Люди и судьбы: история семьи Высоцких-Князевых, сибирских просветителей и советских поэтов...

Apr 26, 2015 20:38

... это - другие Высоцкие, и к Петру Высоцкому, о котором я уже много писала, отношения не имеют (или если имеют, то очень отдаленное, близкое родство не прослеживается). Виктория Сливовская, крупнейший специалист по истории политической ссылки, насчитала только в Николаевскую эпоху в Сибири десять ссыльных с фамилией Высоцкий.
У нас же речь пойдет про Яна (Ивана Станиславовича) Высоцкого. И начать опять придется с начала.

В 1823 году стараниями Новосильцева было разгромлено Общество филоматов и связанные с ним студенческие и школьные организации. В частности, в Гродненской губернии в Свислочской гимназии существовало тайное Общество зорян, членом которого был в числе прочих шляхтич Ян Высоцкий, "родом из Гродненской губернии, крестьян не имел". Вскоре после разгрома филоматов часть уцелевших бывших участников, избежавших высылки - выпускник Виленского университета Михал Рукевич и офицер Петр Гофман - создали новую тайную организацию - Общество военных друзей. Ян Высоцкий и другие бывшие "зоряне" стали членами новой организации. В конце 1825 года Общество военных друзей попыталось организовать выступление Литовского конно-пионерного батальона, аналогичное выступлению 14 декабря в Петербурге, однако восстание не удалось и все участники были арестованы и осуждены военным судом в Белостоке. Осужденные на различные сроки каторги и ссылки, пешим этапом "военные друзья" были отправлены в Сибирь. Только трое - Рукевич, Игельстром и Вегелин - оказались вместе с декабристами сначала в Читинском остроге, затем в Петровском заводе. Остальных разослали в разные места. Осужденные на пять лет крепостных работ и дальнейшее поселение, Ян Высоцкий и два брата - Феликс и Карл (Кароль) Ордынские оказались сначала в Омской, затем в Усть-Каменогорской крепости. Братья Ордынские в дальнейшем оказались привлеченными к Омскому делу, однако вина их не была доказана.



Михал (Михаил Иванович) Рукевич (1796-1841), основатель Общества военных друзей. С акварели Николая Бестужева

Что касается Высоцкого, то он отбывал наказание в крепостных арестантах, затем определен рядовым в сибирские линейные батальоны, к 1832 году дослужился до унтер-офицера, к 1838 году - до прапорщика, в 1845 году в чине поручика уволен от военной службы и определен "к статским делам в чине губернского секретаря" в городе Петропавловске Тобольской губернии, где жил и служил под секретным полицейским надзором. Интересно, что когда Высоцкий определялся в штатскую службу, по этому поводу возникла переписка между военным министром А.И.Чернышевым и новым шефом III отделения А.Ф.Орловым, недавно сменившем Бенкендорфа на этой должности; Орлов просил Чернышева "почтить его уведомлением о времени и цели существовавшего тайного общества под названием "военных друзей", а также о степени виновности и наказания лиц к оному прикосновенных". Помимо жалованья от службы, Высоцкому, как и другим малообеспеченным ссыльным, было назначено казенное пособие 114 рублей 23 1/2 копейки в год. В адресной книге Комитета опеки ссыльных и их семей, который организовала на Украине Ружа Собаньская, записано про Высоцкого: "пишет своей сестре в Винницу дня 9 июня 1849 года, что уже 23 года как находится в Сибири, что в этом году больше всего пострадал за свою жизнь при пожаре города Петропавловска, поскольку едва остался жив в опаленном халате с испачканной сажей головой, несколько дней был без какой-либо еды, пил только воду. Поселенец. Нельзя ему никогда отлучаться".

Вероятно, вскоре после этого Высоцкий скончался - точная дата смерти его неизвестна, но в 1854 году неугомонный декабрист Владимир Иванович Штейнгейль, вечный защитник всех обиженных, пишет И.И.Пущину и просит того похлопотать о сыне покойного Высоцкого:
"Если будете писать к Николаю Ивановичу (1), попросите его, буде имеет знакомых в Академии Художеств, чтобы походатайствовал об одобрении рисунков Высоцкого, вольноопределенного учителя рисования в Тарское (2) уездное училище.... Этот Высоцкий, сын умершего политического преступника, единственная подпора матери и малолетних братьев и сестер. С Божиею помощью Порфирий Матвеевич (3) так удобрился для меня, что удивил поспешностью данного мне обещания: Высоцкий уже допущен к исправлению должности. Приложите руку к довершению - donnez votre coup de main (4). А то, говорят, там часто забраковывают без особого ходатайства уважительного или матерьяльного; ecce homo"



