Святки-Колядки в Пожарище-Кокшенской-Лесютино, январь 2014

Jan 09, 2014 01:15




Под катом больше сотни фотографий Валентина Харпалева (с). Если до конца досмотрите, там еще и рассказа моего до фига.
Колядки Валя снимал только лесютинские. Колядовщиков, которые к нам заходили, на фото нет. Но они на лесютинских похожи. Там по тексту будет понятно дальше.

Святки-Колядки в Пожарище-Кокшинской-Лесютино, Вологодская обл., Нюксенский р-н, январь 2014















































































































Традиция - на то и традиция, чтобы повторяться и сохраняться. Колядки в Пожарище проходят традиционно. То есть, всякий год почти одинаково. Просто дети подрастают, а бабушки стареют, кто-то семьей обзаводится, кто-то уезжает учиться. Кто-то прежде колядовал, а теперь сам колядовщиков принимает.
В этом году разделились на две команды. Одна с раннего утра седьмого января отправилась в Лесютино, это в четырех отсюда километрах. И Валентин с ними поехал. Снегу немножко привалило, еще не так, как после Рождества, но все равно на машине сложновато было. Но ничего, добрались.
Там Ольга Николаевна, Софья Юрьевна, местные, лесютинские девчонки и Валентин обошли десятка полтора дворов.
А в Пожарище и в Кокшенской Олег Николаевич с двумя сыновьями Егором и Ромой, а еще с Галиной Николаевной, да с Ариной, Маней, Ритой, Наташей, и другой Наташей, вообще все рекорды побили - обошли аж сорок домов! Это представить себе - четыре с лишком часа по двум деревням ходили!
С собой - «звезда» со свечкой, одеты как положено: у девчат платки, полотенца белые крест накрест повязаны, корзинки.
Как в дом входят, в сенях свечу в звезде зажигают. С порога просят хозяев разрешения поколядовать. Потом Тропарь Рождественский поют. Потом Рита: «Сию-вию-посеваю, с Рожжеством вас поздравляю! На житьё, на бытьё, на здоровичё!» - и зерном во все стороны рассыпает из специальной корзинки. Это зерно после колядования полагается собрать, а весной в первую борозду посеять. Потому что на колядках на весь год вперед делают задел.
Дальше поют обязательную Пожарищенскую колядку:
- Шла-шла Коляда из Нова города,
Просила Коляда хлеба-мяса-пирога,
Кто даст Коляде, тому двор живота,
Триста коров, полтораста быков,
Они по полю ходили, помыкивали,
А во двор заходили - поигрывали.

Дальше ребята заводят:
- Маленький мальчик сел у стаканчик,
А стаканчик «хруп!», подавай, тётя, руб!

Поздравляют «с новым годом, с новым счастьем, с новым ложкам, с новым чашкам!». «Дай, Бог, тому, кто в этом дому, доброго здоровитя, долгого живиньитя!» - еще говорят.
Хозяева одаривают колядовщиков конфетами, сластями, кто мелочь даст, кто хлебушка своего, сала, яичков, могут бутылку вина дать. Это уж не детям, а взрослым. Валя вон с лесютинского колядования котлеток принес свеженьких, еще тепленьких. Из парной говядины - только что бычка забили.
А перед уходом из дома колядовщики еще говорят: «Спасибо этому дому! Пойдем к другому!»
Мы колядовщиков с Анютой ждали, но все равно пришли они как-то неожиданно. Мы конфетами-печенюшками поделились, зернышки с пола потом собрали, в баночку сложили. Весной, если не забудем, посеем.
Думали, что к нам и другая бригада потом заглянет, но лесютинские свой участок отработали, а уж в Пожарище ходить не стали.
Потом колядовщики в ЦТНК всё наколядованное поровну делят, и - перерыв до вечера. А вечером здесь же, в Центре традиционной народной культуры, в большой светлой избе, святочная вечера.
Хотя, перерыв до пяти - это только детям. А неутомимый Олег Николаевич с места в карьер, скинув только мокрые валенки, принимается за работу. У него и у, под стать ему, трудоголиков, сотрудниц ЦТНК праздничный марафон продолжается нон-стоп: стряпня к вечернему приему гостей, встреча с людьми какими-то нужными-важными из Тарноги, репетиции... И потом еще весь вечер на арене - и пляшут, и игры заводят, и на гармошке Олег играет, из рук не выпускает, а женшчины вокруг столов вертятся, подают-убирают, гостям скучать не дают... Гвозди бы делать.
Я этим удивительным женшчинам, которые в Пожарище в ЦТНК работают, поражаюсь! Две Галины Николаевны, еще Елена Петровна, еще Ольга Николаевна, и Софья Юрьевна, и Наталья, и кого забыла - простите. Работают ведь за 6500 в месяц! Да, вот такая зарплата. 6500. И крутись, как хочешь. А такие устраивают праздники! Нарядки ткут-шьют, на ткацких станках детишек обучают, поют-пляшут, на балалайках-гармошках играют, готовят, пекут, гостевой дом обустроили. А сколько бумажек всяких, отчетов бесконечных приходится писать! Работать ведь с этой бюрократией не дают - совсем заели с отчетами. И в будни, и в выходные на работу выходят, дотемна сидят. У каждой ведь еще семьи, хозяйство, никто ж и огородов, и скотины не отменял. Потрясающие женщины. Приезжаешь сюда, общаешься с ними, и чувствуешь себя на их фоне лентяйкой, лоботряской заевшейся.

