Прежде всего я хотела попасть в зал Пьера-Огюста Ренуара и взглянуть на картину «Розы и жасмин в дельфтской вазе» (фр. Les roses et jasmin dans le vase de Delft) - о ней я писала в феврале. Но об этом чуть ниже.
Но сначала несколько слов о картинах Матисса.
««Танец» (1910) считается самой известной картиной Матисса. Современная критика долгое время была против произведения, но сегодня оно чрезвычайно популярно из-за его локаничного и ясного изложения.
«Московский коллекционер Сергей Щукин посетил парижскую мастерскую художника в 1906 году и заказал у него три декоративных панно для парадной лестницы в своем особняке. Два полотна из этой серии - «Танец» и «Музыка» - находятся сейчас в Эрмитаже, панно «Купание, или Медитация» - так и осталось незаконченным, сохранились лишь наброски художника.
Перед отправкой полотна в Россию оно было выставлено в Осеннем салоне 1910 года в Гран-Пале и вызвало скандал. Заказчика за глаза называли сумасшедшим и собирателем декадентствующего хлама». © википедия.
После революции собрание Щукина было национализировано, и «Танец» при разделе его коллекции между ГМИИ (Пушкинский музей) и Эрмитажем в числе других импрессионистов попал в Санкт-Петербург...
Однако, до того, как картины были отправлены в Петербург, о них рассказывал путеводитель Петра Перцова, Художественные музеи Москвы. Путеводитель. М.; Л.: ГИЗ, 1925
Рассказ о Первом музее Западной живописи в Москве 1925 год:
«Галлерея до революции составляла частное собрание московского купца Сергея Ивановича Щукина, начавшего свое собирательство с конца 90-х годов. Для русского зрителя многое в галлерее покажется мало понятным и даже странным, так как характер новейшей французской живописи, сосредоточенной главным образом на разрешении формально - технических заданий, резко отличается от характера русской живописи (особенно все еще наиболее популярного, передвижнического ее периода), в которой „сюжет“ играет руководящую роль. Лишь за последние полтора десятилетия в школах футуристов и кубистов, русская живопись, подчинившись вполне французским влияниям, слилась в своем типе с западной.
Вход в галлерею в главный подъезд, через двор. Внизу гардеробная. Галлерея находится во втором этаже. На лестнице помещены два панно Анри Матисса (р. 1869): „Танец“ и „Музыка“ (оба 1910), имеющие задачей передать впечатление движения (обычная цель этого художника). Поэтому рисунок их носит упрощенный, схематический характер, и центр впечатления перемещен в музыкальное провоположение ярко-оранжевых силуэтов тел и густого синего фона. Художник менее всего гнался за „сюжетом“ или реальной передачей действительности: его целью было создать в зрителе, посредством красочного сочетания, известное „настроение“, отвечающее условной теме картин. Это скорее картины-символы, нежели картины-этюды (как почти вся русская живопись). Первое впечатление, даваемое нам галлерей, остается определяющим и для большинства дальнейших».
Обратите внимание, Перцов пишет о ярко-оранжевых силуэтах. Конечно же, оранжевый / терракотовый, тем более что считается, что написана картина под впечатлением от греческой вазовой живописи. Нынче почему-то говорят о розовом, о красном цвете фигур:
««Танец» написан всего тремя красками. Синим цветом передано небо, розовым - тела танцоров, а зелёным цветом изображен холм. На картине изображен танец, хоровод пяти обнажённых людей на вершине холма». © википедия, так выглядит на данный момент статья на русском, но цветоописание это относится именно к варианту в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Хранящаяся в Санкт-Петербурге картина является второй версией, первая версия (1909) находится в музее Нью-Йорка.
Розовый цвет относится к варианту в Нью-Йорке (1909):
В википедии на немецком, к примеру, дается описание первого варианта картины «Танец» (именно первого варианта 1909 г.): На картине изображены пять обнаженных женщин, танцующих на холме. А вот с вариантом в Эрмитаже несколько сложнее, есть мнение, что изображены два мужчины и три женщины или один мужчина и четыре женщины.
Цитата на русском, позднее Матисс писал:
«В моей картине «Музыка» небо было написано красивым синим цветом, самым синим из всех синих. Поверхность была окрашена до полного насыщения, то есть до такой степени, что синий цвет, идея абсолютно синего выявлялась полностью, так же как и зелень деревьев и вибрирующая киноварь тел. Этими тремя цветами я добился светоносного аккорда, чистоты цвета и, что особенно важно, согласования цвета с формой. Форма изменялась в зависимости от соседства тех или иных цветов. Потому что выразительность создается цветовой плоскостью, воспринимаемой зрителем в целом». © anrimatiss.ru
Цитата на немецком:
«Die Fläche war mit Farbe gesättigt, das heißt, sie war bemalt bis zu dem Punkt, wo das Blau, die Idee des absoluten Blau, voll und ganz durchschien; Grün für die Bäume und vibrierendes Zinnober für die Figuren. Mit diesen drei Farben erzielte ich die leuchtende Harmonie, die mir vorschwebte, und auch die Reinheit des Farbtons». © Die Pariser Avantgarde
Поверхность была насыщена цветом, то есть окрашена до такой степени, что синева, идея абсолютной синевы, проступала полностью; зелёный цвет деревьев и вибрирующий Zinnober цвет фигур. С помощью этих трёх цветов я добился той светящейся (сияющей) гармонии, которую хотел (которая почудилась), а также чистоты оттенка.
