Когда я только вернулась симпозиума, тут же заприметила в русском ЖЖ интересные иллюстрации того, как надо. Лучше я не сочиню, поэтому будем учиться у
mirtagroffman. Вы не найдете ничего подобного ни в одном учебнике для врачей, медсестер, профессиональных консультантов по кормлению. Ни один из медиков не говорит таким языком с мамами просто потому, что кормление это пережитый опыт или непережитый опыт. Невозможно научить восторженно, образно и эмоциально рассказывать о кормлении тех, кто никогда не кормил. Еще невозможно в университете научить быть мамой, у которой кормление - неотделимая часть материнства.
Еще одно замечание - это один из возможных вариантов. Вся прелесть описания кормления самими матерями - их много, они все правильные, их нельзя записать в свод правил или протокол по тому, что нужно делать, как нужно чувствовать, как надо устраивать свою жизнь во время кормления всем.
Еще один плюс таких описаний - они всегда локальны, всегда понятны тем, кто живет в одной и той же культуре, но при этом, даже в одной местности, сохраняют колорит и разнообразие чувств и мнений разных женщин, в зависимости от их предствлений о жизни, семье, себе, детях.
Жирным я выделила, как мне кажется, самые главные мысли, которые ярче всего показывают разницу между эмоцией и механизмом, между частью жизни человека и медикализированным проектом.
Первый рассказ служит хорошим контрастом языка, которым описывается кормление женщинами, и который понятен женщинам, против технического языка медицинской профессии. Второй рассказ как нельзя лучше иллюстрирует разницу между механическим процессом кормления, который вырисовывается в технической литературе по кормлению, а также исследованиях, и эмоциональном кормлении, которое неразделимо с материнством. (Названия статей - гиперссылки в журнал автора).
Об этом были сообщения
Главные мысли с симпозиума про грудное вскармливание и феминизм. ГВ и феминизм. 2010. Фиона Giles. "Пропаганда грудного вскармливания посредством Ars erotica (искусство эротики): от самопожертвования к заботе о себе". ГВ и феминизм. 2010. Эйми Иден. Aimee Eden. "Глобальная профессионализация консультирования по грудному вскармливанию и медикализация грудного вскармливания". Молокоотсосы и весы. Медикализация грудного вскармливания и идеология нехватки грудного молока. Родной язык. Утром в ФЛ прочитала пост Анны Вокиной о ее походах на тренинги, и там был затронут вопрос родного языка и образности мышления.
Вот ссылка на пост. Я написала комментарий, о том, как я стала ощущать важность этого самого образного мышления, и главное образного изложения, простым понятным языком.
"Я родилась на Украине, прекрасно говорю и читаю на украинском..но выросла я в русскоязычной среде, и мой родной язык русский. При этом, так как я всегда много читала, много говорила..и любила всегда говорить умно:), то долгое время использовала именно иностранные, сложные, или просто малоизвестные слова.
Потом я начала работать консультантом по ГВ, и читать лекции для беременных по уходу за ребенком, и стремительно поняла что назрели две проблемы - мой русский был непонятен слушателям.. не в смысле не понятно что говорю.. но он для них был каким-то пластиковым, безобрАзным (хм, интересное слово:) сейчас заметила - безобрАзный, получаеться безОбразный..) вторая проблема была в моих словах - контактный, симбиоз, лактация, процесс, криз и т.д.
Я перешла на украинский... в чем-то стало лучше сразу - по первых атмосфера потеплела, и я перестала употреблять заумные слова... Правда я понимаю, что если бы я говорила на родном языке с такими же людьми, которым этот язык родной, было бы еще проще.
Тогда я стала использовать немного другой прием, я просто стала искать образы, каждого процесса. То есть я не описывала схему, а описывала образ, привязывала его к понятным и привычным явлениям.
Вот тогда все сдвинулось..
Помню первый раз, когда я сказала - малыш в гнездышке у мамы под крылом, а руки сами сложились в колыбель, а потом говорю - и ротик, как клювик широко, как у галчонка раскрыт, и мама сисю вкладывает туда, мягко, но уверенно, как пирог, только что с формы, горячий, выкладываете - уверенным движением, но плавно и нежно...и так теперь я на консультациях общаюсь с женщинами, только образами, только понятными им образами и словами..стараюсь много архетипов использовать.