Ладно, сейчас про Святки еще.
На вечеру съезжается народ из Нюксеницы, из Тотьмы, Тарноги, из Вологды. Были в этом году из Алексина, из Череповца, из Москвы. Из Питера, вроде бы, не приезжали. А так приезжают тоже. Всего человек, может быть, сорок набралось.

Тут вставка-агитка.
Люди, приезжайте в Пожарище! Школьников везите! Для школьников условия идеальные, честно. Взрослый, может быть, не всякий захочет заселяться в комнату с несколькими койками, а детям, студентам или компаниям большим - вообще красота. Тут, в Пожарище, гостевой дом отличный на базе школы. Тёплый, чистый, благоустроенный. В нем и кухня есть, и вода горячая. Всего 300 рублей в сутки. Где еще такое найдете? Пустует, стоит. Потому что рекламы нет, не знают люди, что можно сюда приехать. А надо бы информацию донести.
В деревне магазин, всё, что нужно, можно купить. У бабушек молоко своё, яички. А приедете, вас всякому научат, всякое покажут - и обряды, и игры, и пляски, и как половики ткать, и песни... Просто душой отдохнете. Так здесь хорошо! Далеко, да. Так в этом весь цимус, что далеко. Близко-то вы где такой говор услышите? Где такие холмы-просторы увидите? Где наслушаетесь всяких чудес удивительных? И, эх... Сидите там, как эти. А здесь - жизнь!

Ладно.
Еще на Святочную вечеру приходят бабушки. Даже такие, которые уже некоторые и плясать на круг не выходят, и не поют особенно. Но всё равно приходят красивые, в нарядках, отглаженные-отутюженные. Кто-то из бабушек в деревне не зимует - родственники забирают в города, за самочувствие беспокоятся. Но большинство остаётся.
На праздничных столах - и холодцы, и салаты, и блины, и брусника моченая, и рыжики солёные, и картошка с мясом. И водочка, конечно.
По кругу пускают братыню с пивцём.
«Цяроцька-цяроцька серебряная. Серебряная, да позолотеная. Кому цяру пить, кому выпивать? Пить-выпивать (нашим гостюшкам). Пейко-попейко, на дне-то копейка. Пьешь-попьешь, золотой найдешь. Золотой найдешь, да вина наберешь. Да вина наберешь, да людей напоишь». "Пейте, гостеньки, на доброе здоровьицё. Сахаром ко серцю, медом на язык. По всему, да по полному".
«Пиво пили, пиво пили всё из половинотёк. Слава Богу, добралиси до больших братынецок».
В этом году мне всего глоток пивця достался. Пиво хорошее, сладкое.
Пожарищенцы играли с гостями в разные святочные обрядовые игры, заплетали с девушками плетень, водили «царевну-королевну, царёв сын - королёв сын».
Детвора отдельно в сенях шумно играла в «поленце, поленце моё, ты поленце берёзовоё, кому драть, кому брать, а кому целовать». Играют так. Пока припевают, идут по кругу, держась за руки, а потом так же, в кругу начинают тянуть за руки друг друга, стараясь, чтобы кто-нибудь из играющих свалил стоящее в центре круга поленце. Кто собьет, тот выходит. Круг становится меньше. И так до победителя.
В нужный момент по команде Олега Николаевича в зале притушили свет, чтобы было похоже на настоящую святочную вечерку, как в старину. И стали плясать знаменитую пожарищенскую «уточку», которой, как говорят, чуть ли не четыре тысячи лет. Плясали сначала незамужние девки, по-девичьи. Это когда строго пляшут - руки вдоль тела, девушка «плывёт», только каблучки работают. А потом уж вышли взрослые женшчины, стали плясать по-бабьи. Бабам, которые уже по праву «рожки» носят под платками, разрешается «уточку» плясать с определенными движениями - например, руками на висках круги наверчивать и еще разные особые действия совершать. Бабушки сидели за столами обсуждали молодых, как пляшут. Потом некоторые сами мастер-класс показали. В полумраке эта пляска, правда, как-то по-особому смотрится. Ощущаешь, что совершается что-то таинственное, сокровенное, природное, глубокое и глубинное. И не столько для людей, которые вокруг, сколько для сил невидимых, для стихий.

