена экспозиция всевозможных российских сельскохозяйственных и промышленных продуктов (ländlich-industriellen Produkte), а в третьем (в третьм зале) - произведения, созданные совместно художниками и крестьянами - лучшее и самое современное, что было достигнуто русским декоративно-прикладным искусством.
Вышивки, мебель, печи и глиняная посуда, характерный русский интерьер. Как художники, черпавшие своё вдохновение в старинных народных традициях, легендах и сказках, изучавшие растения и растительные орнаменты родного края, так и крестьянка, взявшаяся за иглу, и ремесленник, пользовавшийся резцом, и гончар, формировавший глиняные сосуды, умели улавливать и передавать дух эскизов (Geist der Entwürfe), потому что всех их объединял один и тот же русский народный стиль.
В немецкой статье 1900 года основное внимание уделено вкладу в развитие русского декоративно-прикладного искусства Елены Дмитриевны Поленовой (1850-1898), сестры известного русского художника Василия Поленова. Елена Дмитриевна посещала Всемирную выставку в Париже в 1889 году, представленные на выставке произведения искусства оказали большое влияние на её творчество. На Всемирную выставку в Париже 1900 года были привезены её работы. Её аппликационное панно «Иванушка-дурачок» в немецкой статье называют самым гениальным произведением представленной экспозиции: стилистический шедевр, настолько упрощенный и лаконичный, составленный без каких-либо лишних деталей, что нельзя упустить ни единого штриха.
Поленова первой из профессиональных художников обратилась к образу Жар-птицы. Я уже рассказывала здесь:
Жар-птица. Сказки. Сказочный персонаж... Ещё несколько цитат из статьи критика Владимира Стасова, относящихся в том числе и к представленным на Всемирной выставке 1900 работам:
Однако же, как печально подумать, что все это знание, и художественная натура, и творчество Е. Д. Поленовой - долго, очень долго, оставались у нас втуне. Никто не хотел признавать важным то, что она делала и творила. Не говоря уже о черной и серой публике (le gros public), сам П. М. Третьяков, такой всегда ценитель русского таланта и создания, как-то равнодушно посмотрел на её «Сказки», хотя достаточно видел их на своем веку, - и даже ни одной из них никогда не купил для своего великолепного музея, где, рядом с большими chefs-d’oeuvre’ами бывало всегда столько творений во́сто раз менее значительных и нужных, чем «Сказки» - акварели Поленовой. Точно также, разные московские и петербургские издатели, которым в разное время эти «Сказки» были предлагаемы, никогда не удостоили их своего особенного внимания, даром что сами издавали мало ли сколько вещей посредственных, и в подметки не годящихся талантливым и оригинальным созданьям Е. Д. Поленовой.
В письме от 29 января 1896 года, Е. Д. говорила мне: «Что скажу вам о своих работах? Мне хочется разсказать вам только об одной из них. Я взялась сделать рисунок для вышивки, которая будет выставлена летом в Нижнем*. Вот история этого заказа. После кончины моей сестры (умершей в конце декабря 95 г.), мои материальные обстоятельства сильно изменились. Я не в праве сказать, чтобы я осталась совсем без средств, но все-таки, чтобы продолжать жить соответственно привычкам, мне придется работать отчасти и для заработка. Еще с осени мне предлагали сочинить и исполнить большое панно (в 5 арш. выш. и 3 арш. дл.) для вышивки, на какой я хочу сюжет, только было бы в русском характере. Тогда я отказалась, потому что хотелось работать свою картину, но теперь, когда обстоятельства изменились, и мне снова предложили эту работу, я приняла заказ. Сюжетом я выбрала сказочную «Жар-птицу», стерегущую заповедные яблоки. Я изображаю темную ночь, наверху тучи, между ними виден месяц, звезды, в середине дерево с золотыми плодами; на нём, на верхушке, дремлет огненная птица; вокруг дерева свиваются и переплетаются сказочные цветы и травы. Внизу, между корнями дерева, притаились зайчата, еще ниже - болотные травы, камыши и водоросли, - все сильно простилизовано. Работа эта меня ужасно заинтересовала - одного боюсь, уж очень мал срок, успею ли? Исполнительные чертежи должны быть сделаны в натуральный размер».
