Новогодний скелетор.
Ув.
midnike выложил
перевод известной лекции Гэнда Минору. Мы тоже как-то
её упоминали, есть ссылка на оригинал и в нашей библиотеке (хотя, кажется, тот текст, который переводил ув.
midnike , в некоторых деталях отличается от того, что можно почитать в USNWC). Само по себе это всё - не повод будить скелетора, но ув.
midnike сделал по поводу этой лекции следующую ремарку:
В общем-то, вы не найдёте в ней ничего такого, о чём не писалось бы в посвящённых данной теме книгах. За исключением одной маленькой, но важной детали, которую почему-то упустили все известные мне исследователи сражения при Мидуэе.
Ответ на вопрос о том, что за "маленькая деталь", дал во
втором комментарии ув.
sas1 :
Принимая во внимание все вышесказанное, к середине 1941 г. 1-й Воздушный флот принял следующие два варианта тактического построения своих авианосцев:
1. В случае атаки наземных целей все авианосцы должны использоваться концентрированно, то есть держаться вместе в одном большом строю «коробкой».
2. В случае боя между нашими и вражескими авианосцами, два авианосца каждой дивизии авианосцев должны быть сосредоточены внутри периметра своих кораблей эскорта, но при этом сами дивизии должны быть рассредоточены и развернуты так, чтобы охватить силы противника с флангов.
В Тихоокеанской войне, до Мидуэйской операции включительно, использовался лишь первый вариант. В ходе сражения при Мидуэе мы не смогли получить достаточно информации о местонахождении американского флота, поэтому у нас не было времени для перехода от первого варианта ко второму. Это одна из причин, почему мы проиграли это сражение. Второй вариант был использован в битве за южную часть Тихого океана и Марианские острова.
Почему скелетор проснулся? Потому, что, вообще говоря, эта "маленькая деталь" упоминается как минимум в трёх книгах, известных и очень известных широкой публике.
Собственно, очень известная - это Fast Carriers Кларка Рейнольдса, книга, которую можно смело называть классической. В издании 1978 г. соотвествующий пассаж на с. 7:
Soon Admiral Nagumo accepted Genda’s concept and initiated fleet maneuvres to test it. Two cruising formations were thereupon developed during 1941. One followed the Japanese naval tradition of dispersing ships to trap an enemy fleet. The two large carrier divisions would launch planes from different areas, the planes converging simultaneously over the target, the tactic that had been accepted in principle since 1936. The second formation was also traditionally Japanese in purpose but new tactically. The purpose was to support Army ashore. The tactic was concentration; the two divisions of two large carriers each would operate in a box formation 7000 meters from one another for tight, efficient launching procedures and especially for better mutual antiaircraft defence.
Вот - вышедшая в 1974 г. Battle of the Philippine Sea за авторством Уильяма Диксона:
By the middle of 1941 the Japanese had developed definite ideas about the use of aircraft carriers in combat. Prior to that time they felt that carriers presented contradictions that were nearly unsolvable. On the one hand coordination of attacking formations suggested a concentration of all carriers in a force, while, on the other, the vulnerability of aircraft carriers suggested a dispersed disposition. Their solution was simple; in attacking land targets their carriers would concentrate in a single formation for maximum coordination, but when facing enemy carriers the Japanese would disperse their ships in squadron size units, attempting to ‘encircle the enemy’. Midway seemed to confirm their thinking.
А вот - Sunburst: The Rise of Japanese Naval Air Power. 1909-1941 от Марка Питти, 2001 г. (соответствующий was выделен в оригинале):
As it turned out, in the year before the outbreak of the Pacific War the navy opted for a compromise between concentration and dispersal. In its plans for action against an enemy fleet, specifically in a carrier-versus-carrier engagement, the two carriers of each carrier division were concentrated, but the divisions themselves were to be widely dispersed, forming an enormous vee with the open side toward the enemy in order to make his encirclement possible. In fact, there was no opportunity to practice this formation, and it was never used during the war. What was practiced and employed early in the war was the box formation, in which Japan’s six fleet carriers were dispersed in a rectangular formation, 7,000 meters (23,000 feet) separating one from the next.
Словом, говорить о том, что "маленькая деталь" ускользнула от внимания американских мореведов, не приходится. Но - действительно - она в явном виде не обсуждается, скажем, у Паршалла и Тулли (в списке литературы которых - что не удивительно - все три вышеупомянутых книги). Почему?
Ответить непросто. Для начала стоит задаться вопросом, какова концепция того или иного исследователя и чем та или иная деталь может быть для него важна. Вот, например, мне эта деталь в своё время показалась интересной постольку, поскольку она очень хорошо "рифмовалась" с мидуэйским планом Нимица в изложении Ландстрома. А именно: Нимиц полагал, что японские авианосцы будут разделены на две группы. При этом сам Ландстром просто констатирует - на практике Нагумо свои авианосцы не делил, а Нимиц получил порцию критики за своё предположение. Соответствующая ссылка на Гэнда была бы тут уместна, но...
Вероятно, само по себе соответствующее утверждение не воспринимается как достаточно обоснованное. Собственно, Питти замечает: предположение о том, что именно Гэнда изобрёл построение "коробка" для Кидо Бутай базируется исключительно на... утверждениях самого Гэнда. И не находит подтверждения в авторитетных японских книгах по теме. А если это вызывает сомнения, то может вызвать сомнения и утверждение о наличии двух планов.
Далее, Паршалл и Тулли приводят схему военной игры, проведённой японцами 25 мая 1942 г. В игре было смоделировано сражение с американским флотом после высадки на Мидуэй, в соответствии с японским первоначальным планом - и на соответствующей картинке (рис. 4-1) разделения Кидо Бутай нет. Далее, в практике Кидо Бутай таки был один раз, когда у Нагумо была реальная возможность разделить силы - если бы утверждение Гэнда о наличии двух вариантов действий было верным. А именно, во время рейда в Индийский океан, утром 6 апреля 1942 г., Нагумо ожидал встретить британские авианосцы, и собирался их уничтожить. При этом о пристуствии британцев Нагумо начал догадываться накануне, и у него была целая ночь на правильную организацию своего соединения.Однако, насколько мне известно, разделения сил не было.
В связи со сказанным выше можно предположить, что полвека назад, на фоне дефицита японских данных, сообщение Гэнда привлекло внимание самых авторитетных авторов. Однако, позже, когда соответствующей информации стало больше, эта лекция и соответствующая "маленькая деталь" утратили свою привлекательность, хотя Питти и счёл возможным упомянуть её в 2001 г.
Until we meet again.