«Покойника» в этом году не «хоронили». Один раз только мне довелось присутствовать на этом святочном действе в Пожарище - на всю жизнь запомнила. В ЖЖ об этом писала, ссылки недавно давала. Играют «покойника» чаще, когда в деревне детей мало родится. Сейчас, вообще-то, самое время - детишек совсем мало, собираются даже детский садик закрывать. Школу-то уже закрыли несколько лет назад, вот теперь очередь садика. Жалко. Мало, что со зданием садика неизвестно что будет, так еще несколько человек без работы останутся. А где тут работу еще найдешь? Негде.
Ладно. В общем, «покойника» не было. Зато были «наряжёнки». Правда, не местные, а приезжие. Вот, мы, например. То есть, мы-то уже на четверть как бы местные, но всё равно, у нас-то силы есть, а у пожарищенцев они уже были на исходе, чтобы еще и это дело заводить.
А мы - что? Мы привезли в деревню из Москвы две лошадиные головы. Одну гнедую, другую белую. И надо было эти головы, очень, надо сказать, качественно и натуралистично сделанные, как-то оправдать, уложить в сюжет традиционного представления, которые ряженые устраивают.
Я прошерстила Интернет, надергала штук семь-восемь разных лошадиных скоморошьих историй и скоренько сварганила крохотный сценарий на три персонажа - Цыганка, Конь и Коновал. Цыганкой сама вырядилась, Конём Валю сделала, а Коновала исполнила гениальная Маня, Сонина дочка. Анюту на время выступления самоотверженно взяла на себя наша почти штатная пожарищенская нянька Арина.

Вот он, сценарий. «Литую», патентую, пока по Интернету не разошелся. Тарногские уже себе выпросили - Валя распечатку отдал. Может быть, кому еще пригодится.

Цыганка: - Здравствуйте, хозяин с хозяюшкою! Я - Цыганка Мора из цыганского хора, пою басом, заедаю ананасом, запиваю квасом! Шишела-Мышела, от людей слышала, что вам хороший конь требуется. Конюшни стоят заброшенные, совсем развалились.
Мои кони все хороши! Кони - самые якши! Первый - пегий, со двора не бегает; второй - чалый, головой качает; у третьего грива густа, голова пуста, в гору плачет, под гору скачет. А четвертого, самого ядреного, хорошо кормленого, к вам привела! А за ядрёных, сами знаете, дают пару сотен зелёных! Купите коня!
(входит конь на веревочке)
Добрый конь, хваленый конь.
Для кого четыре тысячи, а вам, по знакомству, за двести рублей отдам!.. Ладно, полтораста рублей прошу для начала. Кто добавит ребенку на сало? И другим моим детишкам на молочишко. Целый табор нас! Кто больше даст?
Такая, братцы, лошадь, что без хомута гони в четыре кнута, и то только до ветру! То есть, по ветру. Не конь, а огонь: бежит - дрожит, спотыкается, а упадет - не подымается! Не животина, умней меня, не продала бы, деньги нужны, на ярмарку спешу.
А масть-то какая! Бурая, гнедая, с боков худая, с пятнами, лохматая, на один глаз кривая, горбатая. Арабской породы, с аттестатом. Лошадь хоть куда! Лошадь красива так, что гадко смотреть и страшно плюнуть. Не сопата, не горбата, жива, не подорвата, а бежит - земля дрожит, а впадет - три дня лежит, а в грязи - разорвись, хоть сам вези.
Что ж так мало даете? Сейчас я специалиста позову. А ну-ка, коновал, посмотри, какая у меня лошадка!
(коновал осматривает)
Коновал: - Конь-то, небось, ворованный?
Цыганка: - А ты меня за руку ловила? Наше дело цыганское- украсть, продать, променять, деньги получить, закусить, выпить. Может и ворованный, а может и сам по дороге прибился.
Коновал:- Что-то маловато у коня зубов-то!
Цыганка: - Зубов немного, потому как лошадь молодая. Не выросли еще!
Коновал:- А хвост-то у коня есть?
Цыганка: - Есть, как не быть!
Коновал:- А ну, дай посмотрю...
(конь скидывает пальто, по пальто - хвост из веника)
Цыганка: - - Э-э, поаккуратнее там!
(коновал отрывает хвост у лошади)
Коновал:- Да хвост-то фальшивый...
Цыганка: - И что с того? С хвостом лошадей пруд пруди, а ты попробуй, без хвоста найди! За эксклюзивность сотенку накиньте... Ты на гриву, на гриву посмотри! Шелковая, волосок к волоску!
(коновал смотрит гриву и тоже ее отрывает)
Коновал:- Так и грива фальшивая!
Цыганка: - Да шут с ней, с гривой! У жеребца настоящего что главное? (конь пытается в штаны залезть, показать, цыганка останавливает). Не-не, не это! Это мы в починку отдали. А главное - голова! Голова есть? Есть.
Коновал: - Так может быть и голова не настоящая?
Цыганка: - Как это «не настоящая»? Ну-ка, поднесите коню чарочку!
(конь «выпивает»)
А теперь, Гнедок, покажи свою прыть! Гармонист, сыграй-ка русского! Галопом!
(конь пляшет, копытами машет, баб хватает, сажает Коновала на закорки, скачет по кругу)
Цыганка: - Тпру! Тпру, Сивка-бурка! Тише, окаянный! А то упадешь и седока на целый век горбатым сделаешь! Скинь Коновала! Я тебя еще не сторговала!
(конь ссаживает Коновала, Коновал сдергивает голову с лошади)
Конь: - А ну вас всех! Злые вы, уйду я от вас. Отсюда через Вологду и Архангельск, махну прямо на Кавказ - пить кахетинский квас! А голова у меня еще одна есть. Была гнедая, а теперь седая! (вытаскивает из-за пазухи другую голову, надевает, ржет и скачет из зала).
Цыганка: - Эх, упустила я своё цыганское счастье! Ну да ладно. На гадании больше заработаю. (Коновалу) Эй, молодой, холостой, позолоти ручку, всю правду скажу! (беру Коновала под локоток, ухожу из зала вместе с ним)