Еще с 1882-же года, с самого почти своего приезда в Москву, Е. Д. Поленова познакомилась с семейством С. И. Мамонтова, и преимущественно с его женой, Елизаветой Еригорьевной Мамонтовой, урожденной Сапожниковой, сестрой исторически знаменитых, по своей части, шелковых фабрикантов Сапожниковых в Москве. С 1885 года эти две женщины особенно тесно сблизились на арене русского древнего художественно-промышленнаго искусства, которое одинаково обожали и изучали, - об этом мы будем еще говорить ниже, - но с начала 80-х годов Ел. Дм. Поленова стала бывать в их доме, где находили себе тогда радушный приют и великолепный, одушевляющий центръ почти все замечательнейшие тогдашние московские художники. ‹...›
И в такую-то атмосферу, художественную, живительную, погрузилас вдруг Ел. Дм. Поленова, после холодной и тусклой атмосферы, в которой жила до тех пор в Петербурге. Она принялась за иллюстрацию русских сказок. В своих письмах, она мне, в несколько приемов, в разные годы, разсказала начало и ход этого дела.
В письме от 9-го января 1897 года она мне написала: «Думаю, что иллюстрировать наши русские сказки - дело большой важности. Я не знаю ни одного детского издания, где бы иллюстрации передавали поэзию и аромат древне-русского склада, и русские дети растут на поэзии английских и немецких (впрочем, чудно иллюстрированных) сказок».
‹...›
В дополнение к этим разсказам самой Е. Д. Поленовой, приведу высокоценные отрывки из письма Елиз. Григ. Мамонтовой, от 27 января 1899 г., в ответ на разные мои запросы, с просьбой сообщить мне, по этим вопросам, некоторые сведения насчет эпохи деятельности Е. Д. в Абрамцевской мастерской. «Познакомилась я и сблизилась с Е. Д. в Москве, в 1882 году, когда она переселилась на житье в этот город. В это время моя столярная мастерская уже существовала, но работались в ней простые вещи, не по художественным образцам.
Елене Дмитриевне первой пришла мысль ввести резьбу и искать образцов по избам. С этою целью мы начали обходить и объезжать деревни в Дмитровском и Подольском уездах, а затем ездили не раз в Ярославскую губернию, где лучшие вещи нашли около Ростова в селе Богослове. В Костромской губернии, Е. Д. гостила в имении своей приятельницы, Прасковьи Дмитриевны Антиповой, в Костромском уезде. Оттуда Е. Д. привезла в наш музей много интереснаго, особенно скамью с резьбою, и еще несколько предметов, которыми мы и воспользовались тогда же. Скамью повторили целиком. Кроме этих приобретений, получила я, и получаю до сих пор, разные деревянные предметы с резьбою, от знакомых, из других губерний, - особенно интересные получены мною из Вологодской губернии. ‹...› В те годы, которые мне пришлось провести вместе с Е. Д., её любимое чтение были народные сказки, былины, легенды и т. п. Но читала она вообще мало: она так много работала, и так всегда всецело отдавалась тому, что делала, что для чтения у неё не хватало времени, работая, она всегда умела создать мирок, полный поэзии, в котором каждый чувствовал себя хорошо, даже дети.
‹...›
К несчастию, эта деятельность Е. Д. Поленовой продолжалась не слишком долго, - гораздо меньше времени, чем можно и должно было бы желать. В том же письме своём от начала 1899 года, Ел. Григ. Мамонтова говорила мне: «Столярным производством Е. Д. Поленова последние 6 лет совсем-совсем не занималась». Значит, деятельность её по этой части продолжалась только с 1885-го по 1892-й год, всего лишь 6-7 лет. Как мало!
* речь на тот момент времени об эскизе вышивки для М. Ф. Якунчиковой. Эскиз этот был вышит крестьянками Тамбовской губернии и выставлен на Нижегородской выставке. Надо понимать, именно это панно было представлено позднее на Всемирной выставке 1900 года в Париже.
