Стратегическая игровая карта-2, или зачем игроку фэнтези вообще нужен бюджет

Aug 09, 2021 07:42


В продолжение первой части.

Самая простая часть вопроса - зачем финансовая (а также политическая, экономическая, дипломатическая) сторона вообще нужны в настолке? Потому что, имхо - нужна. Можно иметь урезанный вариант правил, чисто под custom battle, но в целом... Если мы говорим про именно что стратегию, всё это необходимо. Прежде всего, для всех периодов истории, к которым правила вообще применимы - историки практически единогласно говорят, что генеральные сражения «пан или пропал» скорее редкость (при том, что война скорее правило). Боевые действия сводятся к осадам, рейдам, торговле с вассалами и потенциальными союзниками. В общем, королю или его полководцу (альтер эго игрока) приходилось много что держать в голове, кроме вопроса «разрешают ли правила на 3000 пойнтов третий редкий юнит?». Тем более, что не разрешают.

В компьютерных стратегиях вопрос «отраженного шума, как будто подземные духи орут» (С) Пратчетт нередко решается просто. Есть некоторая универсальная валюта, в которой исчисляются все доходы и расходы, и в которой по линейной шкале оцениваются, согласно крутизне, все юниты и постройки. Имеет право на существование и такой подход - особенно если подобставить его дополнительными условиями - но в целом для настолки это не совсем подходит. Имхо, разумеется.



Прежде всего, если всё каждый ход и на каждую «покупку» будет считать не комп, а игрок, то арифметические упражнения становятся слишком сложными. Также, что немаловажно (принципиально важно) даже наиболее продвинутые государства в географических и временных рамках правил - недостаточно централизованы, в современном смысле. Многое решается (и оплачивается) на местном и региональном уровне. До той степени просветления, чтобы все ресурсы шли только от государства и через государство, не дошла ещё ни одна фракция. Здесь уместно напомнить, как за сто лет военной революции испанский пехотинец стал стоить казне примерно втрое больше - инфляция, рост цен тоже, но в основном - из-за того, что король стал оплачивать многие расходы, которые ранее технично спихивал на верноподданных. Этот момент для игрока Должен быть то плюсом, то головняком: хорошо, когда за снаряжение войска или за укрепления платит некий закадровый благодетель (особенно для многих фракций откровенно небогатых, т.е. со слабой центральной властью - на «радость» игроку). Плохо, что все эти повинности не носят 100% обязательного характера, по крайней мере, с точки зрения платящих. Классический пример - для «монархической» фракции, которая может потребовать от подданных созыва ополчения, т.е. бесплатного войска (или дешёвого, если традиции и законы данной фракции предусматривают, что казна платит, например, «подъёмные» или оплачивает воинам тунику правильных геральдических цветов, что было и в реальной истории), указ о созыве ополчения, а также сборе допналога, продовольствия или фуража, по той же схеме, может привести к беспорядкам и даже мятежу. В целом, этот элемент, местные ресурсы, не только вполне историчен, но и единственное спасение для фракций малых  или слаборазвитых, а поэтому откровенно бедных. Особенно в обороне.

На другой стороне шкалы - фракции крупные и богатые. У них много ресурсов - но они же и должны за многое платить (см. испанского пехотинца из примера выше), кроме того, у имперской фракции в силу размера и размаха интересов практически не может быть одного фронта. В результате вечная история для империй - врага легко раздавить за счёт превосходства всего, но, когда ресурсы расхватают конкурирующие полководцы, остаётся самый минимум, с которым дай Бог в обороне усидеть.

Кстати об условной денежной единице. Само по себе это идея не только рабочая, но и в принципе, для настолки, практически неизбежная. Поэтому, как и было сказано в первой части, немалая часть работы над армилистами - это пересчёт исторических валют к игровой. Как правило, ориентируемся на цену хлеба, цену серебра - или, если совсем швах с данными, хотя бы по каким-то ценам. Да, сова и глобус, я в курсе, но «фер-то ке?»(с). Сколько можно, мы старались привести соотношение сил к историческим прототипам фракций. Если есть условные «Флоренция» и «Сиена», например, то вторая должна быть на треть беднее (а территория - в 2,5 раза, есть в одном исследовании такие цифры применительно к 14 веку: налогооблагаемое имущество было оценено в примерно 2,5 млн и чуть менее миллиона флоринов соответственно). И да, для атмосферы, как кажется, суммы должны быть значимыми. Конечно, легче считать условные крупные единицы, чтобы целый отряд стоил 60 или 100 «монет»... но это не совсем то, как кажется. И доходы должны исчисляться сотнями тысяч и миллионами, и расходы - десятками и сотнями тысяч.

