Один в небе...
Однако сама жизнь нет-нет, да и напоминала мне о былых устремлениях и предоставляла случай вновь стать ближе к небу. Шла вторая половина 90-х. Во всех областях была популярной ставка на коммерцию. Исключением не стало и начальная авиационное обучение. Аэроклубы с плановой подготовкой перестали широко финансироваться страной, потерявшей к ним всякий интерес, и вымерли. Оставшиеся на плаву немногочисленные коллективы авиаторов, не желающие пропадать, стали пропагандировать авиацию, как коммерческое развлечение и зазывать к себе всех, кто может заплатить за обучение прыжкам с парашютом, пилотированию планеров, самолетов и вертолетов или же за разовые ознакомительные полеты и прыжки. Таким образом, то, что раньше было доступным для узкого круга людей, по жизни связанных с авиацией, и прошедших все надлежащие препоны отсева по здоровью, возрасту и способностям, стало реальным практически для всех желающих!
Представился случай и мне, в то время уже почти похоронившему свою давнюю мечту, и занимавшемуся работой, совершенно далекой от авиации:
Когда мы познакомились с одним из наших коллег по цеху, впоследствии ставшим моим другом, он был мне представлен как "отличный парень". В ответ на такое представление, он заявил, что недавно он стал еще лучше на порядок, т.к. начал прыгать с парашютом в Егорьевском аэроклубе, чего и нам желает. Его рассказ выглядел по истине фантастикой: для того, чтобы самостоятельно прыгнуть с парашютом с самолета, летящего на высоте 800м достаточно... Иметь желание, свободный выходной, подходящую погоду и некоторое количество денег - не такое малое, чтобы прыгать каждые выходные, но вполне реальное, чтобы попробовать! И это все, что надо, чтобы остаться один на один со стихией! С небом! Я был поражен до глубины души: ни долгих месяцев подготовки, ни предварительных прыжков с вышки, ни умения укладывать парашют, ни требований по возрасту и здоровью!
Если бы такое мне предложили классе эдак в восьмом школы, я бы, конечно, ни о чем не думая, ухватился бы за такую возможность обеими руками. Но теперь, семейный человек с детьми, худо-бедно нашедший свое место под солнцем, и уже списавший свое стремление в небо в разряд воспоминаний, я раздумывал... Как такое может быть? В мозгу, уже привыкшем существовать в жестоких коммерческих джунглях современности, крутились сомнения и недоверие: если все делается так быстро, то это скорей всего, потому, что никто ни за что не отвечает, не обеспечивается никакой безопасности, и всем все равно, успешно я прыгну или не очень, главное, чтобы я принес деньги. Ну, понятно, звучали и другие "трезвые голоса", - Ради чего весь этот экстрим? Ты - семейный человек, и должен думать не только о себе... Но все это, хотя и звучало некоторое время, но было каким-то фоном, вторым планом. В глубине души решение уже давно было принято, и я лишь пытался его осмыслить...
И вот мы на маленьком аэродроме под Егорьевском, всей дружной толпой сидим в стареньком Ан-2. Напряженно и наигранно улыбаемся друг-другу. На нас надеты тяжеленные "дубы" и шлемы. Все, кроме двух человек в нашем тесном салоне еще никогда в жизни не прыгали. Эти двое - инструктор-выпускающий и здоровенный детина-парашютист, у которого уже с десяток прыжков. Он, как наиболее опытный, будет прыгать первым. По тому, куда пойдет его купол, летчик сориентируется, как выбрасывать нас, остальных. Он садится возле двери и поглядывает на всех свысока. В салоне пахнет бензином и краской, ничего не слышно из-за шума мотора. Вот сейчас предстоит не просто оказаться в небе, а впервые в жизни побыть с ним один на один! Наверное, выходить за дверь в небо будет страшно... Должно быть страшно, как мы слышали по рассказам многих. Но посмотрим - в конце-концов, решение принято, и отступать поздно. Биплан начинает разбег и оказывается в воздухе, а меня охватывает какое-то не поддающееся описанию, обреченное спокойствие. Я смотрю в иллюминатор и наслаждаюсь полетом, пока самолет набирает высоту - как давно я не поднимался в воздух и не чувствовал под собой его упругую силу. Как весело смотрятся внизу леса и домишки, какими гостеприимными кажутся сверху полянки. Чем выше поднимается самолет, тем более становлюсь я уверен в том, что не испытаю затруднений с прыжком... Но вот, начинается самое интересное: самолет набрал наши 800 метров и летит в направлении предполагамемой выброски парашютистов - как говорят, "лежит на боевом". В салоне звучит зуммер сирены готовности. Инструктор открывает дверь, и "бывалый" парашютист, прыжок которого будет пробным, или как говорят, "на мясо", решительно встает и подходит к проему. Еще мгновение, и он уже "за бортом" - только успели мелькнуть исчезающие