Общая ситуация,
первые бои,
атака с севера,
начало сражения,
исход сражения,
хаи атакуют на северо-востоке.
По сценарию, Азур имеют право (и ресурсы, их потери пока не так велики) контратаковать. Как минимум, ожидается удар на севере, где гномы опасно приблизились к стенам и на юго-западе - отбросить гномов (и их алхимиков с ядами) подальше от водоснабжения города.
Но для разгона, разнообразия, а также потому, что между предновогодними хлопотами и такими же отчётами собрать народ непросто - отыгрываем морское сражение на входе в гавань столицы эльфийских колоний. Оба флота относительно малые - гномы ещё не отошли от осады Барак-Варра, и потерь в кораблях этой твердыни, у эльфов тяжело ранен король, распри как при дворе, так и между колониальной и «метропольной» знатью, а также общий неизбежный бардак - связанный с попытками организовывать большие группы солдат и кораблей без единого начальника.
Тут надо обязательно немного вернуться к правилам и рассказать о «морском» расширении. Оно опциональное, но имеет свой резон - прежде всего для фракций прибрежных, которым фактор моря может сильно подправить стратегическую картину.
Флот и сражения на воде мы старались воссоздать, ограничив технологическим уровнем «уже порох, пушки, но ещё не broadside warfare». Соответственно, корабли должны сравнительно редко тонуть (для этого их нужно целенаправленно разбивать немногочисленными и специализированными тяжёлыми ship killers-орудиями, ну, или таранами), а основной урон противнику наносит абордаж и огонь «противоэкипажных» металок. Кстати, продвинутые фракции находятся на той, сколько я понимаю, достаточно уникальной и недолгой стадии развития войны на море, когда сильно рулит gun galley - маневренная огневая платформа, которая пусть и наводится только всем корпусом, но зато имеет на носу сразу несколько пушек, и основная вполне может быть, скажем, фунтов 60 весом залпа.
Оспеевская иллюстрация боя (1538 г.) показывает, почему галера - по мнению ряда историков - некоторое время рулила. На лучшей маневренности зажать корабль и вблизи, когда "пороховым духом от пушек разрывало" людей, громить его огнём.
А вот, собственно. аж в двух ракурсах - чем громили. Нос галеры набивали артиллерией не жалея.
Правила также пытаются отразить, что корабль это одновременно и индивидуальный юнит, и боевая площадка для многочисленного отряда бойцов и стрелков, ака экипажа. Отражается это следующим образом:
- корабль, как и персонажи, имеет собственные атаки и характеристики (по сути - спасброски от различных рисков, опять же как персонажи). Более тяжёлые корабли менее увёртливые (от тарана, или от выцеливания той же gun galley, например), но зато менее вероятно, что получат урон по корпусу («вунду», проще говоря).
- плюс к тому корабль или эскадра (см.ниже) имеет отряд скирмишеров: либо чисто экипаж + контингент «морпехов», либо, что часто делалось - в придачу ещё дополнительное число бойцов (скажем, условных испанских аркебузиров или генуэзских арбалетчиков, набитых «пока бортов хватает»). Именно эти скирмишеры перестреливаются с оппонентом, а многие лёгкие металки с точки зрения правил считаются их усиленным вооружением.
Боевое построение флота имеет в первой линии три эскадры - группы кораблей, более или менее многочисленных в зависимости от своего размера. Совсем малые - по сути лодки на максималках, со стрелками и иногда одной малой пушкой или стреломётом - могут исчисляться десятками, но вообще задуманы более для сценариев с боями на реках и малых озёрах, а не на в море. Стандартные, средние корабли - галеры, когги и т.п. - составляют эскадры куда скромнее числом, но опаснее и сильнее, и уже вполне могут сражаться на «большой воде». Наконец, большие корабли вроде ранних пушечных или «королевских галер» могут иметь десяток или дюжину в эскадре максимум.
Вторая линия также может иметь до трёх эскадр.
Кроме этого, в центре и на флангах может быть (всего) по одному флагману - особо мощному и опасному кораблю, и иногда одной «поддержке» вроде галеаса при Лепанто или барже-плавучей батарее.
Флот имеет командующего и до трёх персонажей-героев.
Магия есть, как и магически усиленное оружие.
Погода (пока) относительно щадящая - правила исходят из того, что при непогоде (природной или вызванной профильным чародеем, как говорится «маг огня может быть очень полезен в сражении, но, если маг-погодник пожелает, сражение просто не состоится») корабли вряд ли выйдут биться вообще.
Оказывается, в сети есть неплохие сгенерённые картинки фэнтези - кораблей.
Как-то так,
Удачи,