Публикация 1899 года
Благодаря этой фотографии я вернулась к теме о Жар-птице. Тут можно прочувствовать масштаб вышитых работ.
© Theodore Lambert Всемирная выставка 1900 Париж.
Чуть ниже панно по эскизу Поленовой «Иванушка дурачок» размещена вышивка с жар-птицами (павлинами?) и леопардами по рисунку Елены Поленовой.
фото ©
http://tehne.com/event/arhivsyachina/elena-dmitrievna-polenova
Вернусь к статье в немецком журнале «Dekorative Kunst» (1900, MDZ), в которой подробно рассказывается о том, как Елена Поленова вместе с г-жой Мамонтовой собирала по деревням старинную резную домашнюю утварь. Подчеркивается важность и сложность работы Поленовой: учитывая, насколько неудачным мог обернуться этот эксперимент, растет уважение к её выдающемуся художественному дарованию и глубоким историческим и археологическим знаниям предмета исследований. Сообщается, что за малым исключением все столярные работы и резьба по дереву в третьем зале происходят из Абрамцевской школы под руководством Елены Поленовой (по поводу Абрамцевской мастерской стоит всё-таки почитать Стасова см. выше).
Настенные резные панно представляют собой увеличенные вариации тех причудливо украшенных пряников, которые продаются на русских ярмарках; на мебели можно найти трех священных животных, на которых, согласно старинной легенде, должен покоиться земной шар: кита, медведя и льва
auf den Möbeln finden wir die drei heiligen Tiere angebracht, auf denen, einer alten Sage nach, die Weltkugel ruhen soll: den Walfisch, den Bären und den Löwen.
Слева на фото ↑: настенное лоскутное панно из хлопка, льна и шерсти по эскизу художницы М.Ф. Якунчиковой.
Название: „Das verirrte Kind“ (Заблудившийся ребенок). Подчеркивается, что работа очень выразительна: превосходно передано богатое разнообразие растительного мира русского леса. Удивительно, с каким терпением и старанием каждый кусок полотна был окрашен в нужный оттенок, а затем все эти куски были тщательно подогнаны друг к другу, тем удивительнее, что это первая попытка Марии Якунчиковой, выполненная в виде аппликации. Цвета яркие, но настолько искусно сбалансированные, что радуют глаз. Что важно, цвета остаются точно таким же при дневном и при искусственном освещении.
В 1891 году художница Мария Васильевна Якунчикова (1870-1902) организовала мастерские в селе Соломинка Тамбовской губернии. Она работала вместе с Еленой Поленовой и Натальей Давыдовой.
Цитата: «М.Ф. Якунчиковой и Н.Я. Давыдовой была собрана значительная коллекция, в которой наряду с крестьянской вышивкой и традиционной одеждой разных губерний России широко представлены старинные предметы городского обихода, выполненные под влиянием европейской моды. С 1917 по 1921 годы Н.Я. Давыдова являлась директором Кустарного музея в Москве».
О Наталье Давыдовой:
https://artinvestment.ru/auctions/122590Давыдова Наталья Яковлевна (Москва,1873 - Хотьково Московской области, 1926)
Жила в Москве и Хотьково под Москвой. В начале 1890-х сблизилась с группой художников, входивших в Абрамцевский художественный кружок С. И. Мамонтова (М. А. Врубель, В. А. Серов, М. Ф. Якунчикова, Е. Д. Поленова, И. С. Остроухов, К. А. Коровин). Занималась изучением крестьянского искусства, традиционных народных промыслов; популяризацией кустарной промышленности. Вместе с Поленовой организовала столярную мастерскую в Абрамцево (1890-е), с 1898 - руководитель мастерской; выполняла эскизы мебели, церковной утвари (Царские врата, свечные шкафы, аналой). Участвовала в организации Музея образцов при Кустарном музее в Москве (1910-е).