ноги... Вот так оказывается это происходит! Инструктор стоит возле двери и втягивает назад фал с чехлом от парашюта выпрыгнувшего, самолет совершает неторопливый разворот и мы видим в иллюминаторах купол вышедшего парашютиста. Меня начинает охватывать волнение, хотя сомнений в том, что я выйду у меня по-прежнему нет. Рядом сидит мой друг, который выходит раньше. На земле он долго упрашивал меня дать ему мой фотоаппарат для "пары кадров в воздухе". Фотоаппаратом - обычной пленочной, по нынешним временам, заурядной мыльницей, я тогда дорожил, и дал его ему с большой неохотой. Но не зря - именно, благодаря ему, я позже увижу, как выглядел я в небе со стороны! А сейчас я гляжу на его лицо - оно сосредоточено и непроницаемо. Но вот звучит сирена... Наша сирена! Время сжимается. Волнение захлестывает до одури. Встаю и пытаюсь вспомнить инструкции: выход под хвост, счет 121, 122, 123, взгляд вверх - если нет купола, или с ним что-то не так, выдернуть запаску, смотрю на чеку запаски... А в это время люди исчезают в проеме под инструкторское "Готов?.. Пошел!" Ну вот и моя очередь. Я подхожу к проему, ловлю отеческий взгляд инструктора и, едва услышав его "Пошел!", решительно сообщаю своему телу импульс в проем двери... Секунды растягиваются... Сначала после шума в салоне наступает тишина, но очень ненадолго, почти тут же меня подхватывает бурным воздушным потоком и уносит под хвост. Потом поток стихает вместе с тарахтеньем самолета, и я ощущаю свое тело в воздушном пространстве - видно как удаляется самолет с чернеющим проемом двери, а я остаюсь один посреди необъятного воздушного океана. Свистит вокруг воздух, а подо мной где-то далеко снизу - земля. Страха нет, но сознание тоже ушло - ни о каком счете речь уже не идет, есть только одно ощущение восторга и грандиозности происходящего - я в небе, я посреди неба один! И все это умещается в одно мгновенье, какую-то секунду, после которой я начинаю ощущать за спиной шевеление, и меня сначала не очень сильно, а потом довольно настырно и мощно начинает тянуть вверх. Я инстинктивно ухватываюсь руками за лямки, образовавшиеся возле головы. Сознание возвращается - я вспоминаю, что не посчитал 121, 122, 123, смотрю вверх и с удовольствием наблюдаю над собой надувающийся купол, абсолютно правильной формы с тремя прорезями в задней части. Мне кажется, что он вышел гораздо раньше, чем прошло три секунды. Прямо рядом с руками услужливо свисают клеванты управления. Пробую потянуть клеванты и покрутиться туда-сюда. Вокруг наступает неожиданная тишина, и создалется такое ощущение, что я завис в простанстве-времени и перестал двигаться вниз. В воздухе кто-то поет! Очевидно кто-то из нашего взлета висит сейчас под куполом так же как и я, и его распирают эмоции. Я слышу его голос довольно отчетливо, но не могу понять, откуда он. Как я его понимаю! Подпеть что ли?
Хочется так висеть и наслаждаться ситуацией, однако, сознание уже не уходит: "Почему под ногами лес?" "Где наш аэродром?" "Попаду ли я на него?" Выясняется, что купол у меня направлен от аэродрома, и надо разворачиваться. Я энергично тяну за клеванту, и разворачиваюсь вместе с куполом. Теперь аэродром спереди, но прямо под ногами по-прежнему лес, и начинает казаться, что я спускаюсь именно на него, и до аэродрома не дойду. Вспоминаю инструктаж по посадке на лес: сгруппироваться, руки скрестить на лице тыльными сторонами наружу, ухватившись за лямки. Пробую принять данное положение - вроде бы получается удовлетворительно. Но высоты еще довольно много, а я уже ощутимо приблизился к опушке леса возле аэродрома. В воздухе слышны эмоциональные команды с земли в громкоговоритель: кому-то кричат, не мне ли? Но тут я понимаю, что не мне - вижу одного из парашютистов пытающегося приземлиться... на стоянку самолетов! Его купол оседает на землю рядом со стоящим Ан-2! Да... Какая же, интересно, будет моя посадка? Очевидно одно - я уже над кромкой леса, а подо мной еще метров 100! Хотя верхушки деревьев кажутся довольно близкими, а я уже различаю тропинки в лесу, людей на них, и даже сумки-пакеты в их руках, я понимаю, что гарантированно миную лес: беспокойство было излишним. Предстоит штатная посадка на поле. Теперь сгруппироваться и ждать касания. Неуловимо почти неподвижное висение в воздухе превращается в довольно ощутимое падение, и как я не ожидаю, земля внезапно и совершенно конкретно возникает под ногами, и принимает меня: я падаю на нее. Но тут же вскакиваю, ощущаю, что все в порядке, и рядом огромным полотном собирается на земле мой парашют! Дело сделано! Пора собирать стропы и купол, такой надежный в воздухе, и такой неуклюжий на земле.
Что дальше? (Часть 3) С чего все началось (Часть 1)