Владимир Иванович Штейнгейль, декабрист (1783-1862). С акварели Николая Бестужева

1) Николай Иванович Пущин - брат И.И.Пущина, чиновник Министерства юстиции
2) Тара - город в Тобольской губернии, где сам Штейнгейль был долго время в ссылке (переведенный туда из Тобольска за конфликт с начальством)
3) Порфирий Матвеевич Чигиринцев, директор училищ Тобольской губернии
4) приложите вашу руку (фр.)

Итак, к этому времени Ян Высоцкий умер, оставив большую семью. Вероятно, Н.И.Пущин действительно "приложил руку", потому что далее в "Аттестате" сына Высоцкого появляется запись: "По выдержанию экзамена в Педагогическом Совете Тобольской гимназии на звание приходского училища допущен к исправлению должности учителя... Императорской Академией Художество удостоен звания учителя рисования 1855 года января 26-го".

Но в этом месте у историков и краеведов возникает проблема. Дело в том, что все комментаторы переписки Штейнгейля и Пущина считают, что речь тут идет именно о сыне Яна Высоцкого - бывшего члена Общества военных друзей. Эта же информация включена и в последнюю версию "Алфавита декабристов". Но по всем прочим документам и в дальнейшей истории, учитель рисования в Таре - Константин Николаевич Высоцкий!
Между тем, все прочие биографические детали совпадают, и специалисты уверены, что речь идет об одной и той же семье и одном и том же человеке. Каким же образом Ян превратился в Николая?

В "Аттестате" сына Высоцкого указано, что он православного вероисповедания и принадлежит к "податному состоянию".
Из мемуаров сибирского просветителя Чукмалдина, который вспоминает об истории семьи Высоцких: "К.Н.Высоцкий родился в г.Таре, если не ошибаюсь, в 1835 г. Отец его был политический ссыльный с польского восстания 1831 года. Ребенком Высоцкий рос и воспитывался под руководством отца и под влиянием русской матери, на которой отец его в Таре же и женился. Как сын лишенного некоторых прав отца, он не мог окончить курса гимназии, и вышел лишь с правом учителя народных училищ..."

Мы уже выяснили, что отец Высоцкого был сослан не в 1831 году, а раньше. Но в этой цитате есть указание на то, что Ян Высоцкий, по-видимому, женился на русской, местной сибирячке. Тюменский краевед С.Г.Филь, комментируя историю семьи Высоцких, делает такой вывод: "Исходя из того, что на момент рождения Константина в Сибири не было ни одного римско-католического храма и ксендз из Томска объезжал Тобольскую губернию раз в год, а избранница Яна Высоцкого была русской, а значит, скорее всего православной, можно уверенно предположить, что он перед свадьбой крестился по православному обряду, приняв имя Николай".
Этот вывод представляется лично мне нелогичным. Во-первых, чтобы католику жениться на православной, ему совершенно не требовалось креститься в православии; межконфессиональных браков - вагон и маленькая тележка, сами по себе межконфессиональные браки никогда не запрещались - но дети, действительно, должны были быть крещены и воспитаны в православии. Во-вторых, даже если бы Ян Высоцкий действительно по каким-либо причинам решил принять православие (редко, но бывало), то он бы стал просто Иваном (Иоанном), а вовсе не Николаем. И если его сына в итоге зовут Константин Николаевич - то я бы скорее предположила, что Ян Высоцкий женился на женщине с ребенком (может, она вдова, а может, у нее незаконный ребенок) и усыновил ее сына (а дальше у них уже могли появиться общие дети).

Через некоторое время Константин Николаевич Высоцкий перебрался из Тары в Тюмень, где преподавал в Тюменском уездном училище. В 1859 году он был произведен в чин коллежского регистратора. В 1863 году вышел по прошению в отставку. В это время ему было около 28 лет, и он был женат на дочери священника, Людмиле Афанасьевне, в семье было две дочери - Мария и Людмила, позже появился еще сын Николай. Так начинается новая история семьи Высоцких - сибирских просветителей, книгоиздателей и меценатов...

продолжение: http://naiwen.livejournal.com/1217162.html

декабристы и их время, декабристы

Previous post Next post
Up