Отыграли мы свою сценку неплохо, живенько, народ смеялся, коню радовался. Конь в пальто с веником вместо хвоста вел себя беспардонно, хватал тётенек за подолЫ, трескал за обе щеки халявные мандарины, выплясывал коленца, а в конце ему вообще башку сорвало. В буквальном смысле. Коновал сорвал.
Валя, бедный, в лошадиной голове совсем запарился. И не видно там ничего, и жарко. Зато эффектно.
Анюта хоть и к лошадиной голове заранее привыкала, ощупывала ее, примеряла даже, все равно напугалась внезапному папиному преображению и проверещала истошно всё выступление. Пришлось мамкам-нянькам ее из зала выносить и самим выступление пропускать.
Я цыганкой была аховой. Нет, так-то неплохо выступила, просто собственный сценарий выучить толком не успела. На импровизациях пришлось выкручиваться.
Потом мы с Анютой еще немножко на вечерке побыли, многое не видели - отсиживались в соседней комнате от шума- духоты отдыхали, а в десятом часу дочка запросилась спать.
Мы тихонько собрались и пошли домой. А Валя остался фотографировать и праздновать дальше. Туристы-москвичи, отдыхавшие по туристической программе в ЦТНК Нюксеницы, 9 человек, еще поводили медведя. Их в Пожарище на праздник привезла Любовь Николаевна Бородина. Это я уже только на фотографиях чуть-чуть увидела.
Гости разошлись около полуночи. А героические сотрудницы ЦТНК до половины второго посуду мыли.
Молодежь иногда на Святки по ночам балует - двери подпирает, ступеньки водой поливает, машинам выезд заваливает. В этот раз, кажется, тихо всё было. Нас, во всяком случае, не тронули.
Так вот отпраздновали.

Сегодня ходили в Гостевой дом. Там ткацкие станы стоят ЦТНКовские. Галина Николаевна показывала нам, как стан заправлять. Я мало что поняла, но Валя всё заснял. Морочное дело. У нас еще и нитки не наснованы, и сновальни своей нет. Дураки, надо было хотя бы бобину с нитками сюда захватить - здесь бы насновали. Зато в Нюксенице нам сделали новую нитеницу. И бёрда Валя заводские заказал, уже получили. К станку не хватает четырех дощечек простых, можно самим сделать. Не знаю, когда уж у мамы до самого ткачества дойдет. Хотелось бы, конечно, побыстрее начать.

Сейчас семь вечера, 8 января.
Арина с Маней на все лады развлекают Анюту. Визг, топот, рукомашество, ногодрыжество, рычание и утробные звуки.
Валя разбирается с газовым котлом - что-то там с зажиганием, гаснуть стал, зараза. Ночь уж как-нибудь перекантуемся - если что, есть электрическая простыня и два электрообогревателя. Печку затопим, но печка другую комнату обогревает, а разбирать-перетаскивать большую кровать уж больно не хочется. А, нет, вроде бы, заработал. Живём.
Еще завтра здесь побудем, а послезавтра с утречка тронемся в Москву.

Посты прошлых лет о Святках в Пожарище:
http://natalyushko.livejournal.com/637782.html
http://natalyushko.livejournal.com/512822.html

фольклор, Аня, сценарий, Валя, Пожарище, этнография, Святки, традиция

Previous post Next post
Up