Границу Вологодчины мы пересекли уже в сумерках. Ночевать будем в Вытегре (как всегда), а наутро решим, каким путем возвращаться домой.
Давно знакомая дорога с Петербурга на Вытегру - бывший Архангелогородский тракт - проходит через старинные погосты Ошта, Мегра, Водла и остатки деревень в промежутках. Множество брошенных домов у дороги, нагоняющих тоску. Прекрасное и почти заброшенное Обонежье, вологодский отшиб...
О самой Вытегре я
уже писала, что-то есть в ней необычное и цепляющее.
За небольшим кварталом пятиэтажек в центре сразу начинается частный сектор, где до сих пор живы и вполне здоровы старые деревянные особнячки. Не знаю, как в них жить, но выглядят эти переулочки очень уютно - особенно синим зимним вечером, заваленные высоченными сугробами и нежно благоухающие печным дымом :)
На ручейках живут утки.
А на реке-тезке города спят всю зиму корабли. Не будь здесь Волго-Балта с его шлюзами, Вытегра не отличалась от других небольших северорусских городов, но судоходная специфика как раз и выделяет ее.
Корабли самые разные, на многих люди занимались всякими нужными делами. Я побродила вдоль берега и поснимала железо под снегом.
После этой сессии мой фотоаппарат немедля опочил. Мир праху его, он повидал немало, а дальше в этом посте будут телефонные фотки.
Утром мы еще раз обсудили варианты обратного маршрута. Внезапно возникла идея просочиться на Каргополь по Р1 или хотя бы посмотреть, в каком состоянии эта тропа. Несколько лет назад мы пытались туда сунуться летом на Гетце, но уже начало дорожки в Прокшино не внушило доверия, так что не рискнули. Теперь же, на другой машине и в конце зимы, когда еще не начались оттепели, можно было попробовать. В
посте про дороги я показала несколько картинок, добавлю к ним еще чуть-чуть.
Куст деревень километрах в 12 от Прокшина. Нежилые дома у дороги, у стоящих возле леса из труб шел дым - возможно, там базируются работающие неподалеку лесорубы.
Речка Большая Индоманка, до нее дорога была вполне ровная, а вот за мостом и подъемом в горку начались сложности. Продублирую фото из дорожного поста:
Ямы на этом участке не очень страшные, потом было хуже. Особенно убитыми показались последние несколько километров перед архангельской границей. Ну и вот, наконец:
Дальше - никаких сложностей до самого Каргополя, прямая широкая трасса и появившаяся сотовая связь. Деревни в этом глухом углу большие и, что удивительно, по виду жилые.
Но придорожные дома, как и на Вологодчине, смотрят на проезжих черными глазницами.
А вот и Каргополь.
С самого знакомства с ним в 2000-м году я мечтала побывать здесь именно в такую погоду - солнечную и снежную. Мечта сбылась, но странное дело, я совершенно не хочу снимать город...
Однако, я хотя бы увидела Каргополь таким и был он хорош. В гостиницу не пошли (может, и зря), а закупились вкусными настойками Архангельского ЛВЗ и двинулись в сторону Няндомы. На этом культурная программа поездки, можно считать, закончилась. Напоследок еще успели порадоваться
масленичным куклам в Ярославле , а оттуда уже двинулись домой. Все запланированное осуществилось - и даже чуть больше. Правда, в этот раз не обошлось без материальных потерь, ну да от дорожных неприятностей никто не застрахован.