Неделя в этом журнале, как и везде, начинается с понедельника. Только в отличие от других, здесь это значит, что пора приступить к очередному разбору стиля в Mad Men. И сегодня мы займемся образом моей персональной любимицы сериала - по-тихоньку расправляющей крылышки мисс Пегги Олсон.
В контексте сериала персонаж Пегги интересен вдвойне. Во-первых, это одна из немногих, и женщин сериала, являющая собой историю успеха self-made, редкий экземпляр того времени. А во-вторых, её успех связан на прямую с острым пониманием того, что грядет новая волна - в прошлое уходит эпоха 50х (где, как мы видели, пока что
застряла Бетти) и что-то новое, пока что не совсем ясное идет ей на смену.
Наряды Пегги (которые пока что рано назвать целостным стилем) во многом отражают эту двойственность и перелом.
Начнем с того, что в отличие от других героинь сериала -
Бетти или
Рейчел, Пегги принадлежит к рабочему классу, поэтому работа для неё - не выбор, девушки и женщины из этой среды редко имели привилегию не работать, особенно до замужества. Прибавим к этому молодой возраст и образование в католической школе, и сразу станет понятным по крайней мере один повторяющийся мотив нарядов Пегги:
Будучи молодой девушкой из небогатой семьи в самом начале своей карьеры, Пегги пока еще не имеет собственного стиля, и во многих ситуациях, когда её еще не понятно, каким образом следует реагировать - как эмоционально, так и при помощи одежды, она обращается к хорошо знакомому и надежному - к школьной форме "хорошей девочки" из католической школы в Бруклине:
Так что клетка и белые "школьные" воротнички становятся в какой-то мере signature mark её формирующегося стиля:
Это в частности отделяет её от всех окружающих. И в первую очередь от остальных секретарш рекламного агенства - более ярких, следящих за модой, женственных:
посмотрите, как по-другому одеты женщины вокруг Пегги
На поверхности такой наряд говорит о Пегги как о простушке из семьи с низким достатком. Но следя за событиями в Mad Men, перед нами разворачивается несколько иная история. И рассказывают её именно наряды Пегги. Вспомним, что действия происходят в 1960-ом, когда взбираться по карьерной лестнице все еще было делом преимущественно мужчин. А большинство женщин, даже работающих, находились в поисках мужа. Если повезет, достаточно состоятельного и успешного, чтобы не работать.
Посмотрим под таким углом на эти наряды, и мы увидим, что более модные девушки-секретарши в своих ярких платьях подобны ярким цветам в ожидании самого крупного шмеля. Их главная ставка - на собственную женственность и на мужчин как символ из женского успеха:
Наряды Пегги в свою очередь по большей мере асексуальны, что и подсказывает, что её ставки и её успех придут совсем из другого края. Художники по постюмам подчеркивают это на протяжении всего первого сезона в очень интересной манере и всегда под другим углом.
Мы впервые встречаем Пегги в её первый рабочий день в качестве секретаря в рекламном агенстве:
Она свежеиспеченная выпускница школы секретарей (не колледжы!) и скорее всего, как и многие сегодня, в первый день работы надела один из своих лучших нарядов. Этот "один из лучших её нарядов" много рассказывает о ней. Во-первых, это типичный наряд студентки 50-х, что опять же говорит о происхождении и социальном статусе - Пегги пришла из той среды, где некогда было следить за последними трендами, и мода запаздывала на несколько сезонов, а то и лет:
* действия фильма происходят в 1960, а журнал - 1954-го
А во-вторых, на общем фоне офисных женских нарядов, образ Пегги очень скромен, почти религиозен, не имеет открытого женственно-сексуального подтекста.
Дальше художнкики по костюмам сталкивают нас с несколькими попытками Пегги, по собственной воле или поневоле, показать "женщину в себе" . Попытками, которые по крайней мере неловки, как эта, где изящный нью-луковский образ 50х выглядит на ней почти неуклюжим:
Или эта, когда Пегги пытается примерить "порхающе-женственный" образ (вплоть до шарфика на голой шейке и пуговиц-сердечек), но выглядит и чувствует она себя совсем не в своей тарелке:
Для сравнения - Пегги в более привычном "около-школьном" стиле - тот же бантик, но под глухим воротничком выглядит на ней совсем иначе, да и сама она чувствует себя так комфортнее:
И вплоть до топорно-смешных, как случай, когда поневоле (у Пегги порвалась юбка) ей пришлось целый день проходить в запасном платье, одолженном у Джоан - слишком ярком, вызывающем, не подходящем Пегги не только размером, но и общим посылом образа:
Хотя, пожалуй, самыми нелепыми оказываются те моменты, когда Пегги пытается показаться откровенно женственной по меркам уходящей моды - облачившись в нежные оттенки и цветочные принты:
Тогда перед нами появляется уже и не Пегги, а её матушка, из платяного шкафа которой скорее всего и были извлечены эти "шедевры" еще одно напоминание, что взрослым девочкам нечего делать в мамином шкафу ввиду резкого набора веса (причину узнаете, если посмотрите первый сезон ММ):
И для разительного сравнения - насколько более свежей и привлекательной получается у неё выглядеть, когда Пегги откладывает известные её стереотипы и одевает свою внутреннюю женщину в соответствии со своим пониманием (пусть и в своих бюджетных рамках):
Происходит тоже самое, что и в тех случаях, когда она дает волю своим, пока еще не до конца осознаваемым ею самой амбициям, далеким от замужества и традиционной семейной жизни - Пегги настигает успех.
И на посделок еще одно интересное наблюдение, связанное с цветом.
Все, кто уже видел первый сезон, знают, какие сложные отношения складывались между Пегги и Питом - как говорится, "от любви до нанависти..." Так вот предвосхищение этого можно увидеть в самой первой сцене из знакомства:
Пегги и Пит в желтом и синем соответственно. В цветах, которые являются [почти] комплиментарными (да, я знаю, что не с полной точностью и не в полном соответствии с цветовым кругом, НО(!) одеть Пегги в оранжевый...это была бы уже не Пегги). Т.е. это цвета, которые, находясь рядом друг с другом усиливают своего "оппонента". И это противостояние мы увидим еще:
Однако, в отличие от настоящих комплиментарных цветов, синий и желный смешать можно и на выходе получится новый цвет, что и получилось у Пегги с Питом, как выяснилось к концу сезона.
И конечно же, как и в случае других героинь Mad Man, образ Пегги был бы недосказанными и неполным, если б ы его не оттенял образ другой - тоже самостоятельной работающей, но идущей несколько иным путем Джоан.
Но об этом в следующий понедельник. Stay tuned - продолжение следует...