Всегда понятны сравнения и образы описываемые с помощью пнятий - дерево, птица, пища, и т.д."
ГВ, как естественное построение отношений между мамой и ребенком. Я давно говоря женщинам о ГВ пытаюсь представить информацию в комплексе, где ГВ это только часть действий мамы и ребенка для обретения прочной связи, для взаимообеспечения жизни, развития и становления физиологических и психологических процессов. То есть для меня ГВ не может стоять обособленно от всего остального, что я вкладываю в понятие естественные отношения в семье, в первую очередь между мамой и ребенком.
Вот рождается ребенок, и например я кормлю его грудью, при этом я держу его одетым постоянно в бодик и памперс, спит он пусть и рядом, но в приставной кроватке, а не у меня под крылом, во время прогулки в коляске я даю пустышку или подгадываю с укачиванием и слингом, что бы потом опять отложить его в коляску и он подольше поспал, активно использую помощь бабушки, или няни - укачать, успокоить или гулять, даже готовить еду..вешаю на шею кормительные бусы, или все время хожу в замечательном лифчике для кормления и майке для кормления, где так удобно открывать только одну грудь....и т.д., ведь маме должно быть комфортно и удобно быть мамой. Сейчас для меня это все так очевидно, что при угнетении естественности во всем вокруг ребенка (да и в семье, и в само восприятии женщины конечно) само по себе ГВ не может тащить весь обоз по развитию симбиоза мама-ребенок и вообще по развитию семьи и каждого его члена..
Например тактильный контакт. Разве в тактильном контакте нуждаются только губы и щеки? А все остальное тело может быть большую часть дня закрыто и испытывать прикосновения лишь во время переодевания или массажа (часто чужое прикосновение)? Или материнская грудь, материнское тело - оно разве не нуждается в осязании тела и тепла ребенка? Почему наша способность ощущать сведена до таких минимальных точек. Мы ходим одетые весь день, мы даже дома не снимаем одежды, заменяя ее на домашнюю. И к тому же приучается ребенок постоянно одетый, завернутый, допущенный к точечному контакту. Разве естественность в таком вопросе не лежит в обнаженности?
Максимально раздетый ребенок, желательно все время раздетый, и раздетая мама (я например носила большую трикотажную ночнушку-рубашку на голое тело, днем с трусиками, ночью голая вообще сплю) и вся "одежда" на двоих - одно одеяло, слинг, халат с запахом и т.д. ребенок постоянно в соприкосновении, в полном тактильном контакте с максимально площадью тела мамы - общее тепло, запах, пот, молоко, бактерии - мир на двоих, ведь такой период единения во всех смыслах совсем не долгий, постепенно к 4-5 мес., от него почти ничего не остается. Ребенок больше не нуждается в сидении у мамы за пазухой весь день с сиськой во рту:) У него начинаются новые задач, новые горизонты манят его. И вот уже слинг на прогулку остался только и дома укачать, и грудь сосать стал ребенок вовсе не так сконцентрировано только на этом процессе..он растет и меняются его потребности. Вашего мира на двоих уже нету, он разрушается что бы из него вылупился новый мир.
Что осталось с прошлого периода? Сосание груди, сон под крылом, ношение в слинге, высаживание, совместное купание, то есть все основные приемы остались изменилась их концентрация, их насыщенность и их содержание...только цель та же:)
Ребенок имеющий в доступе всю маму, будет развиваться естественно. А что естественно для ребенка - изучать, принимать окружающий его мир, принимая себя через эту мудрость,развивая себя благодаря этой мудрости. а источником очень долго будет в основном мама. В первые пол года жизни наверное, только мама...
Вот новорожденный сосет грудь, ручки еще хаотично мотаются и не могут найти успокоения - мама припеленывает их на момент присасывания, или кормит в слинге или под одним одеялом придерживая рукой..не важно как - важно, что мама ощутила потребность ребенка принять скованную позу, успокоить плохо контролируемы движения, и смогла ее удовлетворить. Ребенку несколько недель - ручки уже послушные, и они не хотят быть в пеленке, они хотят осязать - конечно мамину грудь.
Потому что сейчас весь мир для ребенка это мамина грудь...это концентрация и визуализация и во всех смыслах осязание мира вокруг - тепло, пища, контакт, забота, любовь...все...