Zinnober - киноварь, желтовато-красный цвет, оттенок красного цвета, киноварный цвет.
Рассказ Петра Перцова о Первом музее Западной живописи в Москве 1925 год:
«В следующей комнате (с верхним светом) картины Матисса: „Семейный портрет“, „Красная комната“ (1908), „Мастерская“, „Арабская кофейня“ и друг. Все они характерны для мастера, дающего здесь узорно-цветные отрывки окружающего мира, самодовлеющие в своих красочных сочетаниях, подобно восточным коврам. Это своего рода цветной кинематограф, совершенно лишенный какого-либо психологического и литературного „содержания“.
Человеческие фигурки на „Сем. портрете“ играют опять-таки только орнаментальную роль, производя даже впечатление игрушечных; на „Арабском кафе“ неясные абрисы туземцев уже вовсе лишены лиц, но весьма резко выступают на первом плане узоры черных чугунных колонок. Здесь искусство есть как бы живописный конспект реальности, сокращающий её до немногих „алгебраических обозначений“. Вообще истинным содержанием картин Матисса является красочный ритм, непроизвольно стихийный разбег и мерцание цветовых пятен. Искусство его вполне декоративно: в этом парижанине живет как будто человек Ближнего Востока - арабских, персидских и турецких стран, искусство которых так мало интересуется природой и человеком, почерпая все свои „сюжеты“ в орнаментально-декоративных мотивах, порождаемых романтически богатой фантазией.»
В залах Матисса в Эрмитаже можно увидеть картины:
«Семейный портрет» (фр. Portrait de la famille du peintre) (1911)
«Красная комната. Гармония в красном» (1908)
«Розовая статуэтка и кувшин на красном комоде» (1910)
«Девушка с тюльпанами» (1910)
«Натюрморт с голубой скатертью» (1909)
Фрукты, цветы, панно «Танец» (1909)
В 2019-ом эту картину привозили во Франкфурт в Штедель. «Натюрморт с танцем» путешествовал три дня, упакованный в коробку с климат-контролем. Грузовик привез его из Петербурга в Хельсинки. Оттуда он отправился на пароме в Травемюнде. Далее на грузовике до Франкфурта. Что несколько удивило, так это рассказ куратора выставки во Франкфурте Феликса Кремера. Рассказывалось о том, что на этой картине показан фрагмент мастерской художника, картина «Танец» видна на втором плане за столом с вазами и фруктами и далее: «Танец» сейчас висит в Музее современного искусства в Нью-Йорке, картина редко путешествует. А о хранящемся в Эрмитаже варианте 1910-го года - ни слова. Хотя, в данном случае на натюрморте, действительно, изображена мастерская с первым («розовым») вариантом.
Центр изображения был установлен на высоте 157 сантиметров. Это немного выше европейского стандарта, но это, по мнению куратора выставки, придаёт легкость. Надо запомнить.
Карикатуры и т. п. как раз радуют, условный символизм приобрёл смысловую огранку, варианты из сети:
граффиити в Темирау Казахстан / с дворником жж АКУЗНЕЦОВ / Walter Moers
Текст о коллекции Щукина с выставки «Рождение современного искусства. Выбор Сергея Щукина», Эрмитаж (1922).
Виртуальный тур по коллекции Щукина:
https://www.vogue.ru/peopleparties/afisha/vpered_v_proshloe_virtualnyy_tur_po_kollektsii_shchukina
Шарль Герен «Обнаженная женщина» Ок. 1910. Холст, масло. 116 x 89.
Пьер Поль Жирьё (Pierre Paul Girieud) «Пионы» 1918, из собрания С.И. Щукина, 1948, ГЭ
Пикассо «Любительница абсента» (1901)
Швейцарский художник Фердинанд Ходлер (1853-1918) «Танцующая».
Французский художник Charles Hoffbauer (1875-1957).
В собрании Эрмитажа есть картина Шарля Хоффбауэра «В Лондоне» (1907). Так и подписана картина, но почему в Лондоне?
Вычитала...есть в сети и другое название этой картины. Хоффбауэр родился и учился в Париже; в 1941 году он переехал из оккупированной Франции в Соединенные Штаты и стал американским гражданином. Он не получил признания как художник, а вместо этого работал аниматором в компании Уолта Диснея. «В ресторане» однозначно считается одной из лучших картин художника. Своих персонажей он помещает в интерьер модного парижского ресторана «Максим». Главные герои картины - представители парижского высшего общества; они изображены в полумраке интерьера ресторана. Эффектное вечернее платье напоминает рыбью чешую, сверкает и переливается в лучах света; на переднем плане на столе натюрморт.