Полагаю, читатель уже составил себе более-менее картину правил (если нет - готов пояснить в комментариях или в личке). Теперь пора, хотя бы вкратце, пояснить, за что игрок должен платить, за что может, а за что не платит вообще.

Игрок получает, в зависимости от ситуации и фракции - три разных бюджета: мирного времени, военный и дополнительный. Вы не поверите, но это в достаточной степени исторично, по крайней мере для европейцев. Бюджет мирного времени - это расходы «на оборону», обычно сравнительно небольшая сумма даже у империй, с учётом конкуренции других расходных статей.  Бюджет военного времени - ежемесячная сумма, которую игрок получает от казны на свои операции. Она оплачивает «постоянные» расходы вроде жалования и снабжения и не переносится на следующий месяц (конкурентов на казённые недопотраченные деньги всегда хватает). Кроме того, у игрока есть разовые дополнительные доходы (да, в т.ч. от грабежей, рейдов, прочей военной добычи и контрибуций). Это некая определённая сумма, из которой игрок может оплачивать всё и когда пожелает, пока она не кончится.

Итак. Если игрок планирует использовать эти элементы, из бюджета мирного времени ему следует выкроить суммы на оплату фортификаций и различных объектов вроде кордонов и военных фортов. Да, многое (обычно) оплачивается из местных ресурсов, некоторые фракции используют в военном строительстве рабский труд или же труд солдат... но всё же часть расходов оплачивать придётся. Разумеется, деньги надо будет выделить не только на сами стены-валы-рвы, но и на гарнизоны (кстати, ощутимая статья расходов для условных и историчных средневековых королевств). Причём это именно что постоянные гарнизоны мирного времени (здесь должна быть шутка, ака регулярный ляп переводчиков, про некроманта и skeleton crew). Да, те же королевства могут при необходимости занять нужные замки вассалами правителя - историки отмечают, что феодальная служба не только на коне и под знаменем лорда; как минимум в Англии от вассала могли потребовать гарнизонной службы, но это когда конфликт уже начался, или же вот-вот. А равно - в случае восстания баронов «вассальные» гарнизоны вообще могут перейти на сторону мятежников. Наёмники надёжнее, а в мирное время и вообще - практически единственный вариант.

Далее. В мирное время можно - и следует - инвестировать некую разумную сумму во флот и артиллерию. Всё это вещи время- и трудозатратные, во время войны поправить что-то уже будет непросто. Кстати, верно и обратное. У многих фракций есть возможность держать эти статьи «в чёрном теле», сэкономив деньги на другое, но и получив под начало гниющие корабли и полуразвалившийся осадный парк.

Далее. Всяческие выплаты, проценты по кредитам. взятки и дани. Если некая торговая республика желает держать на контракте избранного mercenary prince-а, или некое северное королевство - откупиться от рейдов, то это тоже оплачивается игроком по данной схеме. Кстати, вполне выгодный способ содержать и нанимать наёмников - чем стабильнее и дольше контракт, тем ниже ежемесячное жалование. Выгоднее только постоянная наёмная армия... но это не каждой фракции по карману.

И так далее. Всяческие арсеналы, военные припасы, медицинские и транспортные службы - всё, что хотелось бы иметь в военное время, придётся втискивать в бюджет времени мирного... Ну, или выкручиваться за счёт вассалов, городов, союзников, местных ресурсов и разовых (т.е. более дорогих) закупок. Как это и делают практически все не-имперские фракции.

На этом позвольте поставить запятую, а в следующий раз обсудить различные способы, как игрок обзаводится войсками и что за это платит.



В общем, как кажется, правила приучают игрока нежно любить свой war chest и внимательно следить за его пополнением, а равно и расходами. Кстати, в реальной истории резервные суммы нередко держали в тяжёлых, трудно воруемых (незаметно) сундуках. Только замков было несколько и с разными ключами и у нескольких людей. На всякий случай.

Удачи,

ЗЫ. Да, некоторым фракциям надо также платить в мирное время жрецам, гильдиям инженеров, воров и магов. Или, опять же полагаться на союзников, традиционные повинности или наёмников. Удалось найти жалование иностранного осадного инженера - любимчика Генриха Восьмого Английского. С учётом редкости и востребованности его знаний, статуса фаворита - примерно столько (и немало) игрок будет ежемесячно платить наёмному магу. От этого столба меряем и жалование иным наёмным персонажам-специалистам, вроде полководцев или тех же инженеров.

фэнтези

Previous post Next post
Up