От
val000(
Валерий Аллин)
“Мир Полудня - литературный мир, в котором происходят события, описанные братьями Стругацкими в цикле романов, «представительской» книгой которого является «Полдень, XXII век» (от которого и произошло название мира), а последней - «Волны гасят ветер».” (
Википедия)
Начиная с книги «Полдень, XXII век», Стругацкие начали вводить в текст «связующих героев, иногда возникающих на самом
дальнем плане». Эти герои, и описанные Стругацкими места событий, и объединяют ряд романов Стругацких в так называемый Мир Полудня. Довольно цельный мир этот хорошо описан, а загадкой в нём остаётся только недописанный Стругацкими роман «Белый Ферзь». Бытует мнение, что «после смерти Аркадия Стругацкого Борис Стругацкий не решился самостоятельно продолжать работу над романом» и дал разрешение на его дописание
Ярославу Верову, в результате чего на свет появился последний роман Мира Полудня «Операция „Вирус“» (2009).
Роман читается легко и большей частью, действительно, неотличим от стиля Стругацких, но оставляет двойственное ощущение: хронологически, согласно описываемым событиям жизни Максима Каммерера, роман этот должен бы быть не последним, а предпоследним. С другой стороны, роман действительно ставит многие точки над «i» в Мире Полудня, разъясняя якобы неточности и несовместимости в романах Стругацких. Например, объясняется, как спаслось население «Далёкой Радуги», и почему на всех планетах Мира Полудня живут люди с одинаковым геномом. Плюс в романе Верова заканчивается объяснение устройства мира Саракша.
То есть, после романа «Жук в муравейнике» должен был появиться именно роман «Белый Ферзь» (он же «Операция „Вирус“»), но 5 лет спустя вышел роман «Волны гасят ветер», где Максим Каммерер уже очень стар, а первые герои Мира Полудня и вовсе начинают уже умирать по старости. Более того, в течение этих 5-ти лет появился и другой, вовсе не относящийся к Миру Полудня роман, «Хромая судьба», где авторы как бы общаются с великим Михаилом Булгаковым.
Мне кажется, что в данном случае в работу Стругацких как-то вмешался творческий кризис: авторов стало больше беспокоить своё место в этом мире. Так, Михаил Булгаков в «Хромой судьбе»
советует им всё же опубликовать давно написанный ими
мистический роман «Град обреченный». Самокопание, возможно, и привело Стругацких, минуя более не интересный им «Белый Ферзь», к роману «Волны гасят ветер», в ходе написания которого они осознали себя людэнами и потеряли интерес к прогрессорству так же, как его теряли и людэны.
*
Оригинальный пост Содержание