С понедельником, девочки и мальчики! Начало новой недели, а значит самое время опять обратиться к анализу образов и костюмов персонажей сериала Mad Men.
Первый в этой серии пост был посвящем образу Бетти Дрейпер, какой она представлена в самом первом сезоне "Безумцев".
Костюмы Бетти многое говорят о ней и за неё, однако, чтобы более точно и глубоко понять этот персонаж, недостаточно анализировать лишь её образ. Даже будучи женой главного героя, Бетти - отнюдб не единственная женщина в его жизни. А так как многое познается как раз в сравнении, сегодня предлагаю посмотреть на тех, к кому тянет сложного и ведомого внутренними демонами Дона Дрейпера, когда он покидает свой идеальный замок со своей идеальной принцессой.
Даже первого взгляда на "других" женщиндостаточно, чтобы разглядеть здесь конфликт:
На самом простом уровне: Бетти - единственная блондинка. Что на фоне двух черноволосых барышень не может не напоминать о растиражированном стереотипе о нежных и женственных "златовласках" и самостоятельных и волевых брюнетках (
в блоге я уже как-то затрагивала эту тему). Что ж, похоже, что создатели Mad Men, не мудрствуя лукаво, решили воспользоваться этой платформой. А так как действия сериала происходят в период, когда на стереотипах строились целые философии, то почему бы и нет. Но давайте копнем поглубже.
Первая любовница Дона, с которой мы сталкиваемся на экране - Мидж, иллюстратор, живущая в большом городе и не мечтающая переселиться в спокойный пригород, чтобы ежедневно готовить завтраки одному и тому же мужчине.
Те из вас, кто хорошо помнит первый сезон (или сейчас в процессе его просмотра), помнят, что в одной из серий Бетти пригласили сняться в
рекламе Coca Cola из-за её сходства с Грейс Келли. А когда её участие не утвердили, то официальной была причина, что "клиент решил пойти в другом направлении - что-то в стиле Одри Хэпберн". И есть в этом рациональное зерно, т.к. Грейс Келли, даже будучи символом, была на том момент символом эпохи уходящей, в то время как Одри с её более энергичными чертами олицетворяла собой образ грядущей современности:
(*) и вот интересный "костюмный" момент: неоднократно титулованная художник по костюмам Эдит Хэд, находившаяся в 50х на пике своей карьеры, и тоже своеобразный символ той эпохи, очень любила одевать для фильмов Келли и не очень - Хэпбэрн
А теперь посмотрим на костюмы, образы и тонкую иронию "Безумцев":
И получается, что выезжая за ворота своего идеального и традиционного дома, Дона тянет к женщине куда более независимой и прогрессивной, которая с среди бела дня спокойно носит брюки, и не удоволетворяется одним любовником (*напомню, что речь идет о периоде, когда брюки на женщине и вне дома все еще были событием довольно скандальным, почти как наличие любовника).
И вовсе не зря в одной из первых их совместной сцене Мидж одета в мужскую рубашку: женщина в мужской одежде рядом с мужчиной, имитирующая его повадки и общающаяся с ним на равных.
Будучи богемной и прогрессивной, Мидж демонстрирует это не только в собственных поступках и взглядах, но и в своих нарядах. Вот еще один интересный тому пример:
Понадобится почти десятилетие, чтобы деревенские мотивы, навевающие сегодня ассоциации со свободной любовью, коммунами и стилем хиппи стали модным мейн-стримом, но особо прогрессивные элементы уловили это уже в 60-ом.
И столкновение философий в сцене, где не нужны слова - одежда и внешний облик все говорят за своих хозяев: кто готов к свободе и новизне, а кто цепко держится за традиционный уклад жизни:
Второй, сильно повлиявшей на Дона женщиной в первом сезоне оказалась Рейчел Менкен - дочь нью-йоркского еврея, хозяина сети универмагов, успешная, богатая и самостоятельная бизнес-леди. И как положено бизнес-леди, на рабочую встречу в рекламном агенстве (и её первое знакомство с Доном) Рейчел приходит в наряде, вдохновленном стилем одной из первых успешных деловых женщин 20-го века - Коко Шанель, в "шанелевском" же костюме и жемчуге.
Плюс, собранные волосы, достаточно темный цвет, отсутствие "женственных" принтов или других деталей => Рейчел пришла сюда не флиртовать, не искать мужа, она пришла to talk business:
Интересно и то, как подчеркивается факт национальности Рейчел. В стране, где все равны и американцы, партнеры рекламного агенства обязательно сообщают Дону, что их потенциальный клиент - еврейка. Связано это не с антисемитизмом и "национальным вопросом", но скорее с тем, чтобы подчернуть, что эта женщина другая, не такая как все, экзотическая. Что сама она спешит подтвердить своим нарядом уже на следующей деловой встрече:
Крупное украшение, яркий цвет её наряда и, конечно же, экзотическая шляпка делают её похожей на необычную и тропическую гостью, явно выделяющуюся на фоне мужчин в нейтральных костюмах. Конечно, необычны и экзотичны в Рейчел её независимость, самостоятельное ведение бизнеса, то, как она ставит себя с мужчиной. И принадлежность к "несовсем-американской" национальности - своеобразное эхо другой независимой работающей женщине того времени, которая тоже любила подчеркнуть в обществе свои "не-американские" корни:
Необычная шляпка об этом только сигналит. Плюс, она явно более кокетлива, нежели её предыдущий образ, подсказывая, что на вторую встречу Рейчел пришла не только делать бизнес, но и пофлиртовать с Доном:
Несколько раз мы видим Рейчел в цветочных расцветках - её стремление показаться(?) более мягкой и женственной. Однако, сравните её цветочные принты с принтами той же Бетти :
Посмотрите, насколько в первом случае более яркие и насыщенные цвета, плюс,в то время как у Бетти цветы на женственном плате, у Рейчел они на деловом костюме. В один из редких случаев, когда Рейчел одета в платье с цветочным рисунком:
Но цветы здесь выглядят завявшими, мертвыми - этот наряд на Рейчел как бы и говорит: в роли традиционной домохозяйки я завяну, это не для меня.
Куда более комфортно такая женщина чувствует себя в деловом костюме - тогда мы чаще видим Рейчел в ярких и активных оттенках:
А здесь достаточно редкий для того периода леопардовый принт, который, опять же, должен сообщить стоящему напротив мужчине и о необычности/экзотичности такой женщины, и о её активной жизненной позиции:
Плюс, сложно не заметить, что одним из ярчайших штрихов личного стиля Рейчел являются крупные аксессуары: браслеты, клипсы, ожерелья. Причем, в данном случае украшения являются не только признаком социального статуса и богатства, но символом активности, независимости, способностью самолично распоряжаться деньгами (а не просить у мужа). Так, Бетти тоже носить много украшений, но сравните:
*это еще раз к тому, насколько
детали способны влиять на образ И подвести итог нашего сегодняшнего анализа можно её одним коллажем. Если первный говорил о сравнении женщин на самом простом стереотипном уровне, то теперь мы можем увидеть, какие образы скрываются за этими стереотипами:
На этом у меня сегодня все, до следующего понедельника и stay tuned!../div>