Подробнее об ошибочном названии этой картины Ренуара читайте в теме:
Картина «Розы и жасмин в дельфтской вазе». Пьер-Огюст Ренуар. Ошибка в названии.
Дело в том, что это не жасмин, это жимолость. Картина репарационная из собраний немецкого предпринимателя и коллекционера Отто Кребса.
Портрет актрисы Жанны Самари.
Букеты роз Ренуара нынче находятся в разных залах, может быть это правильно?
Очень захотелось рассмотреть её платье, совершенно потрясающее платье.
Тени тоже очень интересны, согласитесь...тень от рамы будто повторяет поля шляпки. «Девушка в шляпе» (1892)
Картина Пьера Огюста Ренуара «В саду» (1885) также висит напротив окна, что добавило оттенков в палитру.
Клод Моне «Сад в Бордигере, утро» (1884) фр. Jardin à Bordighera, impression de matin. Холст, масло. 65,5 × 81,5 см
Итальянские впечатления.
До 1945 года картина находилась в коллекции Отто Кребса, во время Второй мировой войны была захвачена советскими войсками и отправлена в СССР в счет репараций. Долгое время хранилась в запасниках Государственного Эрмитажа и была показана лишь в 1995 году на Эрмитажной выставке трофейного искусства; с 2001 года числится в постоянной экспозиции Эрмитажа и с конца 2014 года выставляется в Галерее памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых в здании Главного Штаба (зал 403).
Моне писал своему другу искусствоведу Теодору Дюре: «Я поселился в сказочной стране. Потребовалась палитра с бриллиантами и драгоценными камнями».
«Уголок сада в Монжероне» (ок. 1876) Холст, масло. 175 × 194 см
«Пруд в Монжероне»
«Мост Ватерлоо» 65,3 × 101 см (1903) «Лондонская серия» («Лондоны») / На крутых берегах близ Дьеппа (1897)
- «Сена в Руане» (1872) Клод Моне.
- «Сена в Аньере» (1873) Клод Моне.
- «Дама в саду» Клода Моне была опубликовано в каком-то из советских учебников.
Ок. 1867 г. Холст, масло. 80 X 99 см.
- «Большая набережная в Гавре» (1874) Клод Моне.
Камиль Писсарро. Бульвар Монмартр в Париже, 1897.
Ловис Коринт (1858-1925) «Цветы». У меня тоже не совсем получилось передать цвет, но лучше, чем в сети. Цветы броские, яркие и местами объемные.
А ещё Ван Гог, Эдгар Дега, Поль Гоген...
Эти картины размещены в самом начале экспозиции импрессионистов на четвертом этаже Главного штаба (2023):
Генрих Эмзен (Heinrich Ehmsen, 1886-1964) - немецкий художник, живописец и график.
«С началом Первой мировой войны Г.Эмзен был мобилизован, в 1914-1918 годах участвовал в военных действиях во Франции, Фландрии и Румынии... В 1930 году он вступает в организацию «Комитет борьбы художников и пролетариев духа» (Kampfkomitee der Künstler und Geistesarbeiter), поддерживавшую КПГ. 1932-1933 годы проводит в СССР. В Москве проходит выставка его работ, советские музеи приобретают его картины.
После возвращения на родину, 18 октября 1933 года художник был схвачен гестапо. Пока Генрих Эмзен находился в заключении, все его работы были удалены из немецких музеев. Восемь полотен мастера были выставлены на нацистской пропагандистской экспозиции Дегенеративное искусство (Entartete Kunst). После освобождения - тем не менее - Г.Эмзен в 1939 году был принят в Комитет по имперской культуре (Reichskulturkammer). В 1940 году, после начала Второй мировой войны, Эмзен был вновь призван в армию. В звании лейтенанта служил в 1940-1944 годах во Франции, как художник при отделе пропаганды...» © википедия
Во Франции с 1940-го лейтенант Эмзен занимался культурными связями в области изобразительного искусства.
Генрих Эмзен «Борьба и смерть товарища Эгльхофера» (триптих). (1932/33)
Рудольф Эгльхофер (Rudolf Egelhofer, 1896-1918), моряк из Баварии, в возрасте 23 лет он стал комендантом Мюнхена, главнокомандующим Красной Армии (16 апреля - 2 мая 1919 года) во времена Мюнхенской Советской Республики. После её поражения был расстрелян 3 мая 1918 года в Мюнхенской резиденции без суда и следствия. Пишут, что художник перенес сцену казни на Одеонсплатц, на которой, как известно, маршировали нациты во время Пивного путча 1923 года.
чуть подробнее см. в комментариях.
Художник Генрих Кампендонк «Человек и животные среди природы» (1910-1924). Холст, масло. Размер: 95х65.