Ручки мнут грудь, сжимают, щипают, разминают...ручки учатся:) трогать, держать, касаться...и рекой теплое молоко - река любви и поощрения.
Дальше больше на каждом этапе взросления ребенок будет благодаря груди и вообще телу мамы набираться мудрости и телесной и разумной. Вот ему пол года..и ребенок начинает видеть и ощущать что груди две.. начинается этап понимания - мир не монотеичен, а как минимум, на этом этапе дуалистический..есть еще один космос - источник, есть еще одна грудь..Ребенок начинает усиленно искать контакт со второй грудью - трогает, ощупывает..отрываясь от одной начинает сосать другую - это все мне? просто так?:) Разве это не естественное становление ребенка - его естественное развитие? он сам нашел вторую грудь, он ней владеет, он может менять источник по своему усмотрению - он сам решает и воплощает..а из груди реки любви и поощрения..и тепло маминого тела.
Для мамы дать доступ к своему телу часто бывает сложно из-за того, что она не ощущает себя Женщиной. Из-за того, что существуют комплексы страхов, стыда, табу и непонимания..и даже не на уровне сознания..а на уровне телесном...на уровне само восприятия. И это конечно течет из детства..от того, что сама женщина не имела всего того о чем я пишу в своем первом году жизни...
Я всегда ощущаю себя землей..Я раскидываюсь, я становлюсь большой и всеобъемлющей, я даю жизнь всему на мне..мои груди дают сок жизни, мой ребенок греется и растет на мне..Такие визуализации-медитации очень помогают относиться к своему телу не как к своей принадлежности и не придавать ему излишнюю интимность. Любой способ принятия себя, не как источника питания для ребенка, не как ухаживающего за ребенком..а ощущения себя частью этого ребенка во всех смыслах - его землей, его источником, его солнцем и его космосом..будет правильным, потому что научит женщину материнству в высшем проявлении..в любви, в интуиции, в полном единении и понимании друг друга.
И конечно это все помогает маме перейти на новый уровень восприятия мира, себя в этом мире..войти в новый этап. Ее старый мир то же рушиться, что бы на своих руинах зародить новый..это жизнь.
Наверное в моем понимании естественность начинается с обнаженности..потому что наша естественность, берет свои корни в животном начале. Я сейчас читала подряд много книг о поведении животных - волков, например тех же..они очень естественные родители:) И ГВ и высаживание и совместный сон и постоянный контакт:)
Вообще-то если подумать, то голый ребенок и максимально раздетая мама, это повод для всего того о чем мы говорим в рамках ЕР...надо согреться - постоянный тактильный контакт, совместный сон и ношение в слинге, надо питаться - ГВ, надо маме функционировать - об устроение быта для того, что бы делать это без отрыва от ребенка..ребенок на маме голый..маме надо сохранять чистоту - высаживание, ловление естественных ритмов..и т.д...ребенок стал старше - тяжелее, спустили на землю, начало следующего этапа - больше автономности, больше самостоятельности...и в те моменты когда ребенок еще на маме, максимально использование этого контакта и для мамы и для ребенка. И так дальше и дальше..до само отлучения...до момента автономности ребенка в большей мере, перехода его на новую ступень развития, как и мамы, на новую ступень материнства, развитие между ними новых способов взаимодействия..База есть - прочный фундамент понимания, слушания друг друга, ощущения друг друга..любви ..
_______________________
В каждом есть солнце только дайте ему светить:) (Сократ)
_______________________
И еще немного не лирики..да дети колупают родинки, неприятно щипают и кусают грудь, царапают и крутят сосок и могут делать еще кучу неприятных и не комфортных для мамы вещей...тут я всегда задаю себе вопрос ПОЧЕМУ ребенок так делает? А Света (оранжевая птичка:) направила меня еще и на второй вопрос - ЗАЧЕМ ЭТО вам? так вот я думаю что поиск ответа на эти два сакраментальных вопроса даст массу интересных ответов..
Это первое..
А второе - творчество и экспромт.
Вообще в жизни творческий подход и умение импровизировать очень помогает:)
Всегда можно найти способ не лишая ребенка удовлетворения его потребности, предоставить себе комфорт. Запрет не решает а устраняет..творчество ищет варианты, достигает цели учитывая все обстоятельства.
зы: как всегда субъективно:)