После Октябрьской революции одна из организаторов Тарусской артели вышивальщиц (1924); создавала эскизы для вышивок, рисунки ковров, портьер, скатертей. В 1920-е совместно с Е. И. Прибыльской работала в Московском объединении экспорта кустарных изделий над созданием современных моделей костюма, включающих элементы кроя и декоративного оформления крестьянской одежды.
Член и экспонент объединения «Мир искусства» (1899-1901), участвовала в выставках мюнхенской группы «Фаланга» (1901-1904).
Работам Натальи Давыдовой в немецкой статье также уделено особое внимание. Прекрасные примеры работ Натальи Давыдовой были представлены на Всемирной выставке 1900 года в Париже.
«Набойка», набивные льняные ткани. Наиболее распространены синие узоры на белом фоне или желтые или белые узорыы на синем фоне. В некоторых городках и селах крестьяне отдавали свое полотно набойщику (набивальщику?), который за копейки покрывал ткань красивейшими узорами. Машинно-набивные ткани не были такими красивыми. В Русской деревне в Париже работал Игорь Малеев из городка Верея Московской области (Igor Maleef aus Vereya im Moskauer Distrikt), который метр за метром набивал ткани желающим, спрос был слишком высок.
Очень интересны ковры работы г-жи Пальчиковой из овечьей шерсти мягких тонов по эскизам Натали Давыдовой.
Главной достопримечательностью для большинства посетителей зала являлась вышивка. За исключением нескольких экспонатов, представленные на выставке работы были выполнены крестьянками из села Соломинка Тамбовской губернии. Со времен Великого голода 1891 года (Seit der grossen Hungersnot im Jahr 1891) они помогали себе и своим семьям с помощью занятия вышиванием, которое в то время инициировала и поддерживала г-жа Якунчикова, чтобы спасти жителей села. С тех пор производство значительно выросло и обеспечивало работой и хлебом около сотни женщин. Во-первых, г-жа Якунчикова заставила крестьянок скопировать вышитые узоры своих рубашек на куски холста, чтобы использовать их для дорожек, скатертей или штор. Работницам давали шелковые и льняные нити, а полотно они ткали сами и красили растительным веществом. Сначала у них было только четыре тона: индиго, кирпично-красный ( ziegelrot цвет их фартуков), зеленый и первоначальный белый цвет льна. Вскоре женщины научились вышивать по эскизам Натальи Давыдовой. Были найдены новые цвета, старые полузабытые вышивки были снова отработаны, и пробудилось стремление к более сложным, более богатым произведениям. В 1900 году вышивок было продано на 10.200 рублей, что является хорошим результатом. До 1896 года вышивки можно было увидеть только в Москве, в лавке, устроенной господином Мамонтовым и его супругой для гончарных и столярных изделий Абрамцевской школы, а теперь (с 1900?) они впервые экспонировались публично на большой русской выставке в Нижнем Новгороде. По этому случаю Елена Поленова нарисовала свой ковер «Павлины», а также многие другие произведения, которые теперь известны на всю Россию.
Ковер «Павлины» был куплен Т. О. Николсоном (T. O. Nicholson), секретарем школы вышивки Маклсфилда (Macclesfield-Stickschule), и выставлен на всеобщее обозрение в музее этой школы.
В немецком павильоне на Всемирной выставке 1900 в Париже была выставлена вышивка:
«Сикстинская Мадонна».Увы, об этой работе немецкий журнал не упоминает, зато статья о русских художницах и русской народной вышивке очень подробная.
Фотографии из журнала «Dekorative Kunst» 1903 года. Русский «Терем». Александр Головин.
Цитата из книги «Александр Яковлевич Головин. Встречи и впечатления. Письма...» Изд. Ленинград-Москва 1960.
«В 1898-1899 годах Александр Головин вместе с К. Коровиным работает над оформлением кустарного отдела русского павильона на Всемирной выставке 1900 года в Париже. Головин проявляет при этом поразительную изобретательность в убранстве интерьера, создании новых моделей русской мебели, образцов майоликовых изделий, сочинении орнаментов.»
Благодаря фотографиям из немецкого журнала 1903 года, есть возможность взглянуть на Терем